Образовательная (рабочая) программа для учащихся 2-7 классов ДШИ (8-15 лет) по предмету «Ансамбль»
рабочая программа по музыке ( класс) на тему

- Образовательная (рабочая) программа для учащихся 2-7 классов ДШИ (8-15 лет) по предмету «Ансамбль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansambl.docx37.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность.                                                                                                                                                Музыкальное воспитание  преследует две цели:

 1) подготовка хороших инструменталистов с широким кругозором, которые смогли бы продолжить свое образование в музыкальных училищах;

2) воспитание грамотных любителей музыки – не только пассивных слушателей концертов, но и принимающих активное участие в художественной самодеятельности.

        Наряду с  индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяется  все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Для юного музыканта игра в ансамбле – не только необходимый навык, но и прекрасный стимул. Это неповторимое и необъяснимое удовольствие – ансамблевое музицирование.                                                                                                                                                                            В основе методики – комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле.  Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.                                                                                                                                         Данная программа составлена по методике Эдуарда Васильевича Пудовочкина, учителя скрипки и художественного руководителя детского скрипичного ансамбля «Светлячок».                                                                                                                                                                              

     Новизна программы состоит в том, что традиционная форма урока преобразована, в психологически комфортную для младших школьников обстановку общения посредством использования игровой технологии обучения, которая активизирует желание детей принять участие в том или ином виде деятельности. На занятиях практикуются различные творческие задания на импровизацию и сочинение; прививается интерес к коллективной игре в ансамбле. Также воспитывается опыт ученического взаимодействия друг с другом и сотворчества.

     Актуальность  Программы 

    Образовательная программа опирается на Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, которая ставит следующие задачи:

- выявление художественно одарённых детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования сферы культуры и искусства;

 - эстетическое воспитание подрастающего поколения;

 - воспитание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.

 Педагогическая целесообразность

 данной программы в том, что ее применение вызовет эмоциональный отклик у детей, необходимый для высокой активности и эффективного усвоения учебного материала. Игра особенно актуальна в групповой системе обучения. Ведь в процессе игры дети раскрепощаются, лучше узнают друг друга. Игра помогает преодолеть комплексы, неуверенность, развить коммуникативные навыки, раскрыть творческие возможности учащихся. Предлагаемые игры способствуют также развитию чувства ритма, слуха, памяти.  В помощь учащимся использую цветные кубики, которые обозначают различные длительности нот, магнитную доску с цветными магнитами, которые зрительно помогают различать и усваивать ноты. Использую на уроке связь музыки, слова и образа: дети подбирают к четверостишьям соответствующую картинку и пытаются изобразить её на инструменте. Эти творческие занятия развивают ребенка интеллектуально. Это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражения и самоутверждения, где раскрывается индивидуальная самобытность каждого. В данной программе нет жёсткого регламента прохождения конкретного репертуара по классам, даётся примерный репертуарный список. Программа основана на принципах последовательности, постепенности и нарастающей сложности обучения.                      

  Ансамбль как коллективный урок является одним из самых эффективных форм воспитания в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся.

 Цель программы:

  1. 1. Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков в процессе коллективного музицирования.
  2. 2. Приобщение учащихся системы дополнительного образования к музыкально-художественной культуре посредством ансамблевого музицирования, повышение интереса к занятиям ансамбля.

 Задачи:

Образовательные:

- научить детей ощущать в музыке пульсацию, сильную долю, синхронно исполнять ритмоформулы на инструменте;

- научить добиваться чистоты интонации, ровности и характера звучания, единства штрихов и аппликатуры;

-  закрепление знаний и навыков, полученных в инструментальных классах;

- научить музыкальной терминологии;

- научить определять форму музыкального произведения и различать стили и жанры;  

- научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса;

-ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков;

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии;

- развивать чувство ритма, память и внимание;

- развить мелкую моторику и координацию движений;

- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле

 - развитие и активизация творческих способностей учащихся с различным уровнем музыкальных задатков;

- развитие чувства партнерства при игре в ансамбле, артистизма и музыкальности;

-  развить художественный вкус на лучших образцах народной, отечественной и зарубежной  музыки.

