Сценарий лекции-концерта "БибиКот"
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

Бибичина Марина Витальевна

Материал содержит сценарный ход концерта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert_bibikot.docx60.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

М.И. Глинка. Экспромт-галоп на тему Доницетти.

М.П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

П.И. Чайковский. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

А.К. Глазунов. Большой испанский танец из балета «Раймонда»

Д.Д. Шостакович. Весенний вальс из балетной сюиты С-dur.

В.А. Гаврилин. «Перезвоны»

А.П. Петров. Мелодия из к/ф «Зайчик»

Г.А. Портнов. Галоп-мазурка для фортепиано в 4 руки.

С.М. Слонимский. «Деревенский вальс» из сборника «От пяти до пятидесяти»

Михаил Иванович Глинка. Основатель национальной композиторской школы. Несмотря на то, прожил сравнительно небольшую жизнь. Творческое наследие огромно: романсы, песни, симфоническое творчество, кам ерно-инструментальные произведения, оперы.

Наибольшую известность принесли оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Первая опера прошла с огромным успехом, вторая ровно через 6 лет, день в день, была подвержена достаточно серьезной критике. Эту неудачу композитор переживал очень болезненно. Из вокального творчества наиболее известен романс «Я помню чудное мгновенье». Удивительно, что этот романс Михаил Иванович посвятил дочери Анны Керн, которой в свою очередь посвятил стих А.С.Пушкин.

За свою жизнь Глинка много путешествовал: Германия, Италия, Франция, Испания. За время путешествий изучал культуру, право, обычаи других народов, что и отразилось в его творчестве. Так, в 1830 году посетил Италию, Милан, где познакомился с выдающимся композитором Доницетти, блистательным мелодистом, который за свою творческую жизнь написал 74 оперы. В Италии Глинка изучает стиль бельканто и сам много сочиняет.

Умер в 1853 году в Берлине, но перезахоронен в Петербурге в Александро-Невской Лавре.

Модест Петрович Мусоргский. Мусоргский был великолепно образован и эрудирован, русский офицер, владел свободно французским и немецким языкам, знал латынь и греческий язык.

После вступления в кружок «Могучая кучка». Милий Балакирев заставил его обратить серьезное внимание на занятия музыкой.

Мусоргский был хорошим пианистом и обладал красивым баритоном, пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.

Наибольшую известность принесли оперы: «Борис Годунов» по одноименной трагедии Пушкина, драматическая опера «Хованщина», комическая опера «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Гоголя.

Особенностью композитора было то, что он не делал предварительных набросков, черновиков. Долго, тщательно все продумывал и записывал на бело уже готовую музыку.

В последние годы, а прожил он всего 42 года, тяжело болел: нервная лихорадка. Умер в Николаевском военном госпитале. Похоронен тоже в Александро-Невской лавре.

Петр Ильич Чайковский. Величайший композитор в истории музыки, его имя знают в любом уголке планеты. Автор более восьмидесяти произведений: 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, фортепианные произведения, программная симфоническая музыка, вокальные произведения.

Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после окончания по приглашению Николая Рубинштейна переехал в Москву. Где получил место профессора. Московская консерватория носит имя Чайковского.

Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик».

«Щелкунчик» - балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана это позднее произведение, премьера состоялась в конце 1892 года.

Умер Чайковский в 1893 году. Был абсолютно здоров. После посещения элитного ресторана Лейбнера, где попросил стакан холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку (в городе была холера). Ему принесли стакан сырой некипяченой воды. Он заболел холерой и умер.

Похоронен в Александро-Невской Лавре.

Александр Константинович Глазунов. Русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. По рекомендации Балакирева учился у Н.А. Римского-Корсакова. В 1887 году умирает А.Бородин, оставив неоконченной оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их завершение берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память позволила полностью восстановить увертюру к опере, так как незадолго до смерти Бородин исполнял её на фортепиано.  Глазунов сумел запомнить музыкальный материал этой увертюры. После революции Глазунов сумел остаться на своём посту профессора консерватории, наладив отношения с новой властью. Он выступал на фабриках, заводах, но в 1928 г.после посещения композиторского конкурса в Вене, принял решение не возвращаться на родину. Умер композитор в Париже. Прах захоронен в Александро-Невской Лавре.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Крупнейший композитор XX века. Его музыкальные произведения яркие, самобытные, с удивительным музыкальным языком, имеют огромную художественную ценность. Работал во всех жанрах: 15 симфоний. 6 концертов для солирующих инструментов, камерная музыка, оперы, балеты, музыка к театральным постановкам и фильмам («Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет», «Король Лир»).

Окончил Петроградскую консерваторию. С 1937 года вел класс композиции в Ленинградской государственной консерватории, в 1939 году стал профессором.

Его имя носит Большой зал филармонии.

Одно из самых известных произведений – 7-ая Ленинградская симфония. Начал работу над ней еще в осажденном городе и уже в августе 42-го года она прозвучала в Ленинградской Филармонии, что явилось важнейшим событием в жизни города.

Последние годы жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий Александрович Гаврилин. Композитор, автор симфоний и хоровых произведений, музыки к кинофильмам. Им написаны балеты «Анюта»,»Дом у ворот».

