Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Кириченко Лариса Викторовна

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kult.kazachestva.docx44.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

                                                        

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 10 от 27.08.2014 № 1

Заместитель директора по УВР

__________ Н.Н. Маркова

28.08.2014

Директор МБОУ СОШ № 10

_________ С.А. Щербачева

Приказ от 29.08.2014 № 432

Председатель МС

_________ Н.Н. Маркова

                

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Народная  музыка  казачества»

Предмет                                                   Музыка

Класс                                                          5

Учитель                                                Кириченко Л.В.              

                     2014-2015 учебный год

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народная музыка  казачества» для 5 класса разработана на основе:

 1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 22.12.2012г.№273- ФЗ  

 2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введениифедерального государственного образовательного стандарта общего образования».

 3.Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4.  Примерной  программы  основного общего образования. Музыка. М.: Просвещение, 2010.

 5.Программапо преподаванию курса «История донского казачества» в учреждениях дополнительного образования детей и  в классах казачьей направленности ОУ. Авторы программы Ратушняк В.Н.,Ратушняк О.В.,Мирук М.В.

 6. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 10.

 7. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования (приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Рабочая программа повнеурочной деятельности«Народная музыка казачества»составленав соответствии с ФГОС основного общего образования. Изучение программы направлено на достижение следующих целей:

  • приобщить учащихся к народной культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России;
  •  обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам донской духовной культуры вообще и музыкальной в частности;
  •  содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.
  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины миракак неотъемлемой части их духовной культуры

Цели программы наиболее полно отражают заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивают формирование целостного мировосприятия обучающихся, их умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • Дать представление о народной духовной культуре Донского края, её специфике, роли в истории становлении края.
  • Показать связь народной культуры прошлого с духовным миром современного молодого человека.
  • Воспитать у учащихся интерес к народной музыкальной культуре, потребность в самовыражении в ней.
  • Использовать в народной музыкальной культуре её темы, образцы, проблематику в нравственном воспитании учащихся.
  • Развивать художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способ вдумчивого восприятия музыкальных произведений.

  • Воспитать потребность в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.

Изучение музыкальной культуры донского казачества требует гибкости, движения мысли, Залог творческого успеха лежит в постоянных поисках нового и забытого старого. Музыкальную культуру народа можно понять только на основе исторической действительности.

Главные принципы построения программы– историзм; связь с окружающей жизнью; доступность; глубокое образное раскрытие жизненных проблем; обращение к народной педагогике, к народной мудрости; органическое единство смыслового и образного;  бережное отношение к поэтическому слову как к родному слову; обращение к музыкальной классике; импровизационностъ; неожиданность.

 Место учебного предмета в учебном плане

На изучение программы«Народная музыка казачества» для 5 класса отводится 34часа, 1 учебный час в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1.

  Жизнь и быт казаков.

8

2.

 Народное творчество.

 8

3.

Песня – зеркало истории.

10

4.

 Праздники и обряды.

8

Всего

34

В I разделе дети знакомятся с историей жизни донских казаков. Они узнают об укладе их жизни;  быте;  откуда и почему пришли люда на донские земли; об их занятиях и одежде,  об отношении к быту. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве.

Во II разделе учащиеся больше узнают о народном творчестве: о ковроделии,  оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях донских говоров.

Программа III раздела  посвящена казачьим песням, как зеркалу истории и природы родного края. Рассказывая о донском крае, звучат народные песни, произведения литературы, живописи, песни, написанные донскими композиторами, лучшие образцы духовной музыки.

Программа последнего раздела рассказывает о праздниках и обрядах донского казачества, возрождаемых в наше время. Дети знакомятся с такими интересными праздниками, как Проводы Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.

В ходе занятий, дети получают новые знания по истории донского края, о народном музыкальном творчестве,  знакомятся с произведениями донских композиторов и художников, писателей и поэтов,  с архитектурой. Этим они обогащают свой внутренний духовный мир. Учащиеся умеют не только слушать и слышать музыку, но и грамотно, красиво говорить о ней. Правильно подбирают иллюстрации, картины к народным песням, могут проанализировать,  сравнить их вместе. Так же хорошо владеют народными музыкальными инструментами, исполняют песни с элементами танцевальных народных движений, поют с выразительной мимикой, жестикуляцией в свободном артистичном общении с другими исполнителями. При создании музыкального образа,  дети находят звук, нужную окраску, овладевают навыками народного пения: унисоном, дыханием по фразам и короткое цепное, кантиленой речи, пением а капелла, двуголосием, каноном, расширяют диапазон, поют в свободной народной манере.

