Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся
методическая разработка по музыке на тему

Сарычева Елена Викторовна

Краткое описание дополнительной образовательной программы по музыкальному фольклору (на местном материале)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talant-eto_trud_i_radost.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Талант – это труд и радость»

Музыкальный фольклор

как средство развития

духовно-нравственного потенциала учащихся

Автор: САРЫЧЕВА

Елена Викторовна,

учитель музыки

МОАУ «Григорьевская СОШ»

Соль-Илецкого района

Оренбургской области

С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни, легенды, баллады.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, т.к. в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов  чувство любви к Отечеству, к своему народу.

Соль-Илецкий район один из самых многонациональных, к тому же здесь проходит одна из приграничных зон. За счет миграционного прироста увеличилась численность населения различных национальностей. Культуры разных наций переплетаются, смешиваются, поэтому проблема сохранения исконно казачьих традиций, издревле существующих здесь, еще более актуализируется. Ведь сохранение традиционной культуры – это основа основ нравственного здоровья любого общества.

Изучение и исполнение народных песен воспитывает чувство национального самоуважения, гражданственность, формирует чувство коллективизма и товарищества, пробуждает и развивает творческие способности учащихся. Органическое соединение образовательного, развивающего и воспитательного процессов, построенных на использовании устного народного музыкального творчества, способствует развитию духовной культуры личности ребенка на основе его индивидуальных особенностей.

Основу теоретического исследования составили работы Г.М.Науменко «Фольклорная азбука» - пособие для начальной школы, материалы по обучению фольклору в младших классах «Школа русского фольклора», разделы автора М.Т.Картавцевой, опыт детского ансамбля народного пения «Рябинушка» под руководством О.Н.Пахомовой.

В процессе обучения детей музыкальному фольклору происходит формирование вокально-хоровых навыков, из года в год совершенствуются умения, расширяются знания, предусмотренные программой. Вместе с тем программный материал недостаточно отвечает особенностям  изучения местного музыкального фольклора. Таким образом, появилась идея изменения программного материала. Отличительной особенностью программы является  репертуар,  который собирается совместно с детьми в экспедициях, что вносит изменения в распределение педагогической нагрузки: одна треть часов программы уходит на встречи со старожилами села Григорьевка, других казачьих сёл, и записи  старинных песен из их уст.  Соответственно, меняется как цель, так и задачи.

Цель программы - формирование духовно богатой, высоконравственной личности воспитанника, сохраняющей традиции и культуру своего народа, владеющей певческой манерой исполнения песен своей местности и умеющей применить приобретенные знания в своем творчестве.

С целью создания условий для развития духовно-нравственного потенциала  учащихся необходимо разрешить противоречия между:

- потребностью современного общества в духовно развитой личности и реальным уровнем сформированности  внутренней культуры учащихся;

- наличием широкой базы исследований педагогического аспекта проблемы развития внутренней культуры личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса применительно подготовки школьников к поисково-исследовательской деятельности в этнографическом направлении;

- необходимостью развития у школьников духовно-нравственного потенциала и недостаточной теоретической разработанностью соответствующих условий.

Обучение происходит не только на занятиях с педагогом, но и во время встреч со старожилами сел, другими фольклорными коллективами.

С.С.Балашова и Т.С.Шенталинская отмечали, что без специального разучивания возможно  включаться в пение припева во многих хороводных песнях. Польза подобного припевания детей объясняется, близостью ситуации к народной традиции и возникновением творческой свободы поющих без предварительного разучивания.

Научить ребенка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, волноваться о его будущем, чтобы человеческая цивилизация могла рассчитывать на прогрессивное развитие (ведь этническое – это часть мирового) – вот предполагаемый результат воздействия на личность воспитанника данной программы.

В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях  музыкальным фольклором будет происходить становление личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание и присвоение ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значимость для современного человека.

В ходе обучения музыкальному фольклору по мере ознакомления с видами народного творчества и усвоения знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, т.е. не ранее, чем по прохождении трехгодичного цикла программы воспитанники будут:

- ориентированы на такие ценности, как Жизнь, Добро, Красота, Труд;

- иметь представление о таких понятиях, как любовь к Родине, любовь к Природе (включающая в себя понимание необходимости беречь ее и заботиться о ней);

- иметь сформированное чувство товарищества, коллективизма, чувства личностной ответственности;

- уметь осознанно делать нравственный выбор.

В основу обучения детей пению в народной манере, всей воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренной данной программой, положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование  его личности – это главный смысл педагогического процесса.

2. Принцип народности, предусматривающий актуальность обращения к народной культуре с опорой на этнокультуру при отборе содержания педагогического процесса.

3. Принцип интеграции различных видов искусства (музыки, хореографии, декоративно-прикладного творчества, театра), соблюдающийся при отборе содержания и форм деятельности.

4. Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение каждой личности.

6. Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях народным творчеством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность.

Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-й и 2-й годы относятся к I уровню – образовательному, 3-й год и последующие – ко II уровню – творческому. На творческом уровне дети могут находиться столько времени, сколько сохраняется интерес. Они могут принимать участие в концертной деятельности и в пополнении репертуара, разыскивая и записывая новые песни. Певческий коллектив, созданный из детей, достигших наибольших успехов в фольклорном пении, формируется на  творческом уровне и может насчитывать до 12 человек.

