ВАРГАН У НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ (ПО ДАННЫМ АРХЕЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ)
статья по музыке (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья написанная по монографии В. И. Яковлева «Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Историко-этнографическое исследование» (Казань, 2001).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vargan_u_narodov_srednego_povolzhya.docx20.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                        Хасамеев Айдар Фаритович Преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №6 Советского района г. Казани»

ВАРГАН У НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ (ПО ДАННЫМ АРХЕЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ)[1]

На современном этапе развития нашего общества одной из важнейших проблем является проблема сохранения традиционной культуры того или иного народа как важнейшего элемента носителя этнического самосознания. В этой связи обращение к изучению варгана - одного из древнейших инструментов Поволжья - является остроактуальным и своевременным.

История развития инструмента тесно связана с историей формирования народов Поволжья. Конструктивные особенности варгана отражают природно-географическую, социальную, этническую среду бытования, художественные вкусы, мастерство их создателей и исполнителей.

Как свидетельствует анализ археологических материалов, варган изучают представители разных наук - искусствоведы, музыковеды, инструментоведы, археологи, этнографы и другие специалисты. Каждый исследователь определяет свой вектор изучения варгана.

Цель статьи - попытка дать целостное описание варгана у народов Поволжья, выявить его этнические особенности, характерные для данного региона.

Для изучения генезиса, ранней истории формирования музыкального инструментария народов Поволжья, в нашем случае инструмента варгана, большое значение имеют археологические источники, которые позволяют, хотя и частично, представить внешний вид, форму, конструктивные особенности, материал и технику изготовления инструмента. В целом это придает археологическим источникам особую значимость и требует их тщательного анализа. Полученные результаты могут стать важной предпосылкой разработки нового и перспективного в науке историко-археолого-этнографического направления в изучении музыкального инструмента.

Следует отметить, что к археологическим и этнографическим источникам, содержащим информацию о музыкальных инструментах, ученые начали обращаться уже в конце XIX века. Однако до настоящего времени эти материалы еще не стали предметом специального научного изучения.

Археологические источники, позволяющие представить распространение варгана в виде самозвучащего щипкового музыкального инструмента в регионе Поволжья, относятся к эпохе средневековья.

В эпоху средневековья на территории Поволжья, с одной стороны, дальнейшее распространение получили ранее известные музыкальные инструменты: духовые типа «флейты Пана», флейт- манков, продольных флейт, флейт-окарин; самозвучащие типа бубенчиков, колокольчиков, шумящих подвесок. С другой стороны, появились новые, ранее не известные на этой территории музыкальные инструменты: струнные инструменты, так называемые «свистящие стрелы», самозвучащие инструменты типа варгана, бронзовых зеркал, глиняных погремушек и т. д. По-видимому, появление новых инструментов было связано, во-первых, с возрастающими потребностями народов Поволжья в разнообразных звуковых орудиях, вызванными изменениями социально-экономических условий жизни, быта. Во-вторых, не последнюю роль в этом сыграло совершенствование многих технологических приемов в обработке металла, кости, дерева, использование народами Поволжья новых, более прогрессивных приемов литья, штамповки, гравировки, насечки, пайки, нарезки и др.

На рассматриваемой территории археологи выделили два типа варгана: пластинчатые и дугообразные. Пластинчатые варганы являлись более древними инструментами по сравнению с дугообразными варганами. Их история прослеживается начиная с середины I тысячелетия нашей эры и связана, как отмечают ученые, прежде всего с культурой предков финно-угорских народов.

М. Г. Иванова в работе «Чепецкие древности» отмечает пластинчатые варганы VII-XII веков как одни из древнейших музыкальных инструментов предков удмуртов. Согласно ее описаниям, инструменты представляли собой небольшие тонкие бронзовые пластины шириной около 10 мм и длиной 60-90 мм с вырезанным в центральной части язычком, Г. А. Архипов в пластинчатом варгане, обнаруженном на территории Республики Марий-Эл в культурном сдое IX-XI веков, видит один из древнейших музыкальных инструментов предков марийцев.

