Образ матери, текст
статья по музыке на тему

Образ матери в творчестве орловских поэтов, художников, композиторов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Валентин Васильевич Анисимов

(1942 - 1988)

Основные даты жизни и творчества

1942 — Родился 14 февраля в поселке Кромы Орловской области.

1959 —окончил  Кромскую среднюю школу.

1959-1962 — Поступил на художественно-графический факультет Орловского педагогического института (ныне Орловский государственный университет), где проучился два года.

1962-1963 — Работает художником-декоратором производственного участка управления торговли г. Орла.

1963-1966 — Призван в ряды Советской Армии. Служит в Морфлоте в Севастополе.

1965 — Награжден юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».

1966-1968 — Возобновил учебу на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института.

1968 — Перевелся на второй курс отделения монументально-декоративной живописи факультета интерьера и оборудования Харьковского художественно-промышленного института. Учился у Е. П. Егорова и А. А. Хмельницкого.

1972 — Окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Дипломная работа - эскиз и фрагмент росписи «Декрет о земле».

Начало самостоятельной творческой деятельности.

1972-1977 — Преподает в качестве ассистента на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета Орловского педагогического института.

1973 — Входит в состав творческой группы художников, возглавляемой народным художником СССР, лауреатом Государственной премии имени И. Е. Репина А. И. Курнаковым, которая работала в Железногорске, на Михайловском руднике (Курская область).

На основе собранного в Железногорске материала работает над триптихом «Курская магнитная аномалия».

1974 — Входит в состав молодежной секции, созданной при Орловской организации Союза художников СССР. Член молодежного областного выставкома.

Член художественного совета художественно-производственных мастерских Орловского отделения Художественного фонда РСФСР.

1975 — Член художественного совета при райисполкоме Заводского района Орловской области.

Разрабатывает эскизы монументальных росписей для краеведческого музея в г. Мценске (Орловская область). Принят в члены Союза художников СССР. Начинает цикл произведений, посвященных военной теме.

Декабрь 1975- январь 1976 — Работает на творческой Академической даче.

1976 — Является одним из инициаторов проведения в Орле зональной выставки произведений молодых художников региона «Край Черноземный». Входит в состав экспозиционной комиссии зональной выставки.

1977 — С этого года работает художником-монументалистом в художественно-производственных мастерских Орловского отделения Художественного фонда РСФСР.

1977-1980 — Работает над полотнами, посвященными творчеству орловских писателей И. С. Тургенева и Н. С. Лескова.

1978 — Пишет портреты, жанровые композиции, обращается к натюрморту. Разрабатывает театральную тему. Работает над монументальными росписями в краеведческом музее г. Болхова (Орловская область).

1981 — Работает над монументальными росписями в техникуме железнодорожного транспорта г. Орла. Оформляет в технике сграффито интерьеры в Орловской школе ГАИ.

1982 — Творческая поездка в Болгарию. Участие в международном пленэре с художниками города-побратима Разграда.

1984-1985 — Оформляет в технике сграффито мемориал Победы в поселке Верховье Орловской области.

1984-1985 — Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в Доме молодежной моды г. Орла. Пишет композиции «Времена года», «Мастера».

Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в машиностроительном институте г. Орла (ныне Орловский государственный технический университет). Пишет композиции «Студенты», «Новая эра».

1986 — Разрабатывает в графике антивоенную тему.

Делает монументальную роспись в диетической столовой в г. Орле.

1987 — Творческая поездка в Болгарию. Участие в международном пленэре с художниками города-побратима Разграда.

1987-1988 — Создает монументальную роспись «Народное искусство» в Доме культуры поселка Змиевка (Орловская область).

Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в областном театре кукол. Пишет композиции по мотивам западноевропейских сказок. Пишет портреты, жанровые композиции, натюрморты. Создает диптих «Мое наследство» (1987). Готовит работы к юбилейной персональной выставке произведений, которую планирует провести в год своего пятидесятилетия.

2 июня Валентин Анисимов скоропостижно скончался.

1989 — Состоялась посмертная персональная выставка произведений Валентина Анисимова в г. Орле.

Деревенскому мальчишке в наследство от отца, сельского фотографа, достались старый фотоаппарат, книги, настенные часы вот и все имущественное богатство. Но главное, что передалось от отца к сыну, любовь к искусству. Отец был самоучкой, занимался рисованием, живописью. Неудивительно, что мечта стать художником не давала покоя с детства.

После школы Валентин Анисимов поступил на художественно-графический факультет Орловского педагогического института (ныне Орловский государственный университет). Оттуда был призван в армию. Четыре года прослужил в Морфлоте в Севастополе. Демобилизовавшись, возобновил учебу на факультете и через два года перевелся в Харьковский художественно-промышленный институт на отделение монументально-декоративной живописи факультета интерьера и оборудования.

В 1972 году завершил учебу защитой дипломной работы «Декрет о земле», которая в тот же год экспонировалась на Всесоюзной выставке дипломных работ художественных вузов страны в Москве и Ленинграде, а в следующем на республиканской выставке молодых художников Украины в Киеве. Таким образом, с 1972 года началась самостоятельная творческая деятельность.

Личность художника формировалась под влиянием искусства эпохи Возрождения, традиций древнерусского искусства, творчества художников «сурового стиля». В произведениях старых мастеров он старался понять принципы обобщения, структуру большой формы. Был увлечен древнерусским искусством. Тщательно изучал оригиналы, ездил в Ферапонтов монастырь, копировал фрески Дионисия, присматривался к местному колориту, ворошил старые книги и рукописи, добывал сведения о секретах письма, выспрашивал реставраторов, хотел узнать все тонкости фресковой живописи, сам пробовал следовать старинным приемам и технологии. У древнерусских иконописцев его восхищали поэтическая сила духовного выражения и эмоциональное звучание цвета. От современников, художников «сурового стиля» воспринял романтический настрой души и лаконизм художественного языка, непредвзятость оценки действительности.

Обращение к традициям европейского, русского и современного искусства диктовалось внутренней потребностью достичь высокой пластической культуры, художественного универсализма. Валентин Анисимов в равной степени владел карандашом, кистью и резцом, был прекрасным рисовальщиком, крепким живописцем и графиком. Писал портреты и жанровые композиции, пейзажи и натюрморты. Работал в монументальной живописи, здесь часто сотрудничал с орловским художником

Н. Я. Силаевым. Многое из его монументальных росписей уже снесено прошедшей эпохой перемен. Об утраченном напоминают теперь сохранившиеся эскизы и фотографии.

Ему принадлежат и оригинальные графические листы на антивоенную тему, созданные в 1982 году: «Тревога», «Агрессия», «Катастрофа», «Как-то Эйнштейн сказал...», «Начало», в которых ёмко и образно показана разрушительная сила войны, ее антигуманная сущность.

Литературная Орловщина нашла отражение как в иллюстрациях к рассказу Н. С. Лескова «Административная грация» (1981), так и в живописных произведениях «Пруд Савиной» (1978), «Воспоминания в Горохове. Портрет Н. С. Лескова» (1980), натюрморте, посвященном Н. С. Лескову (1980).

В дальнейшем художник обостряет проблему коммуникабельности, его герою все труднее находить общий язык с окружающим миром, что приводит к конфликту и с самим собой. Человек у Анисимова не испытывает душевной гармонии, и его мучает извечный гамлетовский вопрос: «Быть или не быть...» Он остается один на один со своими противоречиями, и ему приходится полагаться в нравственном выборе только на себя.

Художника волнует не столько сильная сложившаяся личность, сколько проблема противоположная: что мешает человеку реализовать в жизни свой талант, надежды и мечты.

Неосуществленное - так можно было бы обозначить тему многих полотен Валентина Анисимова. Не осуществленное в судьбе и творчестве. Какая разница - простой это смертный или художник, который, как и любой другой человек, также смертен и держит еще более строгий ответ перед судом времени.

.

Валентин Анисимов испытывал глубокую потребность понять скрытые пружины творчества как высшего проявления духовной энергии человека, старался запечатлеть состояние вдохновения и напряженность работы, моменты бессилия и счастья озарения.

Не случайно в последние годы его все больше занимал театр, в самой специфике которого заключен синтез всех сфер искусства и выразительных средств, где, как ни в каком другом виде искусства стыкуются трагическое и комическое, поэтическая метафора и гротеск, реальность и абсурд - все то, что так хотелось художнику передать и в живописи. Чувствовалось, что он готовился взять новую высоту, - столько в нем было жизненной энергии и внутреннего подъема, накопленного опыта, мастерства, но творчество оборвалось на взлете, так и не достигнув своей вершины.



Предварительный просмотр:

Мать Тургенева имела очень своенравный характер, была жестокой крепостницей и со своими сыновьями имела непростые отношения. Тургенев прозвал матушку «салтычихой». Её характер на самом деле нельзя было назвать простым. В нём сочетались противоположные качества — скупость и щедрость, жестокость и чувствительность. Резкие вспышки гнева и решительные поступки барыни сменялись сентиментальностью и сомнениями[2].

Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».[11].