Наиболее распространенными методами разучивания  музыкального фольклора являются устно-слуховой и устно-подражательный, обусловленные самими формами народных песен.

Технология опыта заключается в последовательности (этапности) организации этнографической поисково-исследовательской деятельности.  Деятельность школьников, организуемая учителем, способствует развитию в детях «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать».

 План образовательной программы по музыкальному фольклору включает следующие разделы: виды народного творчества (исследовательская поисковая работа: народная песня как часть устного народного творчества); вокально-хоровая работа; сценическая грамота (знакомство с элементами хореографии и поведения на сцене); культура восприятия музыки; концертная деятельность.

Содержание программы

1 -2 годы обучения

Раздел  1.  Виды народного творчества.

Знакомство с видами народного творчества  (сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные песни) – беседы, рассказ педагога, показ репродукций с изображением деревенской жизни. Ознакомление с образцами прикладного творчества. Техника изготовления простейших изделий – экскурсия в музей, на выставку народного творчества.

Практические занятия: оформление альбома, конкурс знатоков загадок и пословиц, конкурс  знатоков народных  попевок, закличек  и т.д. Изготовление простейших изделий прикладного творчества на выбор (вышивка, лоскутная аппликация, бисеронизание, вязание и т.п.) вместе с педагогом и родителями.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа.

Правила хорового пения. Особенности занятий в певческом коллективе. Понятие о певческой установке, устройстве голосового аппарата, гигиене певческого голоса. Особенности народной манеры. Дыхание. Дикция. Артикуляция. Звукообразование. Звуковедение – беседы, рассказ и показ педагогом.

Практические занятия: пение учебно-тренировочного материала. Разучивание песен. Пение в унисон и на два голоса.

Раздел 3. Сценическая грамота.

Правила поведения на сцене. Сценическое движение – беседы, рассказ педагога, посещение репетиций и концертов взрослого народного коллектива.

Практические занятия: приобретение навыков элементарных хореографических движений – показ движений педагогом в ходе занятий, посещение репетиций и концертов взрослого народного коллектива, просмотр выступлений фольклорных ансамблей на видео.

Раздел 4.  Культура восприятия музыки.

Слушание музыки в исполнении народных коллективов различного состава: вокальных, инструментальных, взрослых, детских, солистов, мастеров народного пения. Беседа, анализ прослушанной музыки.

Практические занятия: слушание «живого» исполнения, аудио и видеозаписей – прослушивание на занятиях и посещение концертов, анализ прослушанной музыки.

Раздел 5. Концертная деятельность.

Выступления на родительских собраниях, школьных и сельских мероприятиях.

3 год обучения и более

Раздел  1.  Виды народного творчества.

Планируются встречи со старожилами села Григорьевка, других казачьих сёл. Распределяются обязанности по приготовлению к экспедиции. Русский народный костюм как произведение декоративно-прикладного искусства. Символика в русском народном костюме. Казачий костюм. Костюм подлинный и сценический – показ репродукций с изображением старинных русских костюмов, встреча с художественным руководителем сельского Дома культуры – беседа о сценическом костюме.

Практические занятия: пение в работе, например, за вязанием, вышивкой. Поисковая работа в экспедициях, проводимых совместно с детьми, ведение записей старинных песен, обрядов, традиций из уст песельников; беседы во время встреч со старожилами села о подлинном костюме, его символике.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа.

Особенности народной манеры. Дыхание. Дикция. Артикуляция. Звукообразование. Звуковедение – беседы, рассказ и показ педагогом.

Практические занятия: пение на два-три голоса, с подголосками. Пение в движении. Пение без сопровождения музыкальных инструментов. Работа над развитием гармонического слуха. Пение без сопровождения музыкальных инструментов с игрой и движением. Подражание местной певческой манере исполнения – разучивание по материалам, собранным в экспедициях.  

 Раздел 3. Сценическая грамота.

Практические занятия: формирование умения легко, бесшумно двигаться по сцене. Работа над созданием сценического образа песни – сценический образ как актерская импровизация. Зависимость характера исполнения от содержания и формы бытования песни. Исполнение песни с движением и игрой.

Раздел 4.  Культура восприятия музыки.

Повторяются правила при прослушивании музыкального фольклора – беседа.

Практические занятия: Слушание «живого» исполнения, аудио и видеозаписей, а также старинный музыкальный фольклор в исполнении старожилов. Анализ особенностей местной певческой манеры исполнения.

Раздел 5. Концертная деятельность.

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Выступления на родительских собраниях, школьных и сельских мероприятиях. Гастроли по соседним селам.

Условия реализации программы предусматривают не только изменение воспитательных и образовательных задач, но и наличие определенных личностно-профессиональных качеств педагога таких как: стремление к изучению народного творчества, истории родного края, местных обычаев, обрядов, традиций, потребность в профессиональном росте. Проблема реализации поставленных условий напрямую связана с повышением профессионального уровня педагога.

