Приемы и методы развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки и занятиях хора
статья по музыке по теме

Прусакова Надежда Павловна

Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образования, основанными на личностно-ориентированном развитии. Данная статья является обобщением опыта по данному вопросу. В ней рассказывается о методах работы, развивающих эмоциональную сферу детей и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прусакова Надежда Павловна,

учитель музыки,

МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»), г. Кемерово

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ЗАНЯТИЯХ ХОРА

«Музыка — это стенография чувств» - так говорил известный русский писатель Л.Н. Толстой. И действительно, её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций, т.к. воздействуя на человека, она, в первую очередь, обращается к его душе и внутреннему миру.  

Говоря о внутреннем мире, нужно заметить, что в современном обществе порой ощущается недостаток культуры общения, не хватает внимания друг к другу, понимания и душевного отклика. О чем это говорит…О том, что подрастающее поколение эмоционально недостаточно развито. Всевозможные компьютерные игры, интернет, социальные сети заменили нам наслаждение от живого общения, совместное чтение книг вечерами, походы с друзьями в кино, театр и филармонию. И современный ребенок очень изменился, тревогу иногда вызывает замкнутость детей, неумение находить общий язык с окружающими их людьми, пугает равнодушие по отношению к близким людям и безразличие

Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Их роль в общении многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается точным именно из-за присутствия в нем эмоциональной окраски. Это и умение сообщать о своих переживаниях и чувствах с помощью мимики, жестов и иных способов эмоциональной коммуникации. Вообще, развитие эмоциональной сферы связано с осознанием ребенком себя и других людей, с пониманием причин, которые вызывают разные чувства и сопутствующие им эмоции. Наконец, творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.

Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образования, основанными  на личностно-ориентированном развитии. Изучение  музыки в начальной школе  как раз направлено на формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального  восприятия музыки, воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, развитие интереса к музыкальной деятельности, а также овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). Если педагог умело организует взаимодействие ребенка с искусством на уроке, то это дает возможность ученику   выразить свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, жестами, движениями, словом. Поэтому, можно сказать, что эмоциональная сфера ребенка формируется в музыкальной среде.

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Эмоциональная  культура  и  отзывчивость на уроке музыки  развивается через восприятие, слушание музыки и её исполнение, т.е. сначала через прочувствование  и осмысление музыкального образа произведения, а потом через умение осознанный музыкальный образ выразить в слове, жесте, эмоции, движении, звуке.  

Дети младшего школьного возраста большие фантазеры, они отзывчивы, восприимчивы и любознательны, поэтому работать с ними – удовольствие.  Но прежде чем разговаривать с ребенком на языке чувств и эмоций, нужно правильно «настроить канал общения». Для этого необходимо искренне   увлечься  материалом урока, сформировать дружественность в общении с детьми, в разговоре  с   ними  быть выразительным   в своей интонации, мимике и жестах, иногда даже позе, немного «уподобиться» возрасту ребенка: смеяться и шутить на их уровне, но при этом, не переходя грань «учитель - ученик». Только  в этом случае дети будут доверять и слушать.

Сама природа музыкального искусства является источником эмоций.  Самое главное вызвать желание детей  на уроке услышать  музыку.  Вот здесь должна быть интрига. В чем же она заключается? Она заключается в правильном настрое детей перед прослушиванием. Привлечь их внимание можно   рассказом истории жизни композитора, но не всей биографией, а фактами, поражающими   воображение или  созвучными будущей музыке, рассказать историю создания произведения, если она необычна. Использование  репродукций картин или иллюстраций тоже позволяет создать нужную атмосферу. В любом случае «прелюдия» перед прослушиванием музыки должна содержать либо загадку, либо «зацепить» так, чтобы возникло это самое желание – услышать музыку. Порой даже музыка ещё не зазвучала, а дети уже говорят, что она будет грустной или наоборот, радостной и веселой. Значит, ученики уже прониклись атмосферой настроения, их первый эмоциональный отклик произошел, а это говорит о том, что учитель находится на верном пути  решения   своих задач.

Прослушивание музыки обязательно должно содержать вопрос, ребенок должен не только захотеть её услышать, но и должен знать, зачем он слушает эту музыку, что он должен о ней рассказать учителю после прослушивания.

Делясь с учителем своими впечатлениями, ученик показывает, что содержание музыкального произведения близко его эмоциональному опыту. Учитель помогает закрепить эту связь, обозначить словом эмоции.

Иногда можно использовать такой прием: слова, обозначающие   различные эмоции уже написаны на доске, нужно только грамотно вычленить то, что подходит  к содержанию данного музыкального произведения или вместо слов использовать иллюстрации с мимическими выражениями лица, особенно на начальном этапе обучения. Таким образом, расширяется и обогащается эмоциональный словарь ученика.

