Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
    статья по музыке ( класс) на тему

    Левшин Александр Витальевич

    Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_statya.docx21.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности

    “Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития” (Б. В.Асафьев).

    Цель музыкально - эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

    Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально - эстетического воспитания через творчество школьника, обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

    У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

    Музыкально - эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

    Целью таких уроков является:

    1. Всестороннее развитие личностно - творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

    2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.

    3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

    4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки.

    5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музицирования.

    Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

    1. Накопление впечатлений;

    2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно - моторных, речевых направлениях;

    3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

    4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

    Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

    1. Воспитание нравственно - эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

    2. Выявление художественно - творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

    3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

    - сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

    - определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

    - осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

    - сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

    - элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

    - умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

    Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что - то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

    Задача музыкального воспитания – комплексное развитие нравственно - эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.

    При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого характера.

    На музыкальных занятиях школьники встречаются с произведениями не только специально написанными для детей, но и выходящими за пределы детского репертуара – с сочинениями классическими и современными, отечественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальным фольклором разных народов. При этом способность школьников к эмоционально - непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию музыкальной классики, свидетельствует о степени их музыкального развития, музыкальной культуры. Музыка, выполняя множество жизненно - важных задач, призвана решать самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию школьников в мире музыки.

     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

    Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

    Развитие творческих способностей детей на уроке музыки

    Цель музыкально-эстетического развития в коррекционной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидате...

    Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

    Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

    Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

    Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

    Развитие творческих способностей детей на уроках музыки в общеобразовательной школе

    Уроки музыки в школе направлены на развитие творческих способностей учащихся, творческое начало у детей рождает живую фантазию, воображение. Творческие дети более усидчивы,трудолюбивы,  целе...