«Став богатой и полновластной помещицей, Варвара Петровна дала волю своему „ндраву“. О её причудах ходили легенды. Она, например, наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. Над её усадебным домом висели два флага с гербами Тургеневых и Лутовиновых — если Варвара Петровна была не в духе, она приказывала флаги спускать, и гости, подъезжавшие к усадьбе, видя зловещий знак, считали за благо тут же поворачивать восвояси…»[2] Она правила «подданными» на манер самодержавной государыни — с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (см. рассказ «Собственная господская контора», 1881). Любимое её изречение было «хочу казню, хочу милую»[12]. В 1834 году Варвара Петровна продала против желания сына дорогую ему крестьянку Лушку, но он отказался отдавать её покупательнице. Было возбуждено уголовное дело «О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева», которое тянулось долгие годы, вплоть до отмены крепостного права[3].

«Поступки Варвары Петровны чем далее, тем более становились непредсказуемыми: по малейшему капризу любой крестьянин или дворовый человек мог быть облагодетельствован ею или низведен до ничтожества, все зависело от её настроения. В произволе и кураже она доходила подчас до какой-то артистической изощренности. Тургенев вспоминал, что его матушка очень боялась холеры (этот страх сын от неё унаследовал). Однажды ей прочитали в газете, что холерная эпидемия распространяется по воздуху через болезнетворных микробов. Тотчас последовал приказ управляющему: „Устрой для меня что-нибудь такое, чтобы я, гуляя, могла видеть все окружающие меня предметы, но не глотала бы зараженного воздуха!“ Долго ломали голову, но выход нашли: спасский столяр сделал носилки со стеклянным колпаком в форме киота, в котором носили чудотворные иконы по деревням. Барыня располагалась там в мягких креслах, а слуги носили её по окрестностям Спасского. Варвара Петровна осталась довольна таким изобретением, столяр получил в награду золотой. Все шло хорошо, пока не произошел курьезный случай. Встретил однажды странную процессию благочестивый странник-мужик, принял носилки за киот, отвесил земной поклон и положил медный грош „на свечку“. Последовал взрыв безудержного гнева; привели пред грозные очи госпожи несчастного столяра-изобретателя, всыпали изрядное количество плетей и сослали на поселение»[3].

Журнал «Наука и жизнь» считает, что её психический склад, хотя о нём можно судить лишь по свидетельствам её близких, следует отнести к эпилептическому характеру. «В нем есть сочетание противоположных качеств — скупости и щедрости, жестокости и чувствительности, способности к резким вспышкам гнева, решительным поступкам и неспособности отрешиться от каких-то воспоминаний и привычек. Типичны резкие смены настроения». Перечисляются её родственники, имевшую ту же склонность: отец был выгнан из Преображенского полка из-за скандала, позже в своей губернии устроил избиение полутора десятков однодворцев. О её тетках, сестрах Лутовиновых, известно немного. Исследователю жизни и творчества Тургенева Николаю Чернову удалось отыскать в Орловском архиве дело Аграфены Ивановны Лутовиновой, в замужестве Шеншиной. Название его газетной публикации «Вторая Салтычиха» говорит само за себя. Отголоски этих событий, а также история её младшей сестры Елизаветы Ивановны, тоже отличавшейся тяжелым характером, по-видимому, нашли отражение в рассказе И. С. Тургенева «Бригадир»[13][14].

При этом, не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. В кругу её знакомых были умнейшие и талантливейшие люди той эпохи — Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Карамзин, Алексей Мерзляков, Иван Дмитриев.

В произведениях Тургенева[править | править вики-текст]

Тургенев часто наделял чертами матери отрицательных героинь своих произведений. Таковы образы барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственная господская контора».

Главный герой повести «Муму» немой дворник Герасим — создан на основе крепостного дворника Варвары Петровны по имени Андрей, глухонемого от рождения богатыря. Барыня весьма гордилась своим дворником и всегда наряжала его в красные кумачовые рубахи. В отличие от Герасима, который после утопления своей собаки по приказу хозяйки, ушёл из Москвы в родную деревню, реальный Андрей остался при барыне таким же покорным рабом, как и прежде. В. Н. Житова вспоминает, что Андрей «до самой смерти барыни служил ей и, кроме неё, никого своей госпожой признавать не хотел».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Биография. Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Его отец , Николай Иванович, Сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки ; мать, Анастасия Николаевна- из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты : землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрёл дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой : « пушкари , проломленные головы « уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом Объяснял твёрдость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна , урождённая Пацковская ,хотя и происходила , как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством её была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше ; и ещё у неё была страсть к выдумкам : в рассказах её отделить быль от небылицы не мог никто.

Слайд 3

Дом Андреева.

Слайд 4

Орловская гимназия. Учился в Орловской классической гимназии ( 1882-91) и , по собственному указанию в небольшой автобиографии ( « Журнал для всех « ,1903 №1 ) , учился скверно, в 7 классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не выше « 4 « , а иногда и « 3 «. Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова : списывая задачки у друзей он взамен писал за них сочинения ,с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах , когда разбирая произведения известных писателей , он старался подделываться « под Чехова « , « под Гаршина « , « под Толстого « . Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьёз занимался только….. Рисованием . Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было , то « всё дело ограничилось бесплодным дилетанизмом ». Читал очень много , главным образом беллетристику . « Вгрызался » в Гартмана и Шопенгауэра ; последнего изучил очень обстоятельно , делая из него большие извлечения .

