О некоторых методических приемах формирования личностно-смыслового эстетического отношения школьников к музыкальным произведениям
статья по музыке на тему

Cклярова Татьяна Васильевна

 Формирование эстетического отношения школьников к музыкальным произведениям,а вместе с тем и к музыкальной деятельности в целом, связано с процессом развития у учащихся личностно-смыслового восприятия музыки. С одной стороны, это возможно лишь на основе непосредственного , живого общения с музыкой,в какой бы форме оно не протекало; с другой стороны, само восприятие и исполнение музыки не может считаться полноценным художественным процессом, если оно не имеет соответствующих внутренних (идущих от личности школьника) побуждений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О некоторых методических приемах формирования личностно-смыслового эстетического отношения школьников к музыкальным произведениям

                                                                                                            Т.В. Склярова

Формирование эстетического  отношения школьников к музыкальным произведениям, а вместе с тем и к музыкальной деятельности в целом, связано с процессом развития у учащихся личностно-смыслового восприятия музыки. С одной стороны, это возможно лишь на основе непосредственного, живого общения с музыкой, в какой бы форме оно не протекало; с другой стороны, само восприятие и исполнение музыки не может считаться полноценным художественным процессом, если оно не имеет соответствующих внутренних (идущих от личности школьника) побуждений.

Осознание школьниками объективной значимости их общения с музыкой опирается на усвоение ими знаний о природе музыки, специфике и значении ее языковых средств и требует формирования у учащихся умения выделять интонационные комплексы, приемы развития, используемые в музыкальных произведениях.

Переживание же школьниками субъективной значимости их общения с музыкой затрагивает, прежде всего, сферу их эмоций и предполагает организацию на уроке нравственно-эстетического осмысления учащимися возникших у них эмоциональных реакций и оценок музыки. А это требует актуализации и обобщения не только музыкального, но и всего жизненного опыта школьников; развития у них умения выделять, прежде всего, чувственно-эстетическую сторону наблюдаемых и познаваемых жизненных явлений. Таким образом, на основе взаимодействия осознания и переживания школьниками объективной и субъективной значимости общения с музыкой и возникает феномен личностно-смыслового эстетического отношения их к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

В течение ряда лет велось наблюдение  за проявлением у младших подростков эмоциональной отзывчивости на уроках музыки. Фиксировалась их работа на уроке в целом и в отдельных формах музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное исполнение и т.д.)

Было замечено, что, начиная с четвертого класса, обнаруживается определенная скованность в проявлении эмоциональной реакции ребят на музыку, звучащую на уроке, а также отмечается снижение их активности в процессе размышлений  о ней. Возможно, это связано с тем, что хоровое пение опирается в большей мере на коллективное взаимодействие, а слушание музыки – на индивидуальную эмоциональную и мыслительную деятельность учащихся. Проведенные наблюдения  поставили серьезную проблему поиска, путей повышения активности школьников на уроках музыки с целью формирования у них личностно- смыслового эстетического отношения к музыкальному искусству и разным видам музыкальной деятельности.

Решение этой проблемы потребовало включения дополнительных методических приемов. Главной идеей,  опираясь при выборе таких приемов, является развитие генеральной линии, «сверхзадачи» школьной программы - «музыка и жизнь».

При организации бесед с детьми, непосредственно перед прослушиванием того или иного музыкального произведения необходимо создавать такие ситуации, в которых выявлялись  бы различные жизненные представления, потребности и интересы учащихся , разное понимание ими человеческого характера и человеческих отношений.

Актуализация жизненного опыта школьников на уроках музыки осуществляется  несколькими взаимосвязанными способами;

- в первом случае после восприятия музыки учащимся предлагается  выразить свое собственное отношение к произведению и дать ему оценку;

-во втором случае в ходе обсуждения прослушанного произведения сначала выявляется отношение ребят к различным жизненным явлениям, их оценка отдельных черт личности, поведения человека, а затем дается задание сопоставить свои отношения и оценки с теми, которые выразил в музыке композитор;

- третий способ можно условно назвать организацией общения школьников средствами музыки. Он состоит в том, что учащимся предлагается найти соответствующие музыкальные произведения (их можно дополнить произведениями литературы, изобразительного искусства), которые наиболее адекватно выражали бы их собственное отношение к товарищам, любимым героям, природе, явлениям и событиям жизни.

