Концертмейстер и солист - психологические аспекты деятельности
статья по музыке ( класс) по теме

Герасимович Наталия Геннадиевна

                В статье раскрываются осовные психологические моменты в отношениях концертмейстер - ученик (солист) и рассматриваются  наиболее эффективные пути к успешному исполнению  музыкального произведения в ансамбле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty.docx25.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат лицей искусств»

ЗАСЕДАНИЕ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Концертмейстер и солист – психологические аспекты деятельности

Подготовила: Герасимович Наталия Геннадиевна,

                              преподаватель, концертмейстер.

2014 г.

Солист и концертмейстер в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. В становлении этого целостного музыкального организма, с одинаковым пониманием смысла произведения, его концепции, с единым эмоциональным наполнением, возникает ряд проблем между составляющими творческого союза. Надо отметить, что концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Признание это заключается не только в том, чтобы исполнить произведение профессионально, но и  создать психологически удобную атмосферу как в концертном исполнении произведения, так  и в повседневной работе над ним. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга.

Пианисту, чтобы  стать хорошим концертмейстером, нужно усвоить законы ансамблевых соотношений, развить в себе чуткость к партнеру, ощутить неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Например, умением выстроить вертикаль, выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.  В то же время, в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Хороший концертмейстер, кроме общей музыкальной одаренности, хорошего музыкального слуха, воображения, умения охватить образную сущность и форму произведения, артистизма,  должен обладать коммуникабельностью, чуткостью, тактичностью в высказываниях в вопросах музыкального стиля, интерпретации произведения и т.п. Умение концертмейстера «сглаживать углы» в общении создает комфортную психологическую обстановку. Для него должно быть важно расположить солиста, сделать так, чтобы исполнитель мог доверять, и выслушивать его мнение.

Во время концертных выступлений концертмейстер берет на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции, помогает партнеру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.  Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у партнера по ансамблю в процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведений. В процессе исполнения аккомпаниатор - опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное богатство. Следует подчеркнуть большое значение единства музыкальных взглядов и исполнительского замысла у аккомпаниатора и солиста. Концертмейстеру необходимо знать партию солиста, так как фортепианное сопровождение и партия соло неотделимы друг от друга.

 Аккомпаниатор тщательно анализирует особенности партии партнера, изучает ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки, рассматривает форму произведения, создает определенный колорит звучания, постигает замысел музыкального произведения, проникает в его характер. Что касается динамической стороны ансамбля, например, с юным солистом, то здесь следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность. В произведениях, в которых партия рояля является типично аккомпанирующей, солист всегда играют ведущую роль, несмотря на то, что по своему артистическому уровню он является более слабым партнером. В этих условиях хороший аккомпаниатор не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры.  Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека.  В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь - заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

Деятельность музыкантов, солиста и концертмейстера, требует коллективных усилий, а поведение человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в ансамбле каждый музыкант, по-видимому, должен обладать определенной долей конформизма, которая вместе с опытом перерастает в умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Огромное значение имеет морально-психологический климат, пусть и самого маленького, но всё же, коллектива. Между солистом и концертмейстером должна быть более или менее устойчивая система явлений нравственного и психологического порядка, выражающих отношения членов коллектива к совместной деятельности и друг к другу. В этом творческом союзе должны быть общие взгляды, с одинаковой силой интерес к  коллективному делу, эмоции, механизм непосредственного общения, психологические процессы и отношения. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах и установках. Между двумя людьми, делающих одно общее дело, должна быть сплоченность, дисциплина и ответственность, слаженность и согласованность действий, взаимопомощь и взаимоуважение, общий психологический настрой.

Большое значение для функционирования ансамбля имеет совместимость психологических характеристик входящих в нее индивидов. Было замечено, что такие черты личности, как общительность, хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют ей.  Допустим, к примеру, что между музыкантами не будет взаимопомощи и взаимоуважения, а также ответственности за общее дело, тогда отношения между ними будут испорчены, и, в конце концов, пострадает конечный результат. Серьезные помехи в системе межличностного взаимодействия чаще всего возникают  в ситуациях, когда в группе приходиться сотрудничать людям, имеющим разный уровень  профессиональной подготовки, способности к творческим решениям, стремления к оригинальным и рискованным решениям.

 Талантливый концертмейстер умеет предложить решения творческих задач учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей. Хороший концертмейстер учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны солиста, понимая, что то, что очевидно для него самого,  может быть совершенно не понятно для солиста. В звене «концертмейстер-солист» ведущее значение приобретают личностные качества концертмейстера, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организационные способности.

Коммуникативные способности включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию другого мира солиста, умение тонко чувствовать настроение в данный момент; умение ясно и четко высказывать свое мнение по поводу исполняемого произведения, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика - все это составляет основу для проявления данной способности.

Процесс общения  музыкантов в коллективе по своему психологическому содержанию может иметь три вида - авторитарный стиль, диалогический и конформный.

При авторитарном стиле общения содержание сознания концертмейстера как бы вытесняет сознание солиста, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны солиста не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера.

При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае  не происходит.

Для коллектива «концертмейстер-солист» лучше всего подойдет диалогический стиль общения, в случаях не совпадения мнений членов коллектива по отношению к наиболее значимым для нее объектам, стоит применить конформистский стиль общения. Согласится с мнением солиста должен концертмейстер, т.к. в обязанности концертмейстера входит сохранить индивидуальность солиста. Для развития личности учащегося в ходе обучения необходим демократический стиль общения, между концертмейстером и солистом тоже. Демократический стиль общения характеризуется следующими особенностями:

- признанием за солистом права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;

- построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не угрозе наказания;

- стремление формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие исполнителя насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость.

При межличностном общении процесс совместного разучивания и исполнения произведения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизируется и обогащает другого.

Вывод:

Концертмейстер, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с солистом на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то концертмейстеру, нужно заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Наилучшие условия создаются при  взаимном положительном восприятии концертмейстером своего солиста и солистом своего концертмейстера. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к концертмейстеру, поэтому от последнего требуется наличие определенных личных качеств, для которых наряду с профессиональными значениями большое значение имеют коммуникативные способности. Демократический стиль общения благотворно влияет на становление крепкого и слаженного коллектива, добивающегося хороших результатов, и развитие личностей, как солиста, так и концертмейстера. Концертмейстер с большой буквы  бескорыстно любит свое дело и заботится о своем партнере.

Список литературы:

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2009.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы концертмейстера с солистами инструменталистами

Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможн...

РЕФЕРАТ «Профессионально-психологические, творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»

Концертмейстерство – целостное явление, включающее в себя педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии приобретают новые специфические особенности.Мастерство концертмейстера г...

Методические рекомендации концертмейстера МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Парамоновой Т.В. по теме: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера образовательного учреждения эстетического цикла

Данная методическая разработка расскаывает об особенностях деятельности концертмейстера в образовательном учреждении эстетического цикла...

О некоторых особенностях работы концертмейстера с солистами-вокалистами и учебными хоровыми коллективами.

В данной  статье освещаются  частные аспекты работы  концертмейстера.  Материал  может  быть полезен коллегам в качестве  ознакомления  с изложеннным  мнен...

Психологические аспекты деятельности тренера

В данной презентации собран материал о некоторых психологических особенностях, которые присущи тренерской деятельности....

Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.

В данной статье будут рассматриваться психологические состояния педагога-музыканта пр работе с учениками в классе фортепиано....

Методический доклад: «Особенности работы концертмейстера с солистами инструменталистами в ДШИ, ДМШ»

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...