Календарно-тематическое планирование (приложение)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1.

Печатные пособия

1.1.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Д

1.2.

Примерная программа основного  общего образования.Музыка. М. «Просвещение», 2010.

Д

1.3.

Программапо преподаванию курса «История кубанского казачества» в учреждениях дополнительного образования детей и  в классах казачьей направленности ОУ. Авторы программы Ратушняк В.Н.,Ратушняк О.В.,Мирук М.В. Краснодарский край, 2010 год.

Д

1.4.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).

Д

2.

Экранно-звуковые пособия

2.1.

Презентации по разделам программы.

Д

2.2.

С/D диски с музыкальными произведениями русских композиторов.

Д

2.3.

С/D диски с казачьими народными песнями

Д

2.4.

Музыкальный фильм «Народные праздники».

Д

2.5.

DVD  «Путешествие по Дону».

Д

2.6.

DVD«Народные музыкальные инструменты».

Д

2.7.

Музыкальный фильм «Времена года».

Д

3.

Технические средства обучения

3.1.

Телевизор.

Д

3.2.

Компьютер.

Д

3.3.

 Экран

Д

3.4

DVD-плейер.

Д

3.5.

Магнитофон.

Д

3.6.

Слайд-проектор.

Д

4.

Цифровые образовательные ресурсы

4.1.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия. «Музыка».

Д

4.2.

Лицензионный диск «Уроки музыки».

5.

Демонстрационные пособия

5.1.

Портреты ростовских  композиторов  .

Д

5.2.

Портреты донских композиторов.

Д

5.3

Рисунки казачьих костюмов.

Д

 6.

Музыкальные инструменты

6.1

Фортепиано  «Yamaha»

Д

6.2

Бубны

П

6.3

Деревянные ложки

Ф

6.4

Треугольник. Окарина(народный инструмент)

Д

Условные обозначения

Д- демонстрационный экземпляр,

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся),

П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.)

 Дополнительная литература

1. Л. Новак. Н. Фрадкина.«Как у нас-то было на тихом Дону».

Историко - этнографический очерк о жизни,  быте, походах, праздниках казаков.

2. А. Ригельман.«История о донских казаках».Первый, историк, донского казачества,  без его книг не обходится ни одно серьёзное исследование.

3. Г. Науменко.«Фольклорнаяазбука».В книге представлена концепция методики работы с детьми по обучению их народному пению на базе их творческого потенциала. Автор опирается на опыт известных деятелей культуры: Н. К. Мешко, Н. В. Калугина и В. С. Попов.

4. А. Скорик.  Р. Тикиджьян.«Казачий Дон. Очерки истории».Освещаются наиболее актуальные проблемы истории и возрождения донского казачества.

5. Т. Горюнова.«На пути к педагогике искусства».Предлагает построение, методику Д. Кабалевского, что необходимо воспитание не музыканта,  а человека.

6. Т. Вендрова,  И. Пигарева.«Воспитание музыкой».

7. И. Кадобнова,  В.О.Усачева, Л. В.Школяр.«Дети и музыка».Представлено самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство.

8. Н. Ширяева.«Праздники пар творчества в школе».Необходимо вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей человеческих отношений с помощью обращения к фольклору.

9. A. Листопадов.Старинная казачья свадьба, Р-н/Д, 1947.

10. П. Громова.Народное творчество  Дона, 1952.

11. A. Листопадов.Былинно-песенное творчество Дона, 1948.

12. П. Лебеденко.Сказки Тихого Дона, 1968.

13. В. Маложавенко.Был и я среди донцов, 1984.

14. П. Ковешников.Дон волною серебрится: частушки, пословицы и поговорки Дона.

15. A. Листопадов.Донские лирические песни.

16.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

17. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2012.

18.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Планируемые результаты освоения  программы по внеурочной деятельности «Народная музыка казачества»

Изучение курса  обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  •  чувство гордости за свою родину, донской народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  •  компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  •  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  •  признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов
  • России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  •  умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  •  смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте,  взаимодействовать  и  работать  в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  •  развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  •  воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  •  расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  •  приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
  • выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

  • исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью ).

 В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани, а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит  в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по музыке

Проектная деятельность по внеурочной деятельности по теме "Музыкальный Петербург" Вданной разработке представлена  деятельность и виды проектов по теме :Музыкальный Петербург XVIIIвека(отПетраI...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыка и мы" 1 класс

Аннотация к программе "Музыка и мы"Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещени...

Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»

Программа внеурочной деятельности  «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....