Очень часто образ, возникший в воображении ребенка после прослушивания музыки, важно подкрепить зрительно.  Это может быть запись с концерта, где играет оркестр, и тогда мы отмечаем выразительные жесты дирижера, либо видео или мультипликационный ряд, либо слайды по данной теме.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо также уметь различать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений: определения характера мелодии, темпа, ритма, фактуры, регистра и т.д.

 Очень хорошо помогает дифференцировать ткань музыкального произведения игра на элементарных музыкальных инструментах.  На начальном этапе обучения лучше использовать инструменты без определенной высоты - шумовые: бубны, ложки, барабаны, маракасы. Работу на уроке можно построить следующим образом: дети исполняют ритм сопровождения, а учитель играет или поёт мелодию. С более взрослыми учениками  важно проговорить, что ритмический рисунок тоже носит эмоциональную окраску. Ребята могут с помощью учителя создать ритмические партитуры для музыкальных произведений и исполнить их.

Но не всем детям на уроке музыки удается сосредоточить внимание на прослушивании музыки и поучаствовать в беседе о ней. Тогда на помощь приходит активная двигательная природа ребёнка. В этом случае движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. На  уроке  музыки  очень часто движения используются  для передачи характера мелодии (плавного, чёткого, отрывистого) и средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, темпа, ритмического рисунка и т.д.).

В рамках внеурочной деятельности – в хоровой студии можно применить  движения при исполнении произведений эстрадного репертуара под фонограмму без дирижера. Этот прием взят из современной передачи «Битва хоров». Выбирая движения (движения простые, зачастую руками, но с четкой эмоциональной окраской) прежде всего, мы с детьми «идем» от музыки, мы обогащаем движениями исполнительские краски и подчеркиваем значимость интонации или слов в песни. Поэтому жесты здесь всегда выступают как средства музыкальной выразительности. Более того, сами дети отмечают, что благодаря движениям, они лучше осмысливают текст и его запоминают, а исполнение с движениями становится более эффектным.

Ребятам очень нравится этот прием, они чувствуют себя более раскрепощенными и свободными, чувствуют «плечо» не только в пении, но и в выразительном жесте, позе и даже взгляде.

Интересен в работе с детьми прием так называемой «зримой» песни. На уроке музыки нет возможности создать развитую инсценировку, но помочь ученикам воссоздать фрагменты произведения получается. Например, работая над песней «Менуэт»  (муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой)  во втором классе, мы с ребятами  пытаемся перенестись в атмосферу бала.  Во время исполнения песни мальчики приглашают девочек, встают в пары, на словах «шаг вперед, шаг назад…пируэт, реверанс, поклон» дети исполняют движениями слова песни. Ребята  испытывают удовольствие от такого исполнения, они проживают образ настолько, что невольно у мальчиков моментально выпрямляется спина, как у настоящих кавалеров, а у девочек в движениях появляется грация и тонкость.

Во внеклассной работе в хоровой студии тоже используется этот прием. Работая над песней «Под небом Парижа» (муз. Х. Жиро) для участия в конкурсе французской песни «Этуаль-ка» мы с детьми создали настоящую концепцию исполнения данного произведения и с помощью хореографа воплотили её в жизнь. Ребята изображали жителей Парижа, которые,  прогуливаясь по улицам города, попадают под дождь, и, открыв зонтики, они исполняют нежнейший напев, вальсируя в инструментальных проигрышах.

Такое проявление   фантазии ученикам очень нравится. Они с удовольствием играют предложенные им роли, получают похвалы и аплодисменты.  

Хоровой коллектив нашей гимназии «Радуга» в 2014-2015 учебном году завоевал призовые места на городском и областном этапах конкурса французской песни «Этуаль-ка», районном конкурсе хоровых коллективов «Битва хоров», а также, принимал участие в различных гимназических мероприятиях: «День матери», «Радужные брызги», «Праздник гордости и чести».

В заключении нужно отметить, что учитель музыки, организуя музыкальную деятельность школьников, может, как никто другой обогатить эмоциональный мир детей, помочь накопить опыт переживаний эмоциональных состояний, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, что является очень важным  фактором  в формировании  таких качеств личности, как доброта, понимание, сочувствие, отзывчивость.

Воспитанием и обогащением эмоциональной культуры детей нужно заниматься систематически с первых дней пребывания ребенка на  уроке музыки, использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся, уметь создать  атмосферу для  самовыражения, а также, привлекать школьников к участию во внеурочной деятельности.

Список литературы:

1.    Абдуллин  Э.Б., Николаева  Е.В. Теория музыкального образования: Текст. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., 2004.

2. Балашова С. С.  Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева М., 1993.

3.  Выготский  Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк.  Текст: книга для учителя / Л.С. Выготский. — М., 1991. 

4.  Критская  Е.Д., Сергеева  Г.П., Шмагина  Т.С. Программа «Музыка. 1-4 классы» Текст. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение,2011.

5. Медушевский В.В. Интонационно-смысловой анализ на уроке музыки. Текст. / В.В. Медушевский // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.

6.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

7. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д.Б. Эльконин // Избр. психологические труды.  М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...

Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с  учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству...