Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Алексей Баранов

по новым требованиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_1.docx53.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           «Рассмотрено»                                                                               «Согласовано»                                                                              «Утверждено»

            Руководитель МО                                                                        Заместитель директора                                                                Директор МАОУ «Лицей №121»

           _________/Низамиева Г.З./                                                          МАОУ «Лицей №121                                                                  Советского района г.Казани          

                                ФИО                                                                          Советского района г.Казани                                                       __________________________

           Протокол №  14  от                                                                       ___________/Расцветаева Л.В./                                                        /В.К.  Хайрутдинова/                                            

          « 29 »  августа   2016 г.                                                                 «29»  августа    2016 г.                                                                              Приказ №  334

                                                                                                                                                                                                                            от « 29 »  августа   2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Лицей №121» Советского района г. Казани

Баранова Алексея Геннадьевича

по искусству (музыка), 5 класс                                                                                                       

                                       

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 14

от «29»августа  2016 г.

2016 – 2017 учебный год


Учебно-тематическое планирование

по искусству (музыка).

Класс: 5N

Учитель: Баранов Алексей Геннадьевич.

Количество часов

Всего – 34 часа; в неделю – 1 час.

Плановых контрольных уроков       , зачетов          , тестов     ;

Административных контрольных уроков           ч.

Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г.  под редакцией   Т.И.Науменко, В.В.Алеев  и ориентирована на использование учебника «Музыка. 5класс», М.: «Дрофа», 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253). 

Пояснительная   записка

Рабочая  программа по  музыке для учащихся  5-х классов  составлена в соответствии с нормативными документами:

    1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

   2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).

   3. Образовательной  программой образовательного учреждения.

   4. Положением о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г.  под редакцией   Т.И.Науменко, В.В.Алеев  и ориентирована на использование учебника «Музыка. 5класс», М.: «Дрофа», 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253). 

Цель курса:

-духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи курса:

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Общая характеристика учебного курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному  и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван  формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что  основная  школа  обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога  с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

               Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение музыки  в 5 классе в объёме  34 часа, в неделю-1час.   

  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного     курса

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

        

Предметные результаты

        Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Содержание учебного курса

  1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка  в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим  другим. Слушание фрагмента из концерта для

ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.

  1. Древний союз (3 часа)

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»,  Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

  1. Слово и музыка (3 часа)

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню  чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

  1. Песня (4 часа)

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.  Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,  И. Левитан «Вечерний звон».

  1. Романс (2 часа)

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».  Разучивание:  М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

  1. Хоровая музыка (2 часа)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

  1. Искусство народов Ханты и манси (2часа)
  2. Опера (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

9. Балет (2 часа)

        Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»,  А. Бенуа «Петербургские балаганы».

  1.  Музыка звучит в литературе (2 часа)

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

  1.  Образы живописи в музыке (2 часа)

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»,  К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

  1.  Музыкальный портрет (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня  о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

  1.  Пейзаж в музыке (2 часа)

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

  1.  Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т),  М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.  Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Богатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1.  Музыка в произведениях изобразительного искусства  (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фрагпент). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Лютнист», А. Аппиани «Парнас»,  Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

Учебно-тематический план

Класс

Тема

Кол-во часов

Всего

5кл.

«Музыка и литература»

16 ч.

34

«Музыка и изобразительное искусство»

17 ч.

 В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по музыке для 5 класса внесены следующие дополнения и изменения,  общий объём которых не превышает 15%. Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создаёт атмосферу творческого поиска, интереса к культуре народов Татарстана, а также способствует умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, воспитанию эстетического отношения к национальной одежде, быту, обрядам, произведениям устного народного творчества.

   В раздел «Музыка и литература» включены следующие темы из курса «Искусство народов Татарстана»: урок 10  «Татарские народные песни»,   урок 11 «Песни народов Татарстана».

        

Планируемые результаты изучения музыки за курс 5 класса

        

                                            Музыка и литература

Ученик научится:

-использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-проявлять  творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;

-различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

-классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры.

Ученик получит возможность:

-определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

-находить взаимодействия между музыкой и литературой, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений;

-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

 -стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

                                            Музыка и изобразительное искусство

-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;

-определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.

-различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа.

-находить взаимодействия между  музыкой и изобразительным искусством,  выражать их в размышлениях о музыке,   создании музыкальных рисунков;

 -участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой   деятельности

-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

-реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

наблюдение

Метапредметные

 творческие задания для групп

Предметные  

 самостоятельные, тестирование

Данная рабочая программа отражает не только образовательную область  «Музыка»    но и связана с такими общеобразовательными     предметами как история, мировая художественная культура,  литература

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  5-х классов  и специфики данного классного коллектива.

В 2016 -  2017  учебном году основная масса обучающихся 5-х классов   – это дети  со средним  уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету  на хорошем  уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий.  Вместе с тем,  в  5-х классах обучаются дети  с более низким уровнем способностей, невысокой мотивацией учения.  Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные формы организации их деятельности.

Основные формы организации деятельности обучающихся на уроках:

1. групповая        

2. коллективная работа

Образовательные  технологии, используемые на учебных занятиях:

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

Критерии оценки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное  музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

        Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря.

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Оценка реферата

Отметка «5»

  1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.
  2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.
  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.
  4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.
  5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

  1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.
  2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.
  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
    ей критическую оценку.
  4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
    требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

  1. Тема реферата раскрыта поверхностно.
  2. Изложение материала непоследовательно.
  3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.
  4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

  1. Тема реферата не раскрыта.
  2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.

