Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)
материал по музыке на тему

Миронова Нина Викторовна

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_mironova_n.v.docx35.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Красногвардейский район

Ставропольский край

Системно-деятельностный подход

на уроках музыки

в контексте  реализации ФГОС

Описание опыта работы

Подготовила

учитель музыки

I квалификационной категории

Миронова Нина Викторовна

2016 год

    Работая учителем музыки и педагогом дополнительного образования, я убедилась в том, что процесс музыкального образования в сельской школе имеет свои специфические особенности. Проживая вдали от больших городов и культурных центров, ребята лишены возможности приобщения к искусству непосредственно в концертных залах, филармониях, театрах. Некоторые учащиеся посещают музыкальную школу в с. Красногвардейском, но не у всех семей есть возможность возить детей на занятия так далеко, приобрести музыкальный инструмент, оплачивать обучение.  Получается, что единственным источником приобщения к прекрасному миру музыки является школа, урок музыки. Осознавая лежащую на мне, как педагоге, ответственность, я нахожусь в постоянном поиске: чему учить, как учить.

    Новые требования и задачи ставит перед нами и Федеральный государственный образовательный стандарт. В контексте его реализации приходится искать новые формы и методы обучения, новые технологии. При этом вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. (Слайд 3). Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Умение учиться всю жизнь особенно актуально для учащихся  и обеспечивается целенаправленным формированием у них универсальных учебных действий, необходимость которого нормативно закреплена в ФГОС.  (Слайд 4). В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. (Слайд 5).

     Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и закладывает фундамент самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории  при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

  (Слайд 6). Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребёнка способствует его более эффективному развитию и обучению. На занятиях музыкой  у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми. По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность,  искусство занимает первое место в системе воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его основой и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Перед педагогом стоит  задача формирования такой личности, которая способна творчески подходить к новым условиям, не только подстраиваясь и приспосабливаясь к миру, но и преобразуя этот мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человеческого прогресса.

     Системно-деятельностный подход  предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учёт возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного и всех ступеней общего образования;

- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность  достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. (Слайд 7).

Инновационные технологии на уроках музыки

  1. Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность).
  2. Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами).
  3. Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем, задач, требующих для своего решения использования компьютерных технологий, готовых электронных образовательных ресурсов).
  4. Технология индивидуально-деятельностного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать её, самоконтроль). (Слайд 8).

  Методы активизации обучающихся на уроках музыки

  •  Пение
  • Импровизация
  • Голосовые игры
  • Речевые упражнения
  • Словесные высказывания о музыке
  • Интересный подбор музыкального материала
  • Задания на активизацию слухового восприятия: поднятие руки при смене мелодии, частей произведения, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.
  • Создание рисунков, раскрашивание.
  • Движение: пластическое интонирование, дирижирование, ходьба, марширование, пальчиковые игры и т.д.
  • Инсценирование
  • Игра на музыкальных инструментах

    Я определила для себя необходимость сформировать у учащихся в период общения с искусством в школе следующие основные умения.

  1. Умение видеть необычное в обычном, умение удивляться и задаваться вопросами.
  2. Способность проявлять эмпатию, идентифицировать себя с героями произведения, а затем дистанцироваться для выработки собственной эстетической позиции.
  3. Умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, автора, интонации мира.
  4. Умение в образной поэтической форме высказать суждение о художественном произведении. Выявить своеобразие и творческую позицию автора.
  5. Приобрести навыки созерцательного типа общения с художественным произведением, т.е. глубинного духовного проникновения в смысл произведения.
  6. Навык выразительного пения.
  7. Умение проводить художественные и жизненные аналогии и улавливать родственные связи художественных и жизненных явлений.

     Ни для кого не секрет, что всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное естественное состояние ребёнка и в раннем детстве, и в подростковом возрасте. Он настроен на познание мира и хочет его познавать.

  Уделяя в своей работе большое внимание ансамблевому и сольному пению и слушанию музыки, используя  сочинения классические и современные,  отечественных и зарубежных композиторов, а также  знакомя детей с  музыкальным фольклором русского народа, я стараюсь  воспитать в них чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.

   Остановлюсь подробнее на нескольких методах реализации системно-деятельностного подхода. (Слайд 9).

     Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Я, как учитель, из носителя готовых знаний превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников.

   Благодаря проектно-исследовательской деятельности  у учащихся формируется культура умственного труда. Они становятся деятельными, неординарно мыслящими личностями, прочно усваивают новое.

   В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Эта технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные:  воспитывать уважение к чужому мнению, доброжелательное отношение к творчеству других, приобщать детей к национальной и мировой  культуре. (Слайды 10,11).

    Технология  индивидуально-деятельностного подхода применяется при разработке разноуровневых заданий на уроке и домашних заданий.  (Слайды 12, 13, 14).

    Информационные компьютерные технологии таят в себе немалые возможности для организации и проведения занятий с использованием наглядности, что особенно актуально при изучении тем по музыке и МХК. Их применение способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя не только на слух, но и на зрение, создавая тем самым целостный образ произведения искусства. Создаётся возможность для интенсификации учебного процесса.  Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Подготовка компьютерных презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Компьютер здесь используется как самое совершенное информационное средство, а также как средство связи ученика с учителем и одноклассниками. (Слайды 15, 16).

    Результат сформированности компетенций моих учеников можно увидеть в ходе подготовки классных и общешкольных мероприятий, занятий курса внеурочной деятельности «Капельки» (1-2 классы), кружка «Эстрадная песня» (3-6 классы).  Внеурочная деятельность позволяет   наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие учащихся  в свободное от обучения время, используя её как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования. Кружок - это эффективная форма внеклассной работы по предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Например, познавательные интересы одарённых детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач, как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке, развитие индивидуальных наклонностей  учащихся, одарённости, воспитанности.  Общность интересов  школьников в кружке создаёт благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер  детей. (Слайды 17,18).

     Предметные олимпиады  - важный  ресурс развития  у школьников интереса к предмету, знакомства с нетрадиционными заданиями и вопросами. Участие в них пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал. Оно помогает учителю показать значимость изучаемого предмета в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребёнка. Олимпиады подводят итог всей работы по изучаемому предмету и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся, позволяют ученикам познать и проявить себя, дают возможность сделать новые шаги в обучении. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Некоторые ученики не выделяются на уроках - они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий, что помогает выявить их сильные стороны, помочь реализоваться и  самоутвердиться в глазах сверстников. (Слайды 19,20).

       Таким образом, системно-деятельностный подход в образовательном процессе помогает формированию способности ребёнка быть автором, творцом своей жизни, развитию умения ставить цель и искать способы её достижения, готовности  к свободному выбору и ответственности за него, максимальному раскрытию творческого потенциала.

Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.- «ИДР», 2009.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. № 5.
  3. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18).
  4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  5. Дорошенко Е.Ф. Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки, искусства; методы и формы работы с ними. http://festival.1september.ru/articles/651430/ 
  6. Системно-деятельностный  подход  на уроках музыки в контексте  реализации ФГОС

http://agafonovaevg.ucoz.net/publ/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_muzyki_v_kontekste_realizacii_fgos/1-1-0-4 

  1. Системно-деятельностный  подход  на уроках музыки в контексте  реализации ФГОС

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/07/11/mo-uchiteley-muzyki-tema-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-na-urokah 

  1. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе   

http://festival.1september.ru/articles/527236/

  1. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения  http://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Системно – деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках  реализации ФГОС...

Доклад по самообразованию "Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на тв...