Приведем один из примеров актуализации жизненного опыта учащихся в процессе их взаимодействия с музыкальным произведением. Один из уроков музыки в 5 классе по теме «Музыка и природа») предоставил возможность затронуть в классе нравственно-эстетическую проблему, которая предстала перед учащимися в следующих вопросах: как через отображение картин природы в музыке композиторы выражают: 1) отношение человека к природе; 2) внутренний мир человека, его душевное состояние;  3) отношение человека к другим людям, к целому народу и к историческим событиям.

Для того,чтобы помочь ребятам ответить на эти вопросы, было включено в урок  знакомое им произведение «Утро» Э. Грига, а перед его прослушиванием было дано задание поделиться воспоминаниями и впечатлениями о том, каким им доводилось видеть в своей жизни утро, рассвет. Выяснилось, что даже один и тот же человек может увидеть природу по-разному. На вопрос: « С чем это связано?» школьники ответили: « С характером человека, его внутренним состоянием, настроением»

Затем учащимся было предложено вслушаться в музыку Э. Грига и подумать о том, каким должен быть человек, способный так увидеть, почувствовать природу, рассвет, как это выразил в своем произведении композитор. Ответы ребят были такими:

-Это человек должен быть внимательным и наблюдательным. Он должен очень любить природу, так как звучащая мелодия нежная, красивая.

-Он должен рано вставать, чтобы увидеть рассвет. Еще нужно быть в хорошем настроении, потому что, когда плохое настроение, нельзя почувствовать красоту природы.

- Композитор выразил свое собственное восприятие природы, но многие другие люди могут так же любить, беречь природу и животных!

Рассуждения учащихся привели их к первому важному выводу: музыка, отображая природу, наполняет её человеческими чувствами, отношениями, помогая и нам понять и оценить своё отношение к природе, увидеть и ощутить её красоту.

Этот вывод подтвердился, когда ребята увидели некоторые репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и сопоставили их с музыкой Э. Грига.

Следующий вопрос был такой: может ли человек через отношение к природе выразить своё отношение к другим людям, целому народу? Помогая ребятам ответить на этот непростой вопрос, были исполнены  мелодии арии Сусанина (в этом отрывке из музыкального произведения природа, наступающее утро становится фоном, на котором раскрываются  глубокие человеческие чувства, переживания, отношения) и «Жаворонка» М.И. Глинки.

После  этого поставленный вопрос уже не вызывал особых затруднений и, что важно, ребята осознали, что именно музыка помогла им дать правильный ответ на вопрос. При этом у них появилось желание самим спеть «Жаворонка».

В качестве домашнего задания учащимся было предложено выбрать произведения из различных видов искусства, которые, отображая природу, выражали бы их личностное отношение к ней, к другим людям, к волнующим их жизненным вопросам.

Приведенный пример из урока музыки показывает, что опора на жизненный опыт ребят значительно повышает их эмоциональную и мыслительную активность, формирует личностно-смысловое эстетическое отношение школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

"Некоторые методические приемы повышения эффективности уроков"

"Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом."   Ш. А. Амонашвили....

Некоторые методические приемы использования песенного текста.

На конкретных примерах рассматривается возможность использования песен на уроках АЯ в общеобразовательной школе....

Методическая разработка «Методические приемы формирования коммуникативных УУД»

материал на тему: "Методические приемы формирования коммуникативных УУД"...

Методическая разработка «Методические приемы формирования коммуникативных УУД»

материал на тему: "Методические приемы формирования коммуникативных УУД"...

Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)

По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ      Формирование у...