Слайд 6

Лет с 15 – 16 стал мучиться « проклятыми вопросами » до такой степени , что желая испытать « судьбу » , лёг на рельсы . « Судьба » оказалась благосклонна . Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку , и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда . В возрасте 17 лет Андреев сделал в своём дневнике знаменательную запись , известную в пересказе В . В . Бруснянина . Будущий беллетрист обещал себе , что « своими писаниями разрушит и мораль , и установившиеся человеческие отношения , разрушит любовь и религию , и закончит свою жизнь всеразрушением » . В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева . Впрочем , слово « увлечение » не даёт представление о той роковой силе , которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя . Любовь , как и смерть он чувствовал тонко и остро , до болезненности . « Как для одних необходимы слова , для других необходим труд или борьба , так для меня необходима любовь » записывал Л . Андреев в своём дневнике.

Слайд 7

Окончив гимназию , Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета . К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились .Отец умер , и пришлось сильно нуждаться , даже голодать . На эту тему был написан первый рассказ – « о голодном студенте . Я плакал , когда писал его , а в редакции , когда возвращали рукопись , смеялись . » Литературный дебют - рассказ « В холоде и золоте » ( ж . Звезда , 1892 , № 16 ) В 1891 – 92 бывал в Москве проездом . В 1893 , исключённый за неуплату из Петербургского университета , перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором « материально жилось лучше » : помогали товарищи и комитет » . Но « в других отношениях » он « с большим удовольствием вспоминает Петербургский университет » . При этом он , согласно правилам , обязуется « не принимать участия ни в каких сообществах , как , например землячествах и тому подобных , а равно не вступать даже в дозволенные законом общества , без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства » . Летом 1894 года , на каникулах в Орле , начинается самая тяжёлая и продолжительная из пережитых Андреевым сердечных драм .

Слайд 8

« 22 июля 1894 года - это второй день моего рождения » - записал он в своём дневнике ; но взаимность была недолгой . Его возлюбленная отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж , и вновь он пытается покончить с собой . В 1894 году Андреев « неудачно стрелялся ; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца , не опасная , но упрямая и надоедливая » .Брат Леонида Андреева вспоминает : « я был мальчишка , но и тогда понимал , чувствовал , какое большое горе , какую большую тоску несёт он в себе » . Была ещё и третья попытка самоубийства . В 1895 в Москву перебралась и его овдовевшая мать с 5 младшими братьями и сёстрами Андреева , начался период нищеты и скитаний по квартирам :август 1895 – Пречистенский бульвар , 25 ( дом не сохранился ) ; с января 1896 – Малая Никитская улица , 2 ;весна 1896 – Спиридоньевская улица , 2 ( дом не сохранился ) ; осень 1896 – Малая Никитская улица , полуподвальный этаж д . 20 ; январь 1897 - Гранатный переулок , 20 кв . 5 ; декабрь 1897 и январь 1898 - угол Садовой – Кудринской улицы и Малой Никитской улицы , 136/41 ( бельэтаж над складским помещением ) .

Слайд 9

Андреев - студент давал уроки , составлял объявления о работе московских музеев для газеты « Русское слово » , склонности к политической активности Андреев не проявлял ; отношения же с орловским землячеством поддерживал ( за что и попал под надзор полиции ) : вместе с другими « стариками » , приходившими на общие конспиративные собрания , высмеивал « реформистов » , изучавших и пропагандировавших Маркса . « Золотое времяпрепровождение » , которое противопоставляли политическому самообразованию орловские « старики » , с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах « Дни нашей жизни » и « Старый студент » , - персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором . Чтение же , в частности , философское , ещё больше удаляло Андреева от злобы дня . Целые ночи , по свидетельству П . Н . Андреева , брата будущего писателя ,просиживал Леонид над сочинениями Ницше , смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату . Попытки попасть в печать всё не удавались ; зато удачно шли занятия живописью . Он « рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука . Усовершенствовавшись ,стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей » .

Слайд 10

В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете ; и хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не « кандидата » , а « действительного студента » , этого было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры :вскоре он записался в помощники присяжного поверенного при московском адвокате Я . В. Ливенсоне Московского судебного округа , выступал защитником в суде до 1902 года и относился к этой деятельности весьма серьёзно . « Соприкосновение с печатным станком » состояло поначалу в том , что Андреев поставлял в « Отдел справок » газеты « Русское слово » копеечные материалы в несколько строк : « Палата бояр Романовых открыта по таким – то дням … » . Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортёра в газете « Московский вестник » для написания очерков « Из залы суда » . И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принёс в редакцию свой первый судебный отчёт . « Он был написан хорошим литературным языком , очень живо … Не было никакого шаблонного вступления о том , что тогда – то происходило заседание , а прямо начинался обвинительный акт , изложенный в виде рассказа » - вспоминал сотрудник « Московского вестника » . Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале .

Слайд 11

Получив признание как талантливый репортёр , буквально через 2 месяца ,6 ноября 1897 года , он уже перешёл давать отчёты в только что основанную московскую газету « Курьер » . Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан рассказ « Бергамот и Гараська » , который решил судьбу Андреева : на него обратил внимание Максим Горький . Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями образовали тесное литературно – аристократическое содружество . Горький помог Андрееву советами и делом и ввёл его в книгоиздательское товарищество « Знание » . Внимание большой публики Андреев обратил на себя в 1901 году рассказом « Жили – были » . За связь с оппозиционным студенчеством Московского университета в январе 1902 года Андреев обязывается полицией дать подписку о невыезде . 10 февраля 1902 года в церкви Николы Явленского состоялось венчание Андреева с А . М . Велигорской .

Слайд 12

Леонид Андреев и А . Велигорская .

Слайд 13

Л. Андреев со своей женой и матерью.

Слайд 14

С января 1903 года стал членом ОЛРС , общества любителей российской словесности при Московском университете . 10 февраля 1905 , в годовщину свадьбы , попадает в Таганскую тюрьму за то , что накануне предоставил свою квартиру для нелегального заседания членов ЦК РСДРП . В том же году написал рассказ « Губернатор » . 17 ноября 1905 года писатель уехал в Петербург , а затем в Германию , где от родов умерла его жена , и на Капри к Горькому . В 1907 – 10 годах начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства « Шиповник » . Печатался в « Звезде » , « Орловском вестнике » , « Московском вестнике » , « Курьере » , « Журнале для всех » , « Нижегородском листке » , « Жизни » и т . д . Незадолго до революции вошел в состав редакции газеты « Русская воля » , где продолжал сотрудничать и после Февральской революции .

Слайд 15

Октябрьской революции Андреев не принял . Он жил в это время с семьёй на даче в деревне Нейвала близ Мустамяки ( Финляндия ) . Его последнее произведение незаконченный роман – памфлет « Дневник Сатаны » опубликован в 1921 году . Умер Андреев 12 сентября 1919 ; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде .

Слайд 16

Памятник Л. Андрееву .

Слайд 17

Издания Андреева.

Слайд 18

Издания Андреева.

Слайд 19

Комплексный анализ рассказа « Кусака » . В рассказе « Кусака » рассказывается о бездомной собаке без имени. Автор пытается этим рассказом показать нам всю жестокость и плохое отношение к животным и к другим людям . Страх и злоба ,безымянная собака ; обманная жалость ; неожиданность и боль ; недоверие и злоба на людей ; наступила весна ; первое знакомство ; ярость и беззвучность ; ночной сторож ; добрые люди ; Кусака ; Кусачка подошла к девочке ;непримиримая злоба отобрана ; гордая и независимая наедине ; Кусака играет ; Кусака искала и просила ласк ,Кусака отяжелела ; загорелась осень ; Кусака предчувствовала беду ; потеха над дурачком Ильюшей ; новая штука Кусаки , в комнатах пустота ; надвигающийся мрак осенней ночи ; вой как острая нота отчаяния ; собака выла . 23 микротемы Тип речи – повествование с элементами описания . В этом рассказе предложения связывают союзы .

Слайд 20

План : 1) Бездомная и безымянная собака . 2) Обманная жалость . 3) Неожиданность и обида. 4)Недоверие к людям . 5) Наступила весна . 6) Первое знакомство собаки и девушки . 7) Месть собаки людям . 8) « ревнивый сторож » . 9) « добрые люди » 10) Кусака 11) доверие людям во – второй раз 12) непримиримая злоба отобрана 13) гордая и независимая только наедине 14)Кусака играет 15)жизнь Кусаки налаживается 16) загорелась осень

Слайд 21

17) Кусака предчувствует беду 18) потеха над деревенским дурачком 19) новая штука Кусаки 20) осенняя ночь 21) острый , как отчаяние ,вой 22) собака выла Стиль данного рассказа – художественный Этот рассказ поднимает актуальную проблему - жестокости.



Предварительный просмотр:

Салова Галина Ивановна

(1921-2002)

           

         Художница, скульптор, член Союза художников СССР (1965), педагог, участница Великой Отечественной войны. Во время войны была стрелком-радистом. Училась в Харьковском художественном училище на скульптурном отделении (1947-1949), в 1954 г. окончила Харьковский художественный институт. Преподавала в Харьковском художественном училище (1956-1959). В 1959 г. переехала в г. Орел, где преподавала на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института. Г.И. Салова была  мастером скульптурного портрета. Глубоким лиризмом отличаются «Портрет девочки» (1959), «Портрет Л. Прокоповой» (1961), «Тонечки» (1961).

В 1960-1970-е гг.  создала портретную галерею писателей-орловцев: И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Марко Вовчок, Л.Н. Андреева, много работала над историческим портретом - «Портрет В.Г. Белинского» (1968), портреты Героев Советского Союза - И.Х. Баграмяна, А.В. Горбатова. В портретах современников, в частности «Портрете Г.В. Дышленко» (1976), «Портрете профессора Г.Б. Курляндской» (1977) и целом ряде других, стремилась передать индивидуальность личности, находила особую пластику форм, способы моделирования, раскрывала многообразие образа с различных точек зрения. Г.И. Салова всегда сохраняла соотношение между формой и содержанием образа, то чувство меры, при котором все изобразительные средства подчиняются главному — образно-смысловой сущности скульптуры.

  Произведения Г.И. Саловой экспонировались на областных художественных выставках, Всесоюзной выставке работ выпускников художественных вузов (1954), зональных выставках - «Край черноземный» (1964,1967, 1969, 1974), выставке произведений художников г. Орла в г. Москве и г. Ленинграде (1981).

   Коллекции ее произведений хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, Орловском краеведческом музее, Государственном литературном музее И.С. Тургенева.

 Уникальность Галины Ивановны состоит в том, что она была не только первым преподавателем мастерства скульптуры в Орловском государственном педагогическом институте, но и единственной в  Орле женщиной-скульптором.

        

                                                         

Музыка – моё оружие от неприятностей.

И.К. Хрисаниди

Творчество орловского композитора, автора многочисленных песен для детей и взрослых, хоровых и инструментальных произведений, переложений, обработок, детских опер, пианистки, педагога, члена Союза композиторов России Ирины Кирилловны Хрисаниди широко известно не только в Орле, но и далеко за пределами региона. Аншлаги на творческих концертах, море цветов, бурные аплодисменты, восторг публики – красноречивое тому подтверждение. Коллеги Хрисаниди признаются, что больше всего в ней ценят искру почти юношеского задора, которая помогает композитору творить и делает произведения такими близкими, привлекательными и понятными даже ребенку.

http://library.gu-unpk.ru/Blog/wp-content/uploads/2014/11/1.12-300x224.png

Хрисаниди Ирина Кирилловна родилась в городе Грозном 1 декабря 1954 года.Семья Хрисаниди в Грозном была известнойОтец, обрусевший грек, относился к музыкальной элите города, руководил ансамблем республиканского радио и телевидения, делал аранжировки, помогал молодым национальным кадрам показывать свои произведения на всесоюзных фестивалях и конкурсах, сам с успехом гастролировал по всему Северному Кавказу, бывал в Европе и Латинской Америке, удивляя слушателей новыми возможностями привычного слуху и глазу баяна. Мать, русская балерина, поставила на пуанты не один десяток грозненских девчонок, в том числе и знаменитую гимнастку Людмилу Турищеву.

Ирина Хрисаниди часто пишет музыку на стихи орловских поэтов: Василия Катанова, Геннадия Попова, Вадима Еремина и дрИногда поэтические строки приходят и к ней самойСвое объяснение в любви к Орлу, городу, где она живет уже 20 лет, Ирина Хрисаниди, конечно, выразила в музыке. Тот, кто хотя бы раз слышал и видел, как она играет свои произведения, не сможет забыть восторженного ощущения стихии. В ее музыке так много космической глубины и в то же время такого близкого, понятного и простого.

Ирина Кирилловна Хрисакниди работает в Орловской ДМШ №1 им. В.С. Калинникова преподавателем хора, вокала, композиции, фортепиано. С 1993 года ведет занятия с детским вокальным ансамблем «Семицветик» и его старшими группами «Ассоль», «Новый день«, получившими в 2003 году почетное звание «Образцовый коллектив». Ученики И.К. Хрисаниди неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов и фестивалей.

Ирина Хрисаниди уже выпустила более 20 альбомовВ 2013 году состоялась презентация ее нового музыкально-хорового сборника «Милый край», в который вошли 43 произведения различной направленности – песни и хоры патриотической и военной тематики, школьная лирика, переложения для хора классических произведений, духовная музыка.

Ирина Кирилловна отмечена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (2000), Нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2003), Почетной грамотой департамента социальной политики Орловской области (2009)Композитор является обладателем звания «Лицо города Орла» в номинации «Творческий успех»В 2011 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ»В 2013 году имя Ирины Кирилловны Хрисаниди внесено в Книгу Почета города Орла.

И. Хрисаниди, слова Л. Шумилиной

                                                             «Мама»

  1. Мама, твои глаза и руки я помню и люблю.

Мама. За доброту и ласку тебя благодарю.

Мама, ты солнца лучик, мама, мы неразлучны,

Гдеб ни был я, в любом краю тебя люблю, тебя зову!

                     Припев:

Пройдут года и навсегда

 Расстанусь с детством я чудесным своим,

Волшебный мир, прекрасный мир,

Меня влекут и где-то ждут пути в неведомые страны,

Но нежность мамы прекрасной самой в моей душе любовь к тебе

Живет во мне всегда.

  1. Мама, ты жизнь мне подарила, земную красоту.

Мама сравню лишь с океаном любовь к тебе свою.

Мама, какое счастье, мама, твои объятья,

Дорогой жизни я пройду, благословляя имя Мама.

                      Припев.

                                       Ирина Хрисаниди

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=816754055034&id=816754033018&plc=WEB&tkn=*S9Pe5vmekWlK6CN3mHPKBNeG7Rg



Предварительный просмотр:

Силаев Николай Яковлевич

Дата рождения:

22.12.1951

Член союза с:

1980 года

Живописец, график. Родился 22 декабря 1951 года в селе Новополево Глазуновского района Орловской области. Учился в Орловской Детской художественной школе 1 (1964-1968), на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института (1969-1972), на отделении монументально-декоративной живописи Харьковского художественно-промышленного института (1972-1976). Преподаватель художественно-графического факультета Орловского педаго­гического института (1977-1981). С 1981 года работает в Орловских худо­жественно-производственных мастерских Художественного фон­да России. Член ВТОО «Союз художников России» с 1980 года. Делегат V Съезда художников СССР (1981). Председатель Орловской организации Союза художников (1988-1990). В 2002 году присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».Творческая деятельность отмечена Дипломами Союза художников Российской Федерации (1980, 1987, 1989, 2002, 2007).

Выставки:

Выставки: областные (с 1977 г.); зональные: Первая выставка произведений моло­дых художников региона «Край Черноземный» (1976-Орел); «Край Черноземный» (1980-Брянск; 1984-Воронеж; 1985-Москва, 1992, 1998-Воронеж); республиканские: «Молодость России» (1978-Москва), «Советская Россия» (1980,1986- Москва), выставки эстампа (1978, 1984-Москва); восьмая выставка произведений художников России (1993-Москва); выставка произведений художников России (1993, 1997-Москва), всесоюзные: «60 героических лет» (1977-Москва), «Молодая гвардия страны Советов» (1978-Москва), выставка эстампа (1981, 1989-Москва), выставка книжной иллюстрации (1986-Москва), выставка станковой графики (1987-Москва), «Художники-народу» (1988-Москва); выставка эстампа (1989-Тбилиси-Москва); межобластные: выставка произведений худож­ников города Орла (1981-Москва-Ленинград); «Художники земли Орловской», посвященная 50-летию создания Орловской организации Союза художников (1992-Москва); выставка произведений орловских художников в Совете Национальностей (1998-Москва); «Край Черноземный» (1998-Воронеж); всероссийские: выставка книжной иллюстрации (1980, 1986, 2006-Москва), выставка эстампа (1984-Москва), выставка книжной графики (1986-Москва), Триеннале графики в Таллине (1986-Таллин), выставка станковой графики (1986, 1990-Москва), выставка монументального искусства (1991-Москва), «Россия-IХ» (1999-Москва); «Имени Твоему» (2000-Москва), выставка, посвященная 2000-летию Рождества Христова «Духовность, традиции, единение» (2000-Москва); «Наследие» (2003-Воронеж), «Возрождение» (2005-Белгород); региональные: выставка произведений художников центральных областей России (1997-Москва); «60 лет Первому салюту победителям» (2003-Орел); IХ, Х «Художники центральных областей России» (2003-Липецк; 2008-Ярославль); международные: выставка произведений художников городов Орла, Луцка, Бреста (1982-Брест), «Арт-Миф» (1992, 1993-Москва); «Победа!» (2005-Москва); Биеннале «Мастера современности» (2006, 2009-Ставрополь); зарубежные: выставка произведений российских художников: (1977-Польша-Венгрия-Германия); выставка произведений орловских художников: (1989-Оффенбах-на-Майне-Германия); (1991, 1992, 1995-Нидерланды); (1995-Южная Корея, США); (1997-Франция); (1996, 1999, 2000-Германия); (2000-Киль-Оффенбах-на-Майне-Германия); персональные: (2000, 2002-Орел); (2002-Москва).