Также результатом введения изменений в программный материал можно считать:

- расширение знаний и умений школьников по традиционной культуре на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия обряда, песни, традиции, осмысления его (ее) содержания, рефлексии ощущений переживаний, мыслей;

- эмоционально-чувственное «насыщение» опыта школьников в процессе общения со старожилами, обеспечивающее духовное развитие школьников;

- решение проблемных ситуаций, обеспечивающих формирование жизненного опыта школьников на основе восприятия и исполнения музыкального фольклора, в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Кроме традиционного занятия программа предусматривает вариативное использование других форм организации образовательно-воспитательного процесса:

Занятие-беседа – незаменимо при обращении к теме «Виды народного творчества. Устное народное поэтическое творчество». Занятие, выстроенное в форме беседы, позволяет педагогу осветить кратким обзором все виды народного творчества, используя в своем рассказе иллюстрации соответствующих альбомов, фото-видеоматериалы, привлекая к диалогу детей с целью активизации познавательного процесса.

Занятие-экскурсия – эта форма эффективна при изучении народного костюма, декоративно-прикладного творчества. Занятие-экскурсия делает возможным привлечение богатого иллюстративного материала, выставочных и музейных экспонатов, объединенных подлинной исторической ценностью, для знакомства детей с истоками, символикой и особенностями бытования элементов декоративно-прикладного народного творчества.

Интегрированное занятие, расширяющее тематику изучаемого материала целесообразно использовать при изучении различных видов народного творчества. Например, наглядность элементов народного костюма, знакомство с технологией его изготовления, воспроизведение фрагментов орнамента или мотивов вышивки в интегрированном занятии позволяют детям легче проникнуть в глубинный смысл народного обряда, взаимоотношений человека и природы, постичь гармонию народной жизни.

Оптимальной формой занятий, позволяющих проследить результативность освоения программы, являются занятие-концерт, творческая встреча, фольклорный праздник, концерты, фестивали, конкурсы.

Занятие-концерт целесообразно проводить на начальном этапе обучения, в период, когда репертуар, освоенный детьми, представляет собой несколько несложных песенок, игр. Импровизированный концерт, составленный из номеров соло, дуэтов, трио и т.д. (необязательно целых песен, можно 1-2 куплета), позволяет детям проявить инициативу, самовыразиться, обрести уверенность в себе. Такие «домашние» концерты, «игра в концерт» подготавливают детей к выступлению на публике.

Творческие встречи с участниками других детских или взрослых коллективов фольклорного творчества позволяют расширить детский кругозор, развивают умение общаться, формируют дух здоровой соревновательности, позволяют детям укрепить и углубить знания о фольклорном творчестве, продемонстрировать свои умения. В процессе таких встреч закрепляется интерес к занятиям фольклорным творчеством.

Занятие-исследование проводится  на улице, на скамейке, на завалинке с диктофоном и записными книжками в форме беседы со старожилами,  за чаепитием у них в гостях. А также, на таком занятии  используется припевание детьми незнакомых старинных песен прямо во время их исполнения вместе с бабушками.

Фольклорный праздник – публичная форма организации занятия, требующая особенно тщательной подготовки и согласованности в проведении. Фольклорный праздник проводится совместно с родителями, другими членами семьи, возможно участие самой широкой публики. В процессе проведения дети могут продемонстрировать умения и навыки, полученные на занятиях в ансамбле. Ситуация успеха стимулирует детей к  творческому самовыражению, а педагогу позволяет отследить результативность.

Мониторинг достижений в школьных, муниципальных, региональных и федеральных  конкурсах и фестивалях учащихся за последние три года показал следующие   результаты:

2014

Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина!»

Диплом Лауреата 2 степени

Областная этнографическая олимпиада «Родник чистой души»

Грамота за 3 место

Областная детская фольклорно-этнографическая ярмарка «Радуга-2014»  

Грамота за сохранение традиций и песен своего села;

Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ присвоено звание

 «Образцовый детский коллектив» на 2014-2018 годы

2015

Областная этнографическая олимпиада «Родник чистой души»

Три грамоты за 1-е место

Грамота за 2 место

Грамота педагогу

Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Урал собирает друзей»

Диплом Лауреата 2 степени

Областной конкурс музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!»

Диплом Лауреата 1 степени

Областной детский фольклорно-этнографический фестиваль «Радуга-2015»

Грамота за сохранение традиций и пропаганду культуры казачества

2016

Областная этнографическая олимпиада «Родник чистой души»

Две грамоты за 2-е место

Грамота за 3 место

Областной детский фольклорно-этнографический фестиваль «Радуга-2016»

Грамота за 1 место на XX юбилейном фестивале

Грамота за 1 место в номинации «заочное представление традиционного обряда»

Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Планета талантов»

Диплом Лауреата 2 степени

Мониторинг достижений позволяет сделать вывод об эффективности данной программы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой работы учащихся как средство развития духовно-нравственного потенциала

Данная статья описывает необходимость организации краеведческой работы  с учащимия для развития духовно-нравственного потенциала школьников...

"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"

Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...

Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников

Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании....

Сборник «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов»

Создания сборника «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов» как результат са...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...