Художественно-образное воспитание школьников на уроках музыки.
методическая разработка по музыке (7, 8, 9 класс) на тему

Силютина Элина Владимировна

Примеры интеграции искусства на уроках музыки, МХК, ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                   

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Методические рекомендации

«Художественно-образное воспитание

 школьников на уроках музыки»

Каменск - Уральский

2011

 

Утверждено на заседании городского методического объединения учителей музыки от 17.11.2010

Методические рекомендации предназначены для учителей музыки средних общеобразовательных школ и студентов педагогического колледжа.

Автор Силютина Элина Владимировна

 Искусство должно быть

                                                                      состоянием души.

                                                                                           Марк Шагал.

     Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Авторы интегрированных программ ориентируются не столько на увеличение объема знаний, сколько на их обобщение, раскрывающее глубинные связи между различными видами искусства, между искусством и жизнью. Учителю музыки, для создания яркого, запоминающегося образа и лучшего усвоения учебного материала, важно уметь привлечь  взаимодействие искусств. Так хочется, чтобы обрели голоса краски на картине, чтобы музыка слилась в дуэте с поэзией, воплотилась в пластических, зримых образах.

     В то же время известна педагогам и такая ситуация, когда произведения различных искусств, похожие по названию, теме, относящиеся к одному времени и даже схожим ситуациям, оказываются совершенно  различными  по духу и настроению.

И наоборот, произведения, принадлежащие разным эпохам, абсолютно не совпадающие по названию, оказываются необыкновенно  созвучны друг другу.                                      

     В художественной культуре степень взаимовлияния и взаимопроникновения различных видов искусства очень высока.

Это свойство искусства является выражением особенностей нашего мышления.

     Разнообразные формы синтеза искусств, многочисленные переводы художественных образов на языки разных искусств, «обмен» между искусствами формообразующими принципами и специфическими, как казалось прежде, средствами

выразительности – все это входит в характеристику стиля современного искусства.

     Процессы, отражающие умонастроения нашего общества, происходящие в современном искусстве, осмысливаются в последние

3

годы и в сфере образования. Обобщая эти педагогические исследования, сформулируем принципы, по которым может осуществляться педагогическое взаимодействие различных видов искусств:

  • генетический (вид искусства как компонент в синкретическом

существовании искусств)

  • функциональный (общность темы, мировоззренческих позиций)
  • эмоциональный  (сходство аффектов, психологических

состояний)

  • морфологический («обмен» структурообразующими принципами

между искусствами в рамках единой художественной системы эпохи)

     Мой педагогический опыт показал, что одним из важных принципов, по которым может осуществляться педагогическое взаимодействие различных видов искусств, является эмоциональный  принцип (сходство психологических состояний в произведениях искусства). Этот принцип используется на уроках с целью накопления образных впечатлений, развития у школьников способностей чувствовать, вживаться в мир художественных образов.

     Во многом функциональный и эмоциональный принципы взаимодействия искусств совпадают, поскольку сходство темы предполагает и сходство эмоционального состояния, выраженного в произведениях. В то же время, данный принцип предполагает использование музыки в качестве фона, эмоционально дополняющего зрительный, вербальный или пластический ряд. Здесь важно не столько тематическое или стилевое соответствие, сколько яркость и выраженность в музыке нужного состояния. Это как раз тот случай, когда созвучными оказываются произведения из разных эпох и даже культур.

     Вхождение в действительность, созданную автором, происходит через « заражение» эмоциями. Слушание музыки как эмоционального фона способствует решению этой педагогической задачи. Но использовать музыкальные произведения как иллюстрации к стихам

4

или картинам педагогу нужно очень осторожно, не забывая об их многоплановости.

     Я предлагаю рассмотреть конкретные примеры из педагогической практики, в которых будет не механическое соединение произведений различных искусств, а их сопоставление, равноценный анализ. В этом случае они будут дополнять  и углублять друг друга, порождать богатые ассоциации в сознании слушателей и зрителей:

Пример №1 

Зрительный ряд: икона «Битва новгородцев с суздальцами». Музыкальный ряд: хор №20 «Sanctus» из мессы си минор  И.С. Баха.

     Икона написана ярко, светло, празднично. В ее колорите  изумрудно – синий  цвет находится в изысканной гармонии с оливково – зеленым и воздействует на малиново – красный, ложась на нем сиренево – синими тенями, все это наполнено дневным светом и соединено в изысканной холодной тональности. Причудливый контур зданий, движущихся процессий находится в строгой ритмической согласованности, позволяющей сравнить  линейную композицию со строгостью нотной записи. В музыке Баха образ вознесения, медленного торжественного подъема связан с ощущениями уходящей из под  ног земли. Широкие «ступенчатые» ходы басовых голосов меняют пространственные ориентиры, рождая своеобразный эффект  взгляда вниз с огромной высоты. Музыку и живопись объединяет торжественность, ослепительная праздничность, великолепие и полнозвучие красок.

Пример №2

Зрительный ряд: Э. Дега « Голубые танцовщицы».

Музыкальный ряд: К. Дебюсси « Послеполуденный отдых фавна».      

     Словно видение при лунном свете движутся очаровательные девушки в легких, сотканных из воздуха и тумана платьях. Они танцуют под звуки прекрасных мелодий, полных нежности и любви. Голубые, синие, изумрудно – зеленые взаимодействуют с  

красно – коричневыми, фиолетовыми, охристо – оранжевыми тонами, 5

создавая волшебную симфонию цветовых звучаний. Для музыки

Дебюсси характерна изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии, мимолетность видений тончайших оттенков эмоций. Мелодия имитирует пластику танцевальных движений. Художник и композитор создают образы мягких пейзажей, раскрывают волшебный мир грез. Для живописи и музыки характерна яркая эмоциональность в выражении чувств

Пример №3 

Зрительный ряд: И.Г. Айвазовский «Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря».

Музыкальный ряд: С.В. Рахманинов концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

     Основное место занимает безграничное морское пространство и такое же бесконечное небо над ним. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От  зеленовато – серых, серебристых и

светло – изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до

темно – синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря.  В музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и утонченная поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность. Гулкие аккорды нагнетают напряжение. Музыка обладает органичным сочетанием широты и свободы  мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. В данном случае привлекает внимание аналогичность художественных выразительных средств в этих произведениях, воплощающих образ природы.

     На интегрированных уроках используются  многочисленные «переводы» художественных образов на языки разных искусств. У  школьников появляется возможность выстраивать собственными усилиями свой уникальный художественный мир. Через чувственное восприятие  образа складывается личностное, сотворческое отношение к искусству

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

Нравственное и патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств взрослого человека, которое выражается  в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем детстве, патриотические чувства важны ...