К IX-X векам относятся пластинчатые варганы из Танкеевского могильника, обстоятельно изученные Е. П. Казаковым. В статье «Древние язычковые музыкальные инструменты Прикамья и Приуралья», основанной на материалах этого могильника, Е. П. Казаков представил подробную характеристику варганов. Найденные предметы представляют собой тонкие бронзовые пластины, отличающиеся большой упругостью. Размеры одной пластины 52 х 7 мм, другой - 61x8 мм. Толщина каждой пластины - 0.6 мм.

В своей работе Е. П. Казаков провел сравнительный анализ пластинчатых варганов с типологически близкими инструментами могильника Мыдлань-Шай VIII-IX веков, Идельбаевского курганного могильника рубежа I-II тысячелетий в Башкортостане, Деменевского могильника ломоватовской культуры на Верхней Каме, Усть-Брыс- кинского могильника середины 1 тысячелетия нашей эры в низовьях Камы. Важно отметить, что пластинчатые варганы были известны также башкирским племенам, частично заселявшим, вероятно, древнерусские территории или находившимся в тесных контактах с уграми.

Е. П. Казаков предпринял попытку типологического анализа пластинчатых варганов. Общим для всех инструментов явился комплекс признаков: внешняя форма пластинчатых варганов и их важнейший конструктивный признак - вырезанный язычок. Отличие танкеевских пластинчатых варганов от инструментов из других могильников заключается в отсутствии у основания язычка специального отверстия для нити. Подобное отличие в конструкции варганов свидетельствует о различиях в приемах звукоизвлечения у разных народов Поволжья.

Важными в наших исследованиях являются работы известных археологов, историков, этноинструментоведов В. Ф. Генинга, П. Н. Старостина, Ю. А. Полякова, С. И. Руденко, К. А. Верткова, Р. Б. Галайской. На основе их научных трудов Е. П. Казаков сделал следующий вывод: пластинчатые варганы бытовали на рассматриваемой территории с глубокой древности. Их происхождение было отнесено к эпохе более тесных контактов палеоазиатских народов.

Более поздними музыкальными инструментами являются дугообразные варганы. По форме они представляют собой небольшую металлическую подковку, в середине которой прикреплен стальной язычок. Дугообразные варганы получили широкое распространение главным образом среди тюркских народов Поволжья - татар, чувашей, башкир.

Известные нам немногочисленные археологические находки в регионе дугообразных варганов были обнаружены в 90-е годы, в частности, во время археологических раскопок Казанского Кремля, и относятся они к XVI-XVIII векам (инструмент находится в кабинете археологии Института истории Академии наук Республики Татарстан).

Таким образом, предпринятый анализ археологических источников по рассматриваемой проблеме, относящихся к эпохе средневековья на территории Поволжья, показал, что они являются более информативными по сравнению с аналогичными источниками предыдущих эпох. Они отражают уже не столько процесс генезиса музыкального инструмента этносов в Поволжье, сколько процесс его формирования и развития; в мир инструментов входят самозвучащие инструменты типа бронзовых зеркал, глиняных погремушек, в том числе и варган.

Установлено, что в эпоху средневековья музыкальный инструментарий этносов Поволжья характеризовался чертами общности. Это явилось следствием общности цивилизованных процессов, процессов этнокультурного развития, общности среды обитания, хозяйственно-бытового уклада народов региона Поволжья.


[1] Статья написана по монографии В. И. Яковлева «Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Историко-этнографическое исследование» (Казань, 2001).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад народов Поволжья в Отечественную войну 1812 г.

Вклад народов Поволжья в Отечественную войну 1812 г. Используется данный материал по истории Татарстана учителем....

Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"

Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Народы Поволжья. Мокша. Эрзя

Представлен материал для приветствия и презентации по теме "Мокша.Эрзя". Аудио для приветствия представлено в разделе "Аудио"....

Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"

В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...

ФЕСТИВАЛЬ «Диалог культур народов Поволжья»

Сколько нас, нерусских у России,              И татарских, и иных кровей.  Имена  носящих не простые,  Но простых  ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...