Значение музыки в воспитании ребенка-дошкольника
статья по музыке на тему

Снетков Виктор Иванович

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_snetkov.docx27.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыки в воспитании ребенка-дошкольника

Эргашева Н.В., преподаватель ТОГАПОУ

 "Педагогический колледж г. Тамбова"

Снетков В.И. преподаватель ТОГАПОУ

"Педагогический колледж г. Тамбова"

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

 Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что "внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник". [6;50]

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

  Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список использованных источников

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности  "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 2003.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 2011г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 2015г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 2012г.
  6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 2009.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 2009г.

Значение музыкально-дидактических игр и пособий
в решении современных педагогических задач музыкального воспитания

    Эргашева НВ., преподаватель ТОГАПОУ

 "Педагогический колледж г. Тамбова"

Снетков В.И. преподаватель ТОГАПОУ

"Педагогический колледж г. Тамбова

 Восприятие музыки – сложнейший процесс, требующий внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.     Практика показывает, ребёнок полноценно воспринимает музыку, если он понимает что она «рассказывает», способен сравнить услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музыкально – слуховые отношения, ладовое чувство, чувство ритма), различать жанры музыкальных произведений.

      Н.А.Ветлугина писала, что музыкальные  образы «… побуждают ребёнка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чём музыка «рассказывает». Ребёнок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить всё это с чем-то реальным».

     Как организовать образовательный процесс, чтобы он был эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка? Надо предложить детям игру. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности.

     В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: подвижные, игры-драматизации, музыкально-дидактические, игры-забавы. Во многих из этих игр содержание обучения вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, навыков (ЗУН).

      Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

     Музыкально-дидактические пособия помогают формировать первые эмоционально-эстетические оценки, воспитывать вкус детей. Поэтому в них должно быть заложено  художественное отображение понятного детям содержания. При организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале и групповой комнате следует проявлять эстетическую культуру.       

    Как любая игра, музыкально-дидактическая должна включать в себя развитие игровых действий, которые должны помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а потом включить их в свою деятельность.

     Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней   обучающей задачи, содержания,  правила,  игрового действия.

Используя музыкально-дидактические игры и пособия на занятиях и в самостоятельной деятельности ребёнка надо учитывать, в какой степени развиты и используются его сенсорные каналы восприятия: аудиальный,  визуальный,  кинестетический.

     При аудиальном контакте с ребёнком важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Ободряющее слово, изменение темпа и динамики речи усиливают аудиальный контакт.     При визуальном контакте важно использовать мимику, наглядные пособия, рисунки, схемы. «Кинестетические» дети очень чувствительны и эмоциональны, их нужно привлекать к выполнению практических заданий. Одновременно с одобряющим словом можно погладить ребёнка по голове, коснуться его плеча, прохлопать по его ладошке ритмический рисунок. Такой контакт вызовет положительные эмоции.

      Создавая проблемную ситуацию педагог ставит детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждает детей к поиску новых знаний.

     Применяя музыкально-дидактические игры  в работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности.

     На третьем году жизни на развитие ребёнка начинает оказывать влияние накапливающийся у него опыт. Увеличивается объём внимания, формируется наглядно-действенное и образное мышление, воображение. Развивается речь, что значительно расширяет контакты детей со взрослыми. В основе выполнения заданий музыкально-дидактических игр лежит развитие сенсорных способностей, связанных с восприятием и различением высоты, тембра, длительности, динамики звука. Дидактические игры должны быть построены так, чтобы дети легко могли справиться с заданием. Например, под песенку «Ноги и ножки» В.Агафонникова они ходят, изображая «большие ноги», а затем показывают, как «маленькие ножки бежали по дорожке». Это произведение можно использовать и для развития чувства ритма: дети, сидя на стульчиках, на первую часть отстукивают ритм «больших ног» кулачками по коленкам, на вторую часть- «маленькие ножки»- пальчиками «бегают» по ножкам (мелкая моторика). Для активизации звукоподражания целесообразно применять игрушки, игровые приёмы, так как эмоциональная реакция является благоприятным фоном.

     Во второй младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы.  Дидактические игры имеют определённое содержание и правила. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его.

    Вызывая эмоциональный отклик на музыку, педагог предлагает сравнить контрастные по настроению и выразительным средствам произведения. Для закрепления этих навыков можно использовать музыкально-дидактическое пособие в виде карточек разных цветов.  Восприятие тембрового звучания разных инструментов (бубен, барабан, металлофон), характерный ритм, дети связывают с игровыми образами («медведь идёт», «зайчик прыгает»). В этом возрасте музыкально-дидактические игры помогают продолжить работу по формированию слухового внимания, дифференцированного восприятия, первоначальных навыков различения, запоминания произведения.