Воспитательные:

- воспитать музыканта- любителя, активно использующего приобретенные умения и навыки в ансамблевом  музицировании;

- воспитать интерес к творческому процессу и умению работать;                                  

- воспитать чувство  ответственности за качество освоения собственной партии;

- выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью;

- воспитать толерантность;

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в

процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- воспитание дисциплины, сознательности, которые способствуют достижению успеха в работе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной  программы:

от 7 до 14 лет.

Сроки реализации образовательной программы: 7 лет.

Форма и режим занятий: 

 Первые навыки игры в ансамбле начинающие скрипачи приобретают на уроках по специальности в дуэте с педагогом. В ансамбль младших классов привлекаются учащиеся со 1-го класса. В первый год обучения используется метод работы мелкогрупповой. Уроки проводятся индивидуально с каждым участником ансамбля по 0,5 часа раз в неделю, где идёт разучивание партий:   работа над аппликатурой, штрихами, ритмом, интонацией и т. п. Также практикуются уроки – дуэты по 1 часу, когда объединяются 2 ученика с разной партией, но с приблизительно одинаковой подготовкой.                                                       Вместе ученики легче усваивают длительности, успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ансамбля является групповой урок преподавателя с учениками.

 Отличительные особенности.

 Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности Э. В. Пудовочкина.

 В основе программы лежат следующие педагогические принципы:

- индивидуальный подход и учёт возрастных особенностей;

- сочетание требовательности и уважения к личности учащегося;

- опора на позитив и создание ситуации успеха;

- сознательное усвоение знаний;

- принцип наглядности;

- доступность обучения;

- систематичности и повторяемости материала;

- развитие творческого потенциала личности воспитанника;                                    

Связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального

материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего

произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление

целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших

примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и

художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Скрипка» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на скрипке -

«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Оркестровый класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Ожидаемые результаты.

К концу седьмого года обучения ученик должен

 знать:

- авторов исполняемых произведений, эпоху, стиль и форму;

- художественно-эстетические и технические особенности, характерные для  ансамблевого и оркестрового исполнительства;

-  музыкальную терминологию.

 уметь:

- взять синхронно звук;

- сохранять равновесие в звучании;

- исполнять чисто интонационно (мелодически, гармонически);

- вести и передавать мелодическую линию от партии к партии;

- сохранять единую ритмическую пульсацию;

- читать с листа несложные ансамблевые партии для своего уровня;  

-  самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на струнном инструменте;                                                                                                                                                                                                                                                                                    - создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;                                                                                                                                                                                                                                                -определять ладотональные и метроритмические особенности;                                                                 - определять конец предложений и периода; 

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

исполнять:

- штрихи: деташе, легато, стаккато, мартле и дубль штрихом, согласно своих годовых требований;

- несложные музыкальные произведения различных стилей и жанров на фортепиано;                                                                                                    

- партию в соответствии с художественной трактовкой произведения.

Формы контроля:

 - текущий контроль (осуществляется непосредственно на уроках ансамбля);

- промежуточная аттестация (в форме прослушивания);

- концертные выступления ансамбля.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться

академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

Формой аттестации может быть контрольный урок, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

Способ определения результативности:

Результаты успеваемости учащихся оцениваются по пятибалльной системе на классных занятиях. Итоговая оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных в процессе работы, выставляются в конце каждой четверти. Оценивается каждый учащийся в классе ансамбля. На оценивание ученика оказывает влияние и фактор концертных выступлений в составе ансамбля.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая

подготовка, малохудожественная игра,отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также

плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучени

Формы подведения итогов:

- концертные выступления;

- участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.


Репертуар

Основные принципы при подборе репертуара:

- доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию; - репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности;

- репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки;

- учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля;

- принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”;

- принцип разнообразия пьес в репертуаре, который включает в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных авторов;

- выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

В состав младшего ансамбля входят учащиеся 1-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Но при распределении учащихся преподаватели учитывают уровень их технической подготовки.