Закончил специализированную школу, затем Ленинградскую государственную консерваторию по классу музыковед-фолклорист, занимался композицией у знаменитого профессора Евлахова. Проживал в Санкт-Петербурге на улице Пестеля,12.

«Перезвоны» - хоровое симфоническое действо для солистов. Смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Одно из самых масштабных и значимых произведений. Подзаголовок – «По прочтении Шукшина». Судьба Шукшина не могла не волновать композитора. Их линии жизни во многом схожи: оба выходцы из российской глубинки, у обоих основная тема творчества – осмысление русского характера.

Похоронен на Волковском кладбище, в музее некрополя «Литературные мостки».

Андрей Павлович Петров. Андрей Павлович родился в интеллигентной семье: мать-художница, отец – хирург. Учился в училище при Ленинградской государственной консерватории, затем в самой консерватории. Тоже ученик Ореста Евлахова.

Творчество очень разнообразно: песни,романсы, балеты, оперы. Симфонии, инструментальные концерты.

Но особую известность принесла музыка к кинофильмам: «Человек-амфибия»,»Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Синяя птица», «Служебный роман», «Гараж», «Осенний марафон».

Георгий Анатольевич Портнов. Наш современник. Окончил ленинградскую государственную консерваторию по классу композиции у профессора Евлахова. Творчество: оперы, оперетты, оратории. Камерная, вокальная, инструментальная музыка. Очень много вокальной и инструментальной музыки написано для детей. Работал концертмейстером в самодеятельных коллективах, на телевидении (главным редактором музыкальных программ), главным редактором издательства «Советский композитор».

Им написана музыка к спектаклям: «Древо жизни». «Проводы белых ночей», «Золушка».

Живет в нашем дворе.

Сергей Михайлович Слонимский. Советский и Российский композитор, музыковед, пианист, педагог, народный артист РСФСР. Тоже ученик Ореста Евлахова. По сей день преподает в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию. Кроме того блестящий импровизатор, автор книг и статей о композиторах: Прокофьеве, Шостаковиче, Шумане, Мусоргском. Принимал участие в фольклорных экспедициях, собирал русские народные песни, что конечно не могло не отразиться на его творчестве. Творчество: оперы, балеты, сочинения для оркестра, для хора, камерная музыка, романсы и песни, музыка к кинофильмам («Республика Шкид»).

ГБОУ ДОД Дворец Детского (юношеского) Творчества Московского района

Музыкальный отдел, инструментальная секция

Сценарий проведения лекции-концерта

фортепианного дуэта

«БибиКот»

                                                                            Составители:

                                                                      педагоги доп. образования

                                                                            Смирнова М.В..

                                                                            Кот Е.М.      

                                                                            Бибичина М.В.

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она сопровождает его повсюду: легкая и серьезная.

Классическая музыка – что значит «образцовая» - требует от слушателя и исполнителя большого напряжения душевных сил. Неслучайно высказывание Листа: «Есть музыка, которая к нам идет, и другая – которая требует, чтобы мы к ней шли».   

           Петербург один из самых творческих городов России и мира. Таким количеством известных писателей, поэтов, художников и композиторов живших и творивших на улицах города вряд ли может похвастаться кто-то еще. Поэтому у горожан открывается прекрасная возможность прогуляться и заглянуть в одну из множества музеев-квартир русских писателей,  поэтов, композиторов. Здесь каждый сможет понять, чем жил, и где черпал вдохновение любимый мастер пера.

Идея: 

Идея проведения лекции-концерта выросла из желания педагогов познакомить наших воспитанников  с наследием композиторов, которые жили и творили в нашем городе.

Форма: 

Лекция-концерт.

Цель: 

формирование нравственно- ценностного отношения воспитанников к лучшим образцам русского искусства.

Задачи: 

  • Способствовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня воспитанников;
  • Обобщить опыт воспитания культуры на основе музыкального творчества;
  • Содействовать организации содержательного досуга;
  • Показать значение музыки в общекультурном развитии воспитанников;
  • Популяризировать русскую музыкальную классику

Методы:

  • Метод эмоционального воздействия и стимулирования;
  • Метод побуждения интеллектуального развития.

Условия реализации:

  • Форма организации деятельности детей: совместная с родителями.
  • Количество человек:  45 человек
  • Возраст: дети 7-15 лет, родители.

Техническое оснащение  занятия:

  •   Зал на 50 мест
  • Рояль
  • Флейта

Ожидаемые результаты:

  • Повышение общего культурного и интеллектуального уровня учащихся
  • Обобщение опыта воспитания культуры на основе музыкального творчества
  • Организация содержательного семейного досуга
  • Осознание важности значения музыки в общекультурном развитии обучающихся и их родителей

Список использованной литературы:

  1. А. Альшванг. П.И. Чайковский. Издательство «Музыка», Москва 1970.
  2. Ю. Келдыш. История русской музыки. Москва-Ленинград 1948
  3. Л.М.Конисская. Чайковский в Петербурге. Лениздат 1974
  4. А.Н. Крюков. А.К. Глазунов. Москва, «Музыка»1984
  5. Г.А.Ларош. Избранные статьи, вып.1. М.И. Глинка. «Музыка», ленинградское отделение, 1974
  6. А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. Лениздат 1974
  7. С.М. Хентова. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. Лениздат 1981
  8. www.meta-musik.ru
  9. www.kulturologia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...