Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
опыты и эксперименты по музыке на тему

Гусева Галина Витальевна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

·        познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

·        раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

·        показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_seminar.docx19.99 КБ
Файл guseva_master-klass.pptx1.61 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Республиканский семинар на тему:

«Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация,инструменты.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках по специальности; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Звучит музыка, под музыку читается стихотворение:

Я гусли беру золотые,

И песнь о свободе пою,

Чтоб слышали старцы седые,

И юноши песню мою.

Хочу я развеять струною,

Тяжелые сны о былом,

Чтоб песня, пропетая мною,

Дышала весенним теплом.

Добрый день уважаемые гости, коллеги! Сегодня я приглашаю вас в свою творческую мастерскую.

Гусли – древнейший музыкальный инструмент многих народов нашей России, который переживает в настоящее время свое второе рождение, завоевывая новых поклонников среди музыкантов-исполнителей и слушателей.

Свой вклад в этот процесс вносим и мы – ансамбль гусляров «Шика-вика» школы-интерната «Дарование». За последнее время наш ансамбль выступил на разных концертах, встречал много различных делегаций, стал лауреатом на всероссийских и международных фестивалях-конкурсах «Мы за мир!», «Радуга юных дарований – Звените гуси над Кокшагой» - это в 2015 году, (отображается на слайде название конкурсов с дипломами и фотографии).

2 .Мотивация к мастер-классу.

Вопрос к залу: Какие ассоциации может вызвать слово «гусли»?  В памяти, скорее всего, всплывут знакомые с детства образы героев былинного эпоса и народных сказок – Садко, Добрыни Никитича, конечно же, нашего знаменитого сотенного князя Акпарса. Без гуслей они ни свой подвиг ратный совершить не смогли, ни на пиру потом о нем рассказать. И мы их без гуслей  представить уже не можем. Вспомнятся, наверное, и красивые мелодичные слова, служащие для описания гуслей в песенном и фольклорном творчестве «Кылтинг –кылтинг каршыжы,

Яжо ыдырын парняжы

Парня доно шакталтет

Семжы доно кушталтет».

«Пойте-пойте гусли в лад,

Струны громко пусть звенят

Пальцы пляшут по ладам

Песня льется в сердце нам».

К радости многих ценителей народной культуры многострунные инструменты переживают сегодня второе рождение, завоевывая новых поклонников и среди музыкантов-исполнителей, и среди слушателей.

Отреставрировано немало старинных инструментов, записаны инструментальные наигрыши и приемы игры.

3.Работа по теме.

Метод обучения игре на гуслях, используемый нами, прост и оригинален. Мы не учим механически перебирать струны, уткнувшись в ноты или глядя на руки, а предлагаем ученикам, постигая гусли, принять участие в увлекательном обучающем процессе.

Первый год обучения с учениками первого класса – это только подготовительный этап для обучения на музыкальном отделении.

Принцип «Делай, как я!» у нас действует ровно столько, сколько необходимо для освоения определенных приемов игры на инструменте.
Дальше начинается коллективное творчество, в котором преподаватели и ученики становятся равноправными партнерами. К новым ученикам (особенно малышам) прикрепляется наставник из числа тех, кто уже освоил инструмент и имеет опыт выступления на сцене. И он, а не учитель, несет ответственность за музыкальные успехи своего подопечного, за его поведение во время репетиции.
Таким способом у детей воспитываются взаимная ответственность и уважение к делу, которым они как музыканты совместно занимаются в ансамбле.
Коллективное творчество – первый принцип, на котором основывается работа с детьми. Освоив с учениками за месяц-полтора несколько простейших музыкальных номеров, например, «Горномарийская плясовая» (игра в три руки), приступаем к подготовке полноценного номера для показа его зрителям.

Игра в три руки с первоклашками

Ну, а теперь попробуем сыграть роль учеников первого класса. Попрошу из зала трех желающих, желательно не музыкантов, чтобы было как с учащимися первого класса.

Идет игра в три руки с коллегами

Готовый номер – это, по сути, театрализация выученного музыкального материала, который дети дополнительно проживают посредством сюжета, демонстрации навыков игры на музыкальном инструменте, движения и ансамблевого исполнения.
Важно подчеркнуть, что через несколько месяцев таких занятий дети поют, рассказывают сказки  и играют на гуслях.

Та методика, которую я хочу сейчас представить, широко пользуется в игре на звончатых гуслях. Я ее узнала  будучи на курсах повышения квалификации в  Москве, и совершенно случайно побывав на мастер-классе, который проводила Любовь Яковлевна Жук и ее ученик, уже сам преподаватель в Гнесинке, Александр Усков. И теперь сама применяю в первом классе для разучивания разных приемов игры. Посмотрите, что у нас получается

Даша Долгова «Репка»

Звучит запись ансамбля «Сказ о Земле Русской»

До недавнего времени наш ансамбль состоял из девочек более-менее одного возраста, но в этом году у нас стала проблема: старших осталось только двое, остальные играют в ансамбле второй год.

Чтобы представить на конкурсах ансамбль с достойной программой нужно и пьесы брать такие, которые могут показать исполнительскую технику, возможности каждого участника, разнообразие характера. Но для ансамбля гусляров очень сложно найти такой репертуар. И тут включается фантазия руководителя: со старшим составом мы играли «Народные мелодии елабужских мари» обработка Е.Васютиной. Стал вопрос – как быстро могут новые участницы выучить. Могут, но это будет только одна партия, и поэтому мы попробовали играть сопровождение мелодии.

Играют вторую партию девочки 6 класса (2 часть)

И все вместе 2 и 3 части

 «Как у наших у ворот»

И теперь мы поняли, что у нас в ансамбле могут играть учащиеся разные по подготовке, каждому мы  поможем найти свой инструмент, который будет сочетаться в ансамбле и внушить, что без этого инструмента, и без этой партии ансамбль будет звучать по- другому, что каждый человек очень нужен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат г.Козьмодемьянска «Дарование» Мастер-класс: «Я гусли беру золотые»

Слайд 3

ГУСЕВА ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ 19 ЛЕТ руководитель ансамбля гусляров « Шика-вика » с 2001 года

Слайд 4

Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях

Слайд 5

Применение образовательных технологий

Слайд 6

основные приемы работы Принцип «Делай, как я!» для освоения определенных приемов игры на инструменте. Коллективное творчество – первый принцип, на котором основывается работа с детьми. От первых впечатлений зависит путь маленького музыканта. Работа с обучающимися младших классов, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. преподаватель закладывает фундамент будущих умений и навыков, отношения к музыке.

Слайд 7

Коллективное творчество

Слайд 8

V Международный этнический фестиваль « Крутушка »

Слайд 10

Методы активизации на уроке Сюжетно- ролевые и творческие игры. Они включают ребёнка в активный процесс познания музыки. Инсценировка песни, сказки. Они объединяют всех детей. Метод импровизации. Дети проявляют свои исполнительские умения, возможности своего воображения, фантазии. Метод соучастия. Он позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, попробовать свои силы. Метод музыкальных композиций ( индивидуальные, групповые, коллективные формы работы). Метод погружения. Осознание целостно- смыслового значения музыкального произведения ( анализ, сравнение, обобщение). Метод музицирования . Освоение музыки и способы исполнения её ( подражание, упражнение, импровизация).

Слайд 11

MVI_0010.AVI

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