Также  включаются в репертуар такие пьесы, которые могут исполнить учащиеся обоих ансамблей. Сводный ансамбль стимулирует работу младших учеников, они стараются дотянуться до уровня старших.

Примерный репертуарный список младшего ансамбля:

Самойлов А. “Русская плясовая”.

Русская народная песня “Как пошли наши подружки”.

Эти пьесы с яркой легко запоминающейся мелодией и вторым голосом, звучащем в основном на открытых струнах, рекомендованы для изучения на начальном этапе работы с ансамблем.

Детская песенка “В погреб лезет Жучка”.

Чешская народная песенка “Кукушечка”.

Пьесы-каноны рекомендованы для развития полифонического слуха детей.

Украинская народная песня “Журавель”.

 Бакланова Н. “Марш октябрят”.

 Бакланова Н. “Мазурка”.

Вольфарт Ф. “Этюд-шутка”.

Дога Е. “Скрипунелла”.

Дунаевский И. “Колыбельная”.

Качурбина Л.  “Мишка с куклой”.

Комаровский А.  “Вперегонки”.

Колисниченко В. «Веселое настроение»

Легкие дуэты для двух скрипок. Часть 1

Лаптева сбоник ансамблей.

 Медведовский Е.  “Гамма-джаз”.

 Металлиди Ж. “Деревенские музыканты”, “Мой конь”, “Метелица”,   “Ах, как я стараюсь”.

Моцарт В. “Пастушья песня”.

Укр. н. п. обр. Гуревича “Ой, лопнул обруч”.

 Чичков Ю. “Самая счастливая”.

Филиппенко А. . “Цыплятки”.

Примерный репертуарный список старшего ансамбля:

Пьесы с более развитым мелодическим и ритмическим рисунком способствуют развитию техники штрихов, воспитанию полифонического слуха.

Бах  И.С. «Менуэт».

Бюм К. «Вечное движение».

Варламов А. «Красный сарафан».

Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок и фортепиано.

Гендель Г.  «Ария».

Градески  Э. Регтайм «Мороженое».

Джоплин  С. «Регтайм».

Еврейская мелодия «Фрейлихс»

Итальянская народная песня «Санта-Лючия».

Легкие дуэты.

Металлиди Ж. Три пьесы из сюиты  «Золотой ключик»

  1. Марш Буратино
  2. Вальс Мальвины
  3. Полька кукол

Цикл пьес для 4-х скрипок и фортепиано.

Русская народная песня «Как по морю».

Свиридов Г. «Вальс» ( из музыки к кинофильму «Метель»)

Чешская народная песня «Пастушок».

Шуберт Ф.  «Вальс». (соч. 9  № 1).

Шуберт Ф.  «Вальс». (соч. 50  № 12).

Шуберт Ф. «Музыкальный момент».  (соч. 94 № 3)

Шостакович  Д. «Песня мира».

Шостакович Д. «Лирический вальс».

Шостакович Д. «Гавот».

Работа над этими пьесами требует определенной технической подготовки учащихся. Преодоление технических сложностей: синкопированный ритм, многоголосие, фразировка, переходы в позиции, укрупнение формы, слуховой контроль качества звука, звуковедение – составляет основу работы с ансамблем на данном этапе.

Рекомендуемая нотная литература

Пудовочкин Э.В. “Ансамблевое воспитание скрипача”. Нотное приложение. – Омск, 1991.

Скрипичный ансамбль. Учебный репертуар ДМШ. В.2 – Киев, 1981.

Сборник ансамблевых пьес. Специальный выпуск – 1993.

Металлиди Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано – Ленинград, 1980.

Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А. Ратнер – С-Пб, 1998.

Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская – С-Пб, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"

Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...

Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано

Музыка –  прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...

Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений

Рабочая программа для учащихся 3 класса с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Программа включает в себя следующие предметы: русский язык, устная речь, чтение, математика, жив...

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...