"Создание эвристической образовательной среды на уроках музыки и занятиях во внеурочной деятельности, как способ самовыражения, самовоспитания, самосовершенствования личности, через творческую проектную деятельность"
учебно-методический материал

Слещенко Ирина Викторовна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx32.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Создание эвристической образовательной среды на уроках музыки и занятиях во внеурочной деятельности, как способ самовыражения, самовоспитания, самосовершенствования личности, через творческую проектную деятельность»

 «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»

Э.И. Александрова

В последние несколько десятилетий все прогрессивные ученые российской педагогики пытаются найти пути реформирования современной школы для реализации задач поставленными стандартами. Они апробируют новые подходы, возрождают забытые методики, разрабатывают новейшие педагогические технологии для достижения планируемых результатов не только предметных, но и метапредметных, личностных.

Внедряя и анализируя на своих уроках множество из предлагаемых педагогической наукой методик, приемов и технологий я пришла к выводу, что наиболее эффективной в современных условиях является технология эвристической образовательной ситуации, которая отличается новизной подхода. Она позволяет учащемуся, в процессе изучения нового материала, делать собственные открытия самостоятельно выбранным путем познания.

Эвристическая образовательная ситуация является элементом образовательной концепции ведущего российского педагога Андрея Викторовича Хуторского «Дидактическая эвристика».

По мнению А.В. Хуторского Эвристическое обучение  – это педагогическая технология, ориентированная на создание учащимися внешних и внутренних образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.  

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Цель эвристического обучения не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта настоящего, новой для ученика образовательной продукции.

Эвристическая образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог создает проблемную ситуацию, задаёт технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Основная цель моей педагогической деятельности:

  • Формирование духовной, высококультурной, нравственной личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию.  

В ходе реализации этой цели решаются следующие задачи: 

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
  • формировать художественный вкус;
  • создать условия для погружения в музыку и эстетическое созерцание;
  • развивать способность общаться с искусством вне урока;
  • способствовать развитию находить родственные, интонационные связи между произведениями различных видов искусства.

Для успешной реализации поставленной цели я активно применяю технологию эвристической образовательной ситуации.

Рассмотрим её элементы:

  1. Образовательная напряжённость.

На уроках музыки в качестве образовательной напряженности может служить само музыкальное произведение – чаще всего таким ярким примером является классическая музыка, которую дети слышат по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах или в сопровождении сюжета документального фильма.

Например. В 7 классе  на уроке «Классика и современность» звучит  Токката ре-минор И.С. Баха. Задаю учащимся вопросы: Почему именно это произведение выбрали в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Какие темы поднимает композитор в своей музыке, какие темы обсуждаются в этой передаче? Что общего между музыкальным произведением и документальным фильмом?

Прослушав знакомое произведение на уроке, проанализировав его, дети меняют своё отношение к нему.

  1. Уточнение образовательного объекта.

Например. В 5 классе  на уроке «Колокольные звоны в музыке и литературе» звучит «Колокольный звон», предлагаю учащимся сымитировать с помощью различных колокольчиков прозвучавшую музыку.

У учеников возникает противоречие: Пробую звонить, но не получается.

При вопросе: - Почему не получается? Возникает проблема: Мы не знаем, как  надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков.

  1. Конкретизация задания.

Например. Во 2 классе на уроке «Русские народные инструменты» класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.

1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из букв слова.

Предлагаю детям прочитать, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.

Прочитав, учащиеся определяют цель путешествия: Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами и их звучанием.

  1. Решение ситуации.

Например. В 1 классе на уроке «Музыка в цирке» необходимо выяснить, нужна ли музыка в цирке.

Класс делится на две команды. Одну возглавляет клоун Бим, а другую клоун Бом.

Командам дается задание: выйти на арену изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников. Только команда Бима это должна сделать без музыки, а команда Бома под «Выходной марш» И.О. Дунаевского.

После выхода каждой команды выяснилось, что команда Бома вышла красиво, потому что звучала музыка.

  1. Демонстрация образовательной продукции.

Часто на уроках я практикую рисунки – отклики на музыкальные произведения. Занятия музыкальной «живописью» учат детей раскрывать настроение музыкального произведения с помощью цвета. Рисование заставляет ребёнка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает пространственное мышление.

