Методическая разработка тема: "Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование"
методическая разработка по музыке на тему

Биче-оол Оюмаа Орге-Согаровна

Для преподавателей по специальности баян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая работа46.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУД ДШИ имени Дамба Хуреш-оол муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»

Методическая разработка на тему:

«Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»

                                                                                                                               Выполнила преподаватель: Биче-оол О.С.

 

с.Тээли

                                   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

Тема – «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование».
Краткая аннотация (цель, задачи, методы, средства, приемы, целевая аудитория, особенности продукта и т.д.):

Почему я выбрала методическую разработку по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»? Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - баян и аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. Цель - расширение кругозора учащихся в области искусства и развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.

Методы, используемые в применение методической разработки : метод проблемного изложения, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховой и т.д.

В подготовке данной разработке были привлечены учащиеся  по классу баян. Навыки исследовательской работы которых были использованы на практических занятиях по специальности в классе «Баян» на уроке уделялось на данный вид музицирования 5-7 минут и творческие домашние задания которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших , и стабильных результатов развития слуха используя игру по слуху, чтение с листа , и транспонирование . Также были использованы межпредметные связи в поиске информации по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» заимствованы методики у теоретиков, скрипачей и пианистов (Г.Шатковский, Р.Шуман, В.Галич, с.Ляховицкая, Г.Шахов и т.д.). 

Данная методическая разработка «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» адаптирована и может быть использована преподавателями для обучения в ДШИ по дисциплине "Музыкальный инструмент - баян и аккордеон". Подготовительная работа и практическое применение этой методики получилась очень насыщенная, интересная, дети делились своими впечатлениями, проблемами , и позволило многим детям понять, что прилежание, стремление к учёбе необходимая составляющая в достижении целей.

 Цели:
Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды музицирования;

Расширение кругозора учащихся; 

Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным наследием;

Активизация учебного процесса в детской школе искусств;

Повышения качества подготовки учащихся ДШИ к самостоятельному творческому мышлению;

Пропаганда классического музыкального образования на народных инструментах.



Задачи:


  • образовательная – модель начального обучения, основанная на комплексном обучении по слуху, чтение с листа и транспонированию ;

  • развивающая – развитие познавательного интереса учащихся и обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта ;

  • воспитательная – воспитание любви к классической музыке, привитие любви к народным инструментам.


Приобретаемые навыки детей, формируемые универсальные учебные действия:


  • Закрепляются знания по развитию слуха, полученные на уроках, и расширяют свой кругозор;

  • Вырабатываются коммуникативные навыки – дети принимают участие в контрольных уроках по данным видам музицирования;

  • Вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;

  • Вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего; 

  • Учащиеся находят новых друзей и испытывают чувство гордости за свои успехи и достижения, пользуются возможностью блеснуть своими профессиональными навыками;

  • Умение работать и анализировать различные музыкальные произведения ;

  • Использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого музыкальную терминологию.



Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:


  • конструктивному - большое место принадлежит конструированию урока и домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.

  • организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.

  • коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, администрацией, преподавателями и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.



Методы и принципы:

Принципы:


  • принцип синтеза: теория, исполнительство и композиция;

  • принцип триединства: знать- слышать- действовать;

  • принцип сотрудничества;

  • принцип контакта с учеником;

  • принцип повторения;

  • принцип количества переходящее в качество;

  • принцип дифференцированного подхода;

  • принцип доступности;

  • использование демонстрационных материалов.


Методы:


  • активизирует деятельность учащихся;

  • развивает их слуха, память и ритм;

  • помогает контролировать знания учащихся;

  • может быть проводником личностного воздействия преподавателя на учащегося;

  • информационно-репродуктивный

  • объяснительно-репродуктивный

  • словесный 

  • практический 

  • наглядно-демонстрационный

  • наглядно-слуховой

  • метод музыкального обобщения

  • метод забегания вперёд и возвращения к пройденному 

  • метод наблюдения за музыкой

  • метод размышления о музыке.



Техническое обеспечение:


  • музыкальный инструмент – баян;

  • «Живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;

  • компьютер (ноутбук) 

  • видеозаписи и аудизаписи; 

  • видеофайлы, презентация

  • видеопроектор, экран.



Используемые предметные программы:

Используются межпредметные связи:

музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки, специальность для народных инструментов.

Организация и формы работы:


  • Объяснение;

  • Учебная дискуссия;

  • Демонстрация; 

  • Исследовательская работа;

  • Практическая работа;

  • Творческая работа.



Моё отношение к методической разработки :

В методической разработке присутствуют элементы: объяснения, демонстрации в начальном периоде с показа преподавателя, повторения, практическая и творческая работа, закрепления старого и освоение нового материала, а так же умений и навыков.

Развитие музыкального слуха формирует комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся в детской школе искусств. Он стимулирует желание учиться по всем предметам, как по теоретическим, так и по специальным (ведь каждому ученику предоставляется возможность выступить перед публикой). В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, создаваемые преподавателем, непосредственное участие ребят в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому ребенку возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.
^ Методические рекомендации - вовлекать как можно больше детей в творческую атмосферу и ежедневные занятия музыкой станут потребностью. Ребята всегда с увлечением выполняют творческие задания и очень радуются, когда их усилия отмечены добрыми словами слушателей. Конечно, важно при этом учитывать их возрастные особенности.

Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально - теоретических дисциплин.

Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования.

Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах?


  • Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога.

  • Нет тщательно разработанной методики обучения по этим навыкам - наиболее трудным в обучении и игре на инструменте , которые должны являться первоначальным этапом. Именно в ДШИ должен закладываться фундамент будущего музыканта.


За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют.

Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.

Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель начального обучения, основанную на комплексном обучении игре по слуху, чтении с листа и транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно - воспитательного процесса, начиная с первых занятий.


       ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С               ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

1. Сущность тональности и проблемы транспонирования.

Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность. Тональность (середина 19 века) высотное положение лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть изложен по крайней мере в 12 тональностях. 

Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий характер музыки. 

Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах, бемольные все мрачнее). С.И.Савшинский пишет:"Важно то, что каждая тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется (аппликатура, игровые ощущения и представления).

А.Б.Марк (немецкий композитор, теоретик, педагог) предостерегал от легкомысленного транспонирования пьес, каждое музыкальное произведение должно звучать в такой тональности, в какой написал автор.

Н.А.Гарбузов с какой целью нужно транспонировать произведения:


  • Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента

  • Облегчение партии ( много ключевых знаков)

  • Средства выразительности ( части произведения)


Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты).

Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет исполнить на баяне фортепианные, органные, вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала.

Е.В.Давыдова пишет: "До освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, чувствовать тональность."

Многие педагоги(Щапов, Рафалович) считают, что именно транспонирование важнейший способ развития тональных слуховых и вне слуховых ощущений. Техника транспонирования состоит в процессе слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а слуховой).


2.Психологический механизм игры по слуху, чтение с листа и транспонирование.
Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту.

Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и их транспонирование и рекомендует заниматься этим с первых шагов при обучении на инструменте.

О.В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам. Это самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом (это работа Рафаловича по транспорту фортепьяно).

Способ не механический перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в новую тональность отсюда укрепление зрительно - слухо - двигательной взаимосвязи.

Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок , но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений - является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны: 


  • слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)

  • двигательного ( умение и навыки).


Широко распространен метод - направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т.д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.

Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".

Щапов:" Не следует брать клавишу раньше, чем в воображении появится образ данного звука и не появится чувство уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу".

При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном - пассивный наблюдатель моторики.

Игра по слуху осуществляется при слуховых представлений и двигательной установки в заданную тональности, производится по схеме: слуховой образ - моторика - звучание.

В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс превращения нот в видимых в слышимые. Или увидел - услышал - сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между слуховыми и двигательными через "подкрепление" чтение нотного текста.

Слуховой метод: зрительное восприятие нотного текста - слух - моторика - звук.

Двигательный метод: зрительное восприятие нот - моторика - звучание - слух.

Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю (слуховой контроль).

Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод "внутри услышимого" музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа - превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по слуху - воспроизводить внутри услышимую музыку в разных тональностях.

Транспонирование по нотам формируется в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспорта по слуху.

