Доклад "Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном развитии детей".
статья по музыке ( класс) на тему

Ненахова Людмила Николаевна

Доклад для музыкального руководителя детского сада. Здесь говорится  о положительном влиянии музыки на общефункциональную деятельность организма. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

                                  http://dg25.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=224818160664&photoType=0

       

               http://dg25.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=298467197720&photoType=0

 Музыкальный руководитель –

                                Ненахова Людмила Николаевна.

           Музыкальные занятия в детском саду оказывают немаловажную роль в психоэмоциональном развитии детей.

          Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказана. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.

         Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

        Современная  психология также утверждает,  что  воздействие музыки   на   общефункциональную  деятельность  ребёнка   вызывает  в нём двигательные реакции. По мнению психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки  «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения...». Путём  подбора  соответствующих  музыкальных  произведений  можно  вызывать   определённые   двигательные   реакции,   организовывать и  влиять на их качество.

         Различные музыкальные произведения вызывают у  детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в  подтянутой осанке, точных,  подчёркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

       Связь между музыкой  и движением не ограничивается согласованностью   их   общего   характера.   Развитие   музыкального образа, сопоставление контрастных  и сходных музыкальных построений,  ладовая   окрашенность,  особенности  ритмического рисунка,  динамических оттенков,  темпа — всё это  может отражаться и  в движении.

          Художественный   образ,  развиваясь   во   времени,  передаётся с помощью  сочетания  и  чередования средств  музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развёртывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.

         Принцип  контрастности   и   повторности   в  музыке  вызывает  по аналогии  контрастный характер движения и его повторность. Несложные   ритмы,   акценты   воспроизводятся   хлопками,   притопами, динамические, темповые   обозначения — изменением   напряжённости, скорости, амплитуды и направления движений.         Движение   помогает   полнее  воспринимать  музыкальное  промедление,   которое  в  свою  очередь  придаёт движению особую  выразительность.  В  этом  взаимодействии музыка  занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, фортепианная пьеса Е. Тиличеевой «Поезд» изображает движение поезда, которое передаётся легким   (несколько «шаркающим»),  постепенно ускоряющимся бегом.  Стремительный характер произведения М. Раухвергера   «Лётчики,   следите   за   погодой!»   требует   соответствующего выражения в беге.

          Некоторые   средства   музыкальной   выразительности,   если   они играют доминирующую роль, также вносят в движение соответствующие изменения. Сравним две русские народные мелодии: «Сеяли девушки яровой хмель» и «На горе-то калина». В первом случае отчётливо воспринимается форма произведения, состоящая из повторяющихся,  чётко заканчивающихся  фраз.  Это  соответствует ходьбе  вперёд и  назад   (небольшими  шеренгами)   и точным  остановкам   в   конце   музыкальных   фраз.   В   другом   случае   задорный характер песни передан ярким  мелодическим оборотом и подчёркнут ритмом:

                  Ну, что ж, кому дело, калина,  

                  Ну кому какое дело, малина.

        В движении это передается чёткими притопами.

           Так в условиях интересной, увлекательной деятельности—ритмики — совершается    музыкально-эстетическое    развитие    ребёнка. Занятия  ритмикой способствуют формированию личности ребёнка,  его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

           Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое   узнают   благодаря   разнообразной   тематике   музыкальных игр,  хороводов,   ознакомлению  с   художественными   движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во  время занятий  ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях  музыкальных   средств   выразительности.   Речь   идёт о слуховом внимании, его устойчивости. Ребёнок, следя за развитием   художественного  образа,   внимательно  слушает.   Чем   сложнее и объёмнее музыкальное  произведение,  чем  больше движений при   этом   используется,  тем   интенсивнее   развивается   слуховое  внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер, персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение, влияющее на  психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

          Музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пения можно рассматривать как  волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед  ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация— необходимость действовать под музыку — развивает волевые качества.

         Игры, танцы, песни  требуют своевременной реакции на внешний раздражитель,  своевременного  переключения  с  одного  движения на  другое, умения быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая    образ    большого    медведя,    настораживает    детей, заставляет их сохранить полную неподвижность.        Инсценируя русскую  народную   песню  «Как  на  тоненький ледок», детям следует (соответственно  характеру  мелодии  и   тексту)  своевременно «упасть» с  санок,  вовремя  подбежать  на  помощь  и т. д.  Необходимо  быстро,  чётко  изменить движение,  рассчитать  время, чтобы преодолеть  пространство. Дети  испытывают   радость   от   хорошо выполненного задания, чувствуя  ловкость,   податливость своего тела.

         Музыкально-ритмические движения, слушание музыки, исполнение песни заставляют детей переживать выраженное в музыке.  А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих  движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность.

         Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего  в  непроизвольных движениях  во время слушания музыки: изменяется   мимика,   непроизвольно  двигаются   руки,   ноги,   туловище. Старшие  дети   проявляют  эмоциональную  отзывчивость   посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после    окончания    музыки) ребятам    достаточно  услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

музыкально-танцевальные занятия как процесс развития детей

Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты....

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Презентация "Роль музыкальных занятий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

quot;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре - задача первостепенной выжности"....

Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна

Музыкальные занятияи логоритмика для детейс синдромом Дауна...

Влияние музыкально –дидактической игры на развитие детей с ОВЗ

Влияние музыкально –дидактической игры на развитие детей с ОВЗ      Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердц...

Презентация к тематическому музыкальному занятию "Село Дымково" для детей 5-6 лет.

Презентация к тематическому музыкальному занятию "Село Дымково" для детей 5-6 лет....