Этапы работы над строем при разучивании хорового произведения
методическая разработка по музыке на тему

Гобрик Ирина Станиславовна

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занимающихся проблемами вокального воспитания учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапы работы над строем при разучивании хорового произведения

Приступая к разучиванию нового произведения, руководитель стремится к тому, чтобы все певцы хорошо усвоили свои хоровые партии. Для этого им надо объяснить логику развития мелодии, ее форму, ярко выраженные ладовые тяготения, ритмические остановки, опорные смысловые моменты и другие особенности.

При разучивании нового произведения желательно, чтобы руководитель показал его на фортепиано или каком-либо другом инструменте. Если это многоголосное произведение а’сарреllа, иллюстрация на фортепиано поможет певцам познакомиться с хоровой тканью, фактурой, гармоническим языком произведения, охватить его общий динамический, темповый склад, музыкальный образ в целом. Во время игры руководителя участники хора следят за своими партиями по нотам, а иногда даже тихонько подпевают. Такое знакомство с партитурой помогает понять особенности ее музыкального языка, а значит и быстрее овладеть ею.

Затем следует добиваться унисонного строя, чтобы каждый поющий слушал свою хоровую партию, сливался с нею. Этому помогает пение на гласные у, ю, которые «собирают» звук (в этих гласных - наименьшее количество обертонов, голоса на них лучше сливаются). Полезно и пение с закрытым ртом, при котором все внимание и слух певцов направлены на контроль над интонацией.

Первым периодом работы, считал К. Б. Птица, является упорное проведение хора сквозь дебри технологического строения произведения: овладение певцами нотным материалом, чтение его голосом, точное и свободное сначала в темпе, обеспечивающем обдуманное исполнение интервала, затем связывая звуки в логическое построение мотивов и фраз, постепенно приближая темп к желаемому автором. И все это при постоянном и строгом контроле точности интонации. Борьба за чистоту интонации начинается сразу же после первоначального прочтения нотного текста (лишь в первом чтении можно допустить некоторый либерализм). Важное замечание Птицы, что фальшивое пение не возмещают никакие прочие достоинства исполнения. Поэтому он советует начинающему дирижеру искать шаг за шагом эту чистоту, начиная с точности выстраивания интервала, а затем в логике мелодического мотива, фразы, в согласии гармонического созвучия. Воспитывать слуховую чуткость певцов, их собственную требовательность к точности звучания. Не забывать об утомительности работы над интонацией и необходимости живого тонуса при удержании чистоты строя. Н. М. Данилин, по воспоминаниям В. И. Лебедева использовал следующий прием: при наличии технических трудностей сначала работал над наиболее трудными с интонационной точки зрения местами, разучивая партии отдельно и лишь усвоив их, брал произведение целиком. Он говорил: «Простые места споем, а в сложных, если они не выучены, будем врать, потом справиться с ними будет трудно» [5, 254].

Сначала хор овладевает элементарным строем. Работая над конкретным произведением, руководитель еще часто прибегает к помощи инструмента. Но постепенно потребность в нем становится все меньше, репертуар пополняется произведениями а’cappella работа над строем углубляется.

Необходимо систематически приучать певцов петь без сопровождения, развивать у них активный музыкальный слух (интонационный, гармонический, внутренний, вокальный). Руководитель обязан анализировать причины плохого строя и находить средства по его исправлению. Трудные по интонации места дирижер должен заранее отмечать и продумывать способы работы над ними. Можно эти эпизоды включить в упражнения для распевания хора, делая небольшую обработку (упрощение ритма, изменение темпа и пр.).

Важное значение имеет процесс «впевания» произведения, но при каждом повторе перед хором необходимо ставить конкретные задачи.

Процесс работы над строем должен быть для участников хора осознанным, активным, регулярно подкрепляться теоретическими знаниями.

Поскольку каждое хоровое произведение уникально в своем роде, то и невозможно сформулировать универсального метода по достижению чистоты его исполнения. Однако хоровая практика выработала ряд рекомендаций, которые могут помочь начинающему дирижеру в работе над хоровым строем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"

Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и  методы их устранения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella

Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...

Этапы работы с родителями в детском хоровом коллективе

Детский хоровой коллектив – это уникальное явление активного духовного взаимодействия большого количества разновозрастных людей – педагога и концертмейстера, учащихся-хористов, их родителе...