3.Последовательность развития слухо - двигательных представлений.
Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.

Основа мелодического слуха является ладовое чувство (различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тоники).

Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).

Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха.

Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и чтение с листа должно осуществляться на ладовой основе.

Транспонирование - связь теории и практики.

Усвоение звукоряда лада:


  • ощущение устойчивых ступеней

  • тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз

  • первые шаги от 1-3 ступени

  • усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.


Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора, но начать с натурального , использовать русские песни, а вслед можно и гармонический , и мелодический миноры. После, если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к параллельно- переменному ладу. Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор).

На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический . В начале слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями.

До начала изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к транспонированию их на инструменте, а от сюда к народной подголосочной полифонии. Психологи утверждают:"Что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается , и надолго удерживается в памяти". Репертуар для подбора по слуху и т.д. детские песенки, современные и народные песни - лучший учебный материал.

 ГЛАВА II .

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПОСЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

Организация занятий.

У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность, память, ритм, и здесь необходим дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умение и способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания теории музыки. Пробелы в теоретических знаниях легко обнаруживаются в процессе анализа музыкального материала, нужна взаимосвязь сольфеджио и специальности( требования по сольфеджио, на уроках специальности продолжение темы по сольфеджио) чтение нот с листа, подбор по слуху номеров из учебника по сольфеджио.

Методика работы в младших классах ДШИ определяется образностью мышления. Теоретические формулировки вводить как можно неназойливо, в тесной связи со специальностью. Успешность урока - элементы игры.

Транспонировать использовать номера по сольфеджио, способствует взаимосвязи сольфеджио и специальности, четкое планирование классных и домашних заданий и систематический контроль за выполнением их - обязанность педагога.

Чтение нот с листа репертуар ДШИ обычно на 1-2 класса ниже обучаемого класса.

Важную роль планирования урока не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок - это 3 этапа:


  • объяснение нового материала

  • самостоятельно выполненное домашнее задание

  • контроль за качеством его выполнения


Целевые установки урока:


  • повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам)

  • усвоение нового материала ( по нотам и по слуху)

  • знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)

  • транспонирование по слуху.


Задание должно быть посильным по объему и степени трудности. 

Игра по слуху, чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей и творческой самостоятельности, активизации теоретических знаний и помощь применения на практике. Многие представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на "инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей" - пишет Л. Баренбойм ( чтение, подбор, транспорт).Отсюда требования: начинайте работу с "донотного периода" пьесы разучиваются не по нотам, а по слуху. В классах ведущих педагогов пианистов ДМШ г.Ленинграда Ляховицкой, Лерман, Рафалович занятия на инструменте начинаются с донотного обучения, на основе транспонирования по слуху знакомых мелодий. Учащиеся знакомятся с инструментом, постановка рук, приёмы звукоизвлечения.

Первое полугодие дети накапливают слуховые представления, игровые навыки. Этим повышается самостоятельность и теоретическая инициатива (донотное обучение рекомендовал Моцарт). Многие педагоги начинают занятия не с формирования слуховых представлений, а с освоения нотной грамоты, клавиатуры и игре по нотам и приходится решать сразу множество сложные задач, связанных с особенностями инструментов.


  • наличие 2-х клавиатур с разными звуковысотными соотношениями

  • неодинаковое расположение левой и правой клавиатур (правая - полутоновая, левая кварто - квинтовая)

  • отсутствие зрительного контакта с клавиатурой

  • звукоизвлечение требует физической силы


Все это заставляет педагогов направлять внимание учащегося на усвоение нотных знаков и соответствующих им клавиш и на основе нотного материала работа над постановкой рук, пальцев и звукоизвлечения. Такой метод противоречит основным положениям современной педагогики. Нужно использовать формы развивающие музыкальный слух, творческое начало и активность учащихся.

Педагоги часто задают вопрос: "Где найти время для подбора по слуху, его не хватает чтоб подготовить пьесы на академический концерт. За счет чего осуществляется связь теории и практики? Как быть с выборным баяном?"

Не нужно доказывать, что подбор и чтение с листа не просто нужны, но необходимы на основе связи теории и дифференцированном подходе к каждому учащемуся.

Срок 5-7 лет на баяне - это мизер, необходимо увеличить до 9 лет и на этот срок рассредоточить программу, вот время для подбора и транспонирования на выборном баяне стало возможно исполнить сложнейшие органные и фортепианные произведения, усложняется и концертный репертуар.

Основы владения выборной системой закладывается в ДШИ и даже целесообразней начинать обучение с выборного баяна в 1 классе или в 1 полугодие:


  • мелодический слух - на выборе одноголосные мелодии

  • в основе правой и левой руки одна система

  • различные штрихи в левой руке короче в готовом баяне усложняет координацию движения, а на выборе идентичное движение рук легато - стаккато - соединение этих штрихов.

  • вес и габариты выборного баяна меньше можно начинать работать с 6-7 лет.


Но и не умоляем достоинства готового баяна. Готовый аккомпанемент создает особый колорит, упругость звучания песен, танцев. Нужно считаться с желанием родителей и учащихся насчет выборного баяна.

Педагог обязан ознакомиться с методикой начального обучения на обоих видах баяна, а донотное обучение в классе только облегчает формирование игровых навыков.
2. Методы обучения игры по слуху.

Под игрой по слуху нужно понимать исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально- слуховых представлений без помощи нот. Роль педагогического участия в формировании у учащихся навыков игры по слуху значима, как и обучение по нотам.

Успешность игры по слуху зависит от степени развития слуха двигательной взаимосвязи, а отсюда и успехи по сольфеджио и по специальности. И этим надо заниматься систематически.

Подбор по слуху имеет 2 формы:


  • усвоение музыки в первоначальной тональности

  • в новой тональности (вид транспонирования)


В процессе подбора у учащегося развиваются: музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо- двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие мелодии, гармонии.

Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений это ПЕНИЕ - поэтому первые шаги нужно начинать с него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки или интервалы, а ребенок без поддержки инструмента воспроизводит голосом, лучше со словами.

Важное значение развития эмоциональный отзывчивости и умение мыслить музыкальными образами. На первых уроках необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на примере попевок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к подбору мелодии на инструменте. Желательно, чтобы педагог предложил подобрать на фортепьяно (облегчает подбор не требуя аппликатуры и штрихов, самое важное правильно нахождение звуков и ритм).

Критерии музыкальной памяти, быстрота запоминания, слух - интонация голоса и подбор на инструменте. Одновременно с пением и транспортом (от другого звука на фортепьяно) приступаем к овладению первоначальными навыками игры на баяне. Всё -это осуществляется на основе игры с показа. Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой , пальцами педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки.

Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах, длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой).

После освоения этого периода переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку, аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе мелодия транспонируется в 1-2 тональности (или от другого звука ). При проверке домашнего задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком.

Опыт показал, что работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода ( снижает интерес). Куда полезнее песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио.

Мелодии строящиеся на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения позициозной игры ( без перекладывания и подкладывания пальцев). Это воспитывает аппликатурную организованность.

Позиция в игре на аккордеоне - группа нот на клавиатуре охватываемая кистью руки ( в пределах квинты, каждый палец остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем диапазон расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья, повторения одной клавиши разными пальцами).

Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий аппликатура сохраняется независимо на какую клавишу ( белая или черная) приходится 1 палец.


  • при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на своем ряду 2 палец на 1 ряду, 3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду. 

  • арпеджио аппликатура не измена.


Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха и рекомендуют начинать с легато.


  • начинают с напевных мелодий, связное звучание

  • спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию клавиатуры.

  • в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу

  • плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу.


Очень важно восприятие ритма, зафиксировать слухом, а затем осмыслить теоретически записать.

Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. На выборе знакомая мелодия в левой клавиатуре можно играть в разных тональностях:

а) по фразам поочередно правой и левой руками

б) синхронно 2 руками

На готовом баяне сочетание басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш. В силу различия правой и левой клавиатур на баяне запись нот в 2 ключах сразу стройная единая система.

