Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Левшин Александр Витальевич

Содержание

 

  1. Цель, задачи разработки.
  2. Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной  школе.
  3. Результаты  изучения  учебного  предмета «Музыка». Личностные  результаты, метапредметные  результаты, предметные  результаты.  
  4. Сценарий  урока  в  4 классе. УУД.
  5. Выводы.
  6. Список  литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_uud.docx30.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Методические разработки  уроков  музыки,  направленных  на  достижение предметных  и  метапредметных результатов.

УМК «Музыка» (авторы)  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина

Разработку урока выполнил: Левшин Александр Витальевич учитель музыки

ГБОУ Гимназия№1506

Москва

2015

                                   

Содержание

  1. Цель, задачи разработки.
  2. Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной  школе.
  3. Результаты  изучения  учебного  предмета «Музыка». Личностные  результаты, метапредметные  результаты, предметные  результаты.   
  4. Сценарий  урока  в  4 классе. УУД.
  5. Выводы.
  6. Список  литературы.

  1. Цель  работы - разработать  сценарии  уроков  по  музыке  с  требованиями  ФГОС.

     Задачи работы - умение  распределить  УУД  в уроке.

  1. В содержании  Федеральных  государственных  стандартов  общего образования «второго поколения»,  введение которых  в  практику  образовательных учреждений  началось  с  2009г., необходимо подчеркнуть их направленность на стратегию организации  и планомерного  формирования  учебной  деятельности, в  том  числе  и  музыкальной,  способствующей  личностному, коммуникативному, познавательному  и  социальному  развитию  растущего  человека. Новые  стандарты  ориентированы  на  становление  у  школьников, начиная  с  начальной  школы, «умения  учиться».

              Личностное  развитие  учащихся  обеспечивается  реализацией  цели  музыкального  образования  и  воспитания - формирование  музыкальной  культуры  как  неотъемлемой  части  духовной  культуры  школьников. Именно  такая  целевая  установка  наиболее  полно  отражает  интересы  современного  общества  в  развитии  духовного  потенциала  подрастающего  поколения.

3. Личностные результаты.

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности   в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;

-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной  деятельности;

-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

 

4.Сценарий урока в 4 классе.

Урок № 6

День, полный событий

Тема урока: Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

        На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Ребята внимательно рассмотрят иллюстрацию  И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.

На стр.48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба, и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать   Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.

В опере «Сказка о царе Салтане…»  «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра. Вступление к одной из них – «Три чуда» – звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Учитель сыграет главную тему вступления на фортепиано и предложит школьникам, ориентируясь на фанфарный  призывный характер интонаций, подобрать тембр соответствующих музыкальных инструментов. Наверняка, четвероклассники выберут тембр медного духового инструмента – трубы.

        Перед прослушиванием симфонической картины «Три чуда» нужно напомнить учащимся, что ее действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками).

        Пусть ребята вспомнят, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина и попытаются самостоятельно, слушая музыку, определить последовательность их появления: белка, богатыри, Царевна-Лебедь.

Итак, «Белка» – первое чудо. Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание тембров таких инструментов как челеста и ксилофон.

Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.

Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Нужно сказать четвероклассникам о том, что с образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки. Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой, в которой ребята смогут услышать уже знакомую им тему трубного сигнала. 

        Чтобы учащиеся лучше запомнили основные темы симфонической картины «Три чуда» рекомендуется разучить вокальные варианты тем «Белка»  и «Царевна-Лебедь», а также «Колыбельную нянюшек». При разучивании следует обратить внимание поющих на различные варианты мелодии в «Белке», народность интонаций песенки, распевы в «Колыбельной», инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии  у «Царевны-Лебеди».

        Заключительным этапом урока может стать работа с вопросами и творческими заданиями разворота Рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 14–15), а также исполнение современных песен о сказках – «Сказки гуляют по свету»  

Е. Птичкина (слова М. Пляцковского), «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) и др.

В процессе работы над оперой Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (симфоническая картина «Три чуда»)

У ребят формируются:

Личностные УУД:

1.Осознание жизненного смысла музыкальных образов.

2.Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).

3.Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.

4.Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Познавательные УУД:

1.Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.

2.Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)

3.Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

4.Анализ музыкального сочинения.

Регулятивные УУД:

1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт).

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2.Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

Какие УУД формируются в процессе работы над песнями  «Сказки гуляют по свету», «Песня- спор» можно посмотреть в сценарии урока 3 класса.  (См. сценарий урока по теме: «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра).

 5. Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е. умение учиться, включая организацию этого процесса. УУД выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного  процесса в области музыкального образования и воспитания. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. В результате написания проекта мне удалось разработать сценарии уроков по музыки с требованиями ФГОС и распределить УУД в уроке.

6.Список  литературы.

1.Асмолова А.Г «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М; 2011 г.

2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы» М;    2010 г.

3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: 1-4 класс: методическое пособие» М; 2006 г.

4. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: Учебник для учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы» М; 2010 г.

5. Мошнина Р.Ш.;  Батырева С.Г., Хиленко Т.П.,  Шевелева Н.Н., Яковлев Д.Е. «Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе» М;  2011 г.

6.Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных  учреждениях: учебное пособие» М; 2010 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации по улучшению результатов тренировочных занятий.

Успехи в спорте невозможны без регулярных тренировок. Приступая к тренировкам, очень важно установить для себя четкие цели. Чего Вы хотите достичь - похудеть, улучшить фигуру и здоровье, увеличить мыш...

Методическая разработка "Методики и результаты исследовательской работы на примере прохождения горной не категорированной маршрутной экспедиции в районе Горного Алтая".

Совершение маршрутной туристско-краеведческой экспедиции в Горный Алтай (природный парк «Белуха»), изучение истории развития и освоения района, особенностей рельефа, растительного и животн...

Методические рекомендации для оформления результатов деятельности педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению в объединении.

Методические материалы разработаны в помощь педагогу дополнительного образования с целью представления информации о проделанной работе и анализа ее результативности в сфере гражданско-патриотического ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....

Диагностика учебных результатов класса

Диагностика учебных результатов класса...

Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»

Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»...