Например. В 5 классе на уроке «Небесное и земное в звуках и красках» звучат произведения Н.А. Римского-Корсакова «Океан Море синее» вступление к опере «Садко» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Задание: Слушая музыку,  изобрази на одном рисунке движение морских волн, на другом – полет шмеля.

В ходе этой работы происходит самостоятельное решение проблемы, которую каждый учащийся видит ее по-своему.

  1. Систематизация полученной продукции.

Например. Перед слушанием музыкального произведения перед учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение, примеры таких сочинений вы видите на экране.

  1. Работа с культурно-историческими аналогами.

Например. В 6 классе на уроке «Романтизм в музыке Ф. Шопена» для решения проблемного вопроса урока необходимо провести исследование произведения Ф. Шопена Вальс № 7. Работа проводится в группах. После прослушивания музыки, каждой группе дается 5 минут на выполнение задания. После этого, группы представляют свой продукт.

Звучит Вальс № 7 Ф. Шопена.

1 группа: Дайте характеристику музыкального произведения Ф.Шопена. Для этого определите, какой музыкальный инструмент исполняет,  музыкальный жанр, лад, ритм, темп, регистр.

2 группа: Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения

3 группа: Опишите образы,  которые,  возникли после прослушивания музыкального произведения.

        После такого исследования учащиеся приходят к выводу, что главным помыслом композитора было романтическое чувство.

Предлагаю проверить совпали ли наши чувства, эмоции, образы, которые вызвала музыка Ф.Шопена с тем, что хотел передать нам композитор. Для этого обращаемся к культурно-историческим фактам: Музыковеды, занимаясь творчеством композитора склонны утверждать, что любое произведение Ф.Шопена это маленькая зарисовка. Вальс № 7  является музыкальным портретам девушки, в которую был влюблен Ф. Шопен.

  1. Рефлексия.

На этапе урока Рефлексия учебной деятельности я практикую написания сиквейнов и кластеров.

Синквейн  это особое пятистрочное стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы.

Успех любого урока определяется в первую очередь содержанием того творческого задания, которое вовлекает учащихся в поисковую деятельность по созданию образовательного продукта. Творческие задания позволяют каждому школьнику не просто осваивать учебный материал, а конструировать собственные знания о реальных и идеальных объектах окружающей действительности.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед учителем и учащимися, а также в зависимости от содержания изучаемого материала на своих уроках я использую различные виды деятельности.

Программа «Музыка», разработанная под научным руководством Е.Д. Критской и в полном объеме соответствующая требованиям ФГОС, изменила подходы к изучению музыки в школе. Она направлена не только на усвоение системы знаний по музыке, но и на развитие творческих способностей школьников.

При всех достоинствах программы, в рамках одного недельного часа урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания. Вот почему творческая самореализация личности учащихся продолжается во внеурочной  и кружковой деятельности.

Результативность технологии эвристической образовательной ситуации заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей учащихся.

Результатом моей работы является выступление детей на различных концертах, фестивалях, конкурсах. Традиционными стали такие праздники как: «Первый звонок», «День учителя», «Новый год», «Фестиваль детского творчества», «Вечер встречи выпускников», «Последний звонок», «Выпускной вечер». Мои ученики ежегодно становятся призёрами районных конкурсов песни в различных номинациях.

Опыт своей работы я транслирую в социальной сети работников образования «Наша сеть», на своём мини-сайте, где обмениваюсь опытом с коллегами.

И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Проектная деятельность как способ формирования социально активной личности

Использование проектной деятельности как способа формирования социально активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе ....

Создание благоприятной образовательной среды на уроках английского языка с целью формирования нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Создание благоприятной образовательной среды на уроке иностранного языка»

Статья предназначена для учителей иностранного языка общеобразовательных школ...

Статья на тему "Создание креативной образовательной среды на уроках английского языка"

Креативность представляет собой необходимый элемент человеческого развития. Это особый тип мышления, позволяющий людям производить принципиально новые вещи и идеи. Тем более важной становится креативн...


 

Комментарии

Макеева Наталья Михайловна

Полезный материал, интересный и продуктивный подход к преподаванию музыки. Воспользуюсь непременно.