В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:


  • Зрительно - слуховое восприятие

  • Элементарную теорию

  • Элементарные игровые навыки


Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения ( не прикован к нотному тексту):


  • Педагог пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для нахождения заданной интонации

  • Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная взаимосвязь

  • Исполнение на уровне , точно ритм, ровно певуче

  • Легче овладевает навыками владения 2 руками


Донотный период музыкальный материал усваивается подбором и транспонированием - это продолжает развиваться и в период игры по нотам с программными требованиями , с четкой последовательностью усложнения трудностей ( лад, мелодия, ритм, гармония).С окончанием донотного обучения меняется структура урока, вместо 45 минут на подбор и транспорт уделяем всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания по этим видам музицирования.

В старших классах ДШИ музицирование более сознательное, опираясь на теорию. Выбор репертуара учитывать желания, возможности и способности учащегося.

Особое внимание к ритму , с него надо начинать подбор мелодии по слуху:


  • Простукивание ритмического рисунка

  • Первую фразу играет педагог, а вторую ученик

  • Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим определяем размер, доли, длительности). 


Упражнение на усвоение мелодии:


  • определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии

  • первую фразу играет педагог, а вторую ученик

  • первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя

  • первую фразу ученик поет , а вторую простукивает ритм и т.д.


Развитие музыкальной памяти:

1. Учащийся запоминаем мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью детального его схватывания слухом

2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах

Заранее обсуждается число проигрываний, полезно записывать самодиктант или устный диктант с названием нот.

Подбор опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами можно опираясь на знакомые песни, например

м2,б2 - "В лесу прифронтовом" и " Во поле береза стояла" 

м3, б3 -"Тонкая рябина" и "Подмосковные вечера" и т.д.

Главный контролер мелодических представлений - пение, гармонических умении воспроизводить многоголосную музыку ( аккомпанемент). Если донотный период учащийся аккомпанемент осваивал с показа, то он должен научиться подбирать его сам, начинать из 3-5 звуков лада и гармонизировать ступенями I -IV - V -I ; T- S - D-T.

Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем терции до мажор, в объеме кварты, когда ученик легко освоит эти задачи предложить мелодию сыграть от другой клавиши сохраняя аппликатуру. Можно переходить к подбору аккомпанемента на основе слуховых ощущений, а не на основе теории (бессознательно , нужно заниматься уже со 2 класса). К этому времени он должен знать:


  • из каких звуков состоят аккорды основных ступеней До мажора и как записываются T,S,D.

  • умение находить в мелодии аккорды

  • умение подбирать бас и аккорды

  • знать общие звуки в аккордах (гармонизация их возможные варианты)

  • умение находить звуки принадлежащие аккордам, а так же проходящие и вспомогательные звуки.


I . раздел
1) Преподаватель помогает выяснить бас и аккорды, записать, объясняет что "готовый" аккорд состоит из 3-х звуков и выбирается ритм аккомпанемент (четверти, восьмые ит.д.) мелодия строится только на звуках тоники.

2) мелодия из звуков доминантового аккорда

3) содержит звуки Т и Д , где есть общий звук (соль в до мажоре) и варианты гармонизации.

4) содержит звуки S.

5)содержит звуки Т и S, где есть общий звук (до в до мажоре).

6) содержит звуки всех основных аккордов :Т,S, Д.

ПРАВИЛА:

1.мелодия оканчивается на тонике
2. субдоминанта не может идти за доминантой


Можно гармонизировать простейшие мелодии из учебника сольфеджио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку по теме: "Уборка опавших листьев"

Данная методическая разработка служит наглядным материалом к уроку по теме "Уборка опавших листьев". В конце презентации рекомендуется показать мультфильм смешарики "Театр". На примере героев мультфил...

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Методическая разработка для урока по домашнему чтению. Оригинальный рассказ Р.Киплинга «Садовник». Автор: Васильева И.С., учитель английского языка ФМЛ №239.

Материал создан для работы и контроля понимания чтения учащимися неадаптированного рассказа англоязычного автора....

Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"

Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...

Методическая разработка к уроку "Анализатор слуха и равновесия" для 8 класса

Разработка в виде презентации к уроку "Анализатор слуха и равновесия" включает иллюстративный материал и опорнае схемы по которым учащимся будет легче разобраться со сложным материалом....

Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.

Работа имеет  следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...