Работы находятся:

Произведения находятся в Орловском музее изобразительных искусств, Орловском областном краеведческом музее, в собраниях галерей и частных коллекций в Болгарии, Венгрии, Германии, Израиле, Италии, Ливане, Нидерландов, Польше, Сирии, США, Финляндии, Фран­ции, Швеции, ЮАР, Югославии, Южной Корее, Японии,

 



Предварительный просмотр:

Тимоничев Юрий Матвеевич

Дата рождения

25.08.1950 - 07.07.2014

Член союза с

1990 года

Живописец. Родился 25 августа 1950 года в д. Новоселово Орловской области. Учился на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института (1968-1973), на отделении монументально-декоративной росписи Харьковского художественно-промышленного института (1980-1985). Преподаватель Орловской Детской художественной школы 1 (1975-1978), Орловского художественного училища (1978-1980; 1985-2010). Член ВТОО «Союз художников России» с 1990 года. Председатель Орловской организации Союза художников (1996-2006). Участник Пленума Союза художников России (1998). Член областной коллегии по культуре и искусству (1998-2006). Член республиканского Правления Союза художников России (1999-2006). Делегат съезда Союза художников России (1999, 2004). Участник Всероссийского пленэра (2002-Малоярославец-Калуга-Москва);

Тимоничев Юрий Матвеевич скончался 7 июля 2014г.

Творческая деятельность отмечена Почетными грамотами Администрации Орловской области (2002, 2005), Совета народных депутатов (2002), Администрации г. Орла (2002, 2005), Администрации г. Брянска (2002), Брянского Управления культуры и искусства (2002), Управления культуры и искусств Администрации Орловской области (2003); Дипломами Союза художников Российской Федерации (1997, 1997, 1998, 2003, 2003, 2004, 2005, 2005), Администрации Орловской области (2002); Почетным знаком Союза художников России (2005).

Выставки

Выставки областные (с 1976 г.); зональные Первая выставка произведений моло­дых художников региона «Край Черноземный» (1976-Орел); «Край Черноземный» (1992-Воронеж); республиканские выставка работ преподавателей художественных училищ РСФСР (1978-Москва); межобластные выставка произведений орловских художников (1990-Москва); выставка произведений орловских художников, посвященная «Дням культуры и искусства Орловщины» (1996-Москва); «Край Черноземный» (1998-Воронеж); «Художники земли Орловской», посвященная 50-летию Орловской организации Союза художников Российской Федерации (1992-Москва); «Живопись орловских художников» (2004-Галерея «Замоскворечье»-Москва); всероссийские «Художники России-Москве», посвященная 850-летию основания Москвы (1997-Москва); выставка пейзажа «Образ Родины» (1998-Орел); «Россия-IХ» (1999-Москва); «Защитникам Отечества посвящается» (2000-Москва); выставка, посвященная 2000-летию Рождества Христова «Духовность, традиции, единение» (2000-Москва); выставка пленэра (2002-Малоярославец-Калуга-Москва); «Наследие» (2003-Воронеж); «Россия-Х» (2004-Москва); «Возрождение» (2005-Белгород); региональные выставка произведений художников центральных областей России (1997-Москва); «Россия молодая» (2002-Брянск); IХ «Художники центральных областей России» (2003-Липецк); международные «60 лет Победы» (2005-Москва); выставка книжной графики, посвященная Дням славянской письменности и культуры (2006-Орел); персональные (1999-Орел); «Ситцевый край. Сто работ» (2003-Орел); «Вы соль земли, вы – свет мира» (2003-Орел); «Память. Русская песня. Живопись, графика Ю.М. Тимоничева» (2007-Орел); (2006-Орел). Произведения находятся в Министерстве культуры Российской федерации, Орловском музее изобразительных искусств, Народной передвижной галерее Российского творческого Союза работников культуры, Орловском областном Управлении социальной защиты, коллекции частной галереи «Про-Ми-Арт» (Рязань), частных коллекциях Швейцарии, Швеции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери – великая тема искусства

Конспект урока музыки в 5 классе...

Образ матери в стихотворениях поэтов-земляков.

Это конспект урока. Презентация не уместилась....

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Урок "Но где-то есть душа одна..." (Образ матери в лирике Н.А.Некрасова)

Урок по лирике Н.А.Некрасова, посвященной матери поэта. На уроке анализируется стихотворение "Внимая ужасам войны..." и рассматриваются вопросы антигуманности войны, особая роль матери для любого чело...

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Образ матери в военные годы (на основе «Баллады о матери» А. Дементьева и краеведческих материалов)

Открытый урок проводился в рамках районного смотра "Марш Победы" 8 мая 2015 года. Учащиеся 3 РВУГ в ходе урока поделились с гостями результатами своей исследовательской работы....

Сценарий праздника для родителей, посвященному «Дню Матери»: «Образ Матери в музыкальном искусстве».

В настоящее время в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Современная музыкальная школа – это тип образовательного учреждения, назначение кот...