     На пятом году жизни ребёнок становится достаточно активным, а действия его более осознанными, самостоятельными. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности.

В музыкально-дидактических играх прослеживается чёткая задача - научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе звучания. В этом возрасте дети осваивают несложные приёмы игры на детских музыкальных инструментах: передают несложный ритм, отмечают сильную долю такта, метрическую пульсацию и применяют эти навыки в играх под музыку, могут подыграть вступление к песне. Инструмент можно использовать в обучении различению звуков по высоте.

     Ребёнок в возрасте 5-6 лет способен не только целостно воспринимать предметы, природные явления, но и выделять составные части, их  последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними. Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. Методика разучивания музыкально-дидактических игр, направлена на сосредоточение  внимания детей и активное восприятие основных средств музыкального изображения. 

     Дидактические игры позволяют сформировать хорошие умения, что помогает детям интереснее проявить себя в творчестве, исполнительской деятельности. Чтобы правильно передать звучание того или иного музыкального инструмента нужно отметить особенности в его тембровой окраске – одни звучат ниже, глуше, другие выше, звонче.  Применяя в работе попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, простейшие русские народные песенки «Василёк», «Кукушка», «Сорока-сорока» у детей формируется навык слухового контроля. При систематических занятиях дети слышат длинные и короткие звуки, выкладывают их последовательность на фланелеграфе, правильно находят карточки с ритмическим рисунком.

     Активизация игрового творчества отмечена включением в репертуар специальных произведений. В них дети имеют возможность проявить себя.      Музыкально-дидактические игры и пособия помогают объединить на одном занятии разные виды музыкальной деятельности одной темой. Например, формирование восприятия и воспроизведение характера танца: вальса, польки, плясовой. Слушание:  «вальс»,  «полька», плясовая – русская народная мелодия. Пение: песня в ритме вальса; песня в ритме польки, частушки.

Музыкально-ритмические движения: девочки кружатся под рукой мальчиков, приставные шаги в сторону  с приседанием; лёгкие поскоки, прямой галоп, разучивание шага польки…Творческая передача музыкально-игровых образов: маршируют солдаты, порхают бабочки, танцуют матрёшки.

На седьмом году жизни исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным. Дети пытаются мотивировать свои предпочтения при прослушивании, исполнении или творческих импровизациях. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, развивать эмоциональную отзывчивость в этом возрасте можно с помощью ИКТ: презентации о композиторах, музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, использование интерактивной доски, аудио записей, несложных ребусов, в которых зашифрованы слова: «композитор», «музыка», «флейта». Развивать ладовысотный слух, чувство ритма, музыкальную память можно используя карточки с ритмическими рисунками, пяти- семи ступенчатую музыкальную лесенку, фланелеграф. Различные графические изображения помогают уловить связь между зрительным и слуховым восприятием звука – его высотой и длительностью. Всегда яркое впечатление на восприятие музыкального образа производит беседа, точно подобранный эпиграф к  музыкальному произведению.

        В этом возрасте у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально - ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний, умений и навыков.

     Основная задача работы педагога по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, является способность с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития -  когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

 

Список использованных источников

 

1.      Электронный ресурс http://shkolniks.ru, раздел «Музыкальное воспитание», музыкально-дидактические игры.

 2.     О.В. Кацер  «Игровая методика обучения детей пению» - «Музыкальная палитра», 2008.

 3.     М.Е. Верховкина, Лекция на курсах повышения квалификации в АППО, 2014.

 4.     «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н.А.Ветлугиной: издательство «Просвещение», 2014.

 5.    А.Г. Назарова «Игротренинг» методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста: Санкт-Петербург, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Статья была представлена на педагогическом совете с целью освещения проведения интегрированных занятий....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

статья "Значение классической музыки в воспитании и развитии школьника"

Каково значение классической музыки в воспитании современных школьников? Как научить понимать классическую музыку?  Классика и современность?...

Взаимодействие с семьями воспитанников. Патриотическое воспитание ребенка -дошкольника."Этих дней не смолкнет слава!

"Этих дней не смолкнет слава". 70 лет Победы в    В.О.войне 1941-1945 г. Основныеэтапы наступления советских войск.Дан перечень мероприятий, посвященных замечательной дате, которые пройдут в...

Воспитание КГН у ребенка - дошкольника

Развитие КГН  у дошкольников...

Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника

Дневной сон- важная часть режима маленького ребенка....