Технические средства обучения

Проектор

Экран

Компьютер

Колонки

Синтезатор

Учебно-практическое оборудование:

 музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов для крепления демонстрационного материала.

                                                                                         

Печатные пособия:

• Комплект портретов композиторов.

Рекомендуемая литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

3.Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

6. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

7. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. Лит., 1981.

8. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

9. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

10.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

11. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

12.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006.

13. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

14.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Список научно-методической литературы.

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  2. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  3. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  4. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  6. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  7.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  8. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  10. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  11. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  12. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  14. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  15.  Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г
  16. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  17. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  19. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  20. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  21. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  22. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  23. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  24. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  25. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  26. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ,  М/МЕДИА

1. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/

2. Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

12.Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/

13. Уроки  музыки 1-8 классы. Мультимедийное  приложение  к  урокам  ООО  «Глобус»  2008 г.

14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. ФЦИОР   Электронный  образовательный  ресурс (ЭОР) нового  поколения (НП) 2008 г.

16. Энциклопедия  Классической  музыки  «Интерактивный  мир»  2002 г.

17. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Календарно-тематический план 5 класс

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Вид контроля

План

Факт

1

Музыка рассказывает обо всем

1

Урок развивающего контроля.

Урок открытия нового знания

1.Различать характерные признаки видов искусства

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами и другими видами искусства

Устные опросы, проблемный урок, беседа.

07.09.2016

2

Древний союз. 3 ч

Истоки

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки

2. Понимать единство истоков различных видов искусства

Комбинированный урок, урок смешанного типа, беседа

14.09.2016

3

Искусство открывает мир

1

Урок открытия нового знания.  Урок рефлексии

1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства

2.Приводить примеры преобразующего влияния музыки

Урок смешанного типа, диалог

21.09.2016

4

Искусства различны, тема едина.

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

1.Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям

2.Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы

Комбинированный урок, урок смешанного типа, беседа

28.09.2016

5

 Слово и музыка. 3 ч

Два великих начала искусства

1

Урок развивающего контроля, открытия нового знания.

 

1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

2.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

Смотр знаний, устный опрос,

урок смешанного типа, беседа

05.10.2016

6

Стань музыкою, слово!

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

 

1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

Комбинированный урок, урок смешанного типа, беседа

12.10.2016

7

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

Урок развивающего контроля, открытия нового знания.

1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов

2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

Смотр знаний, урок смешанного типа, беседа

19.10.2016

8

 Песня 3 ч

Песня- верный спутник человека

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека

3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

Комбинированный урок, урок смешанного типа, беседа

26.10.2016

9

Музыкальная палитра. Заключительный урок.

1

Урок развивающего контроля

Участвовать в коллективном обсуждении по теме урока

Смотр знаний, творческий отчет

09.11.2016

10

 Мир русской песни

Р.К. Татарские народные песни

1

Урок открытия нового знания

1.Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

2.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки

3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности

4.Рассказывать о народной музыке своего региона

Урок смешанного типа, беседа

16.11.2016

11

Песни народов мира

Р.К. Песни народов Татарстана

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

 

1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

2.Сравнивать и анализировать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства

Комбинированный урок, урок смешанного типа, беседа

23.11.2016

12

Романс 2ч

«Романса трепетные звуки…»

1

Урок рефлексии. Урок открытия нового знания

1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

2.Находить ассоциативные связи между образами  литературы и музыки.

3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов

Комбинированный урок, диалог,

урок смешанного типа, беседа

30.11.2016

13

Мир человеческих чувств

1

Урок открытия нового знания

1.Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

2.Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии

3.Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы к изучаемой музыке

Урок смешанного типа, беседа

07.12.2016

14

Хоровая музыка 2ч

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. 1ч

1

Урок рефлексии

1.Изучать специфические черты русской народной музыки.

2.Эмоционально воспринимать духовную музыку композиторов

3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека

Комбинированный урок, диалог

14.12.2016

15

Что может изображать хоровая музыка

1

Урок открытия нового знания

1.Находить ассоциативные связи между образами литературы и музыки.

2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем

Урок смешанного типа, беседа

21.12.2016

16

Вокально-хоровая музыка- поет душа…Заключительный урок

1

Урок общеметодологической направленности  

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока

Диспут, обсуждение

11.01.2017

17

Опера 2ч

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.

1

Урок открытия нового знания.

Урок общеметодологической направленности

1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Урок-совершенствование,  беседа

18.01.2017

18

Из чего состоит опера

1

Урок общеметодологической направленности

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

3.Рассуждать о яркости, контрастности образов в музыке                                                  

Обсуждение, беседа

25.01.2017

19

Балет 2ч

Единство музыки и танца

1

Урок открытия нового знания, Урок развивающего контроля

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Выявлять круг музыкальных образов и различных музыкальных произведений.

3.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык  в произведениях различного смыслового и эмоционального содержания

Урок смешанного типа, беседа, смотр знаний, устный опрос

01.02.2017

20

«Русские сезоны» в Париже

1

Урок развивающего контроля. Урок открытия нового знания

1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации.

4.Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образца

Смотр знаний, устный опрос,

урок смешанного типа, беседа

08.02.2017

21

Музыка звучит в литературе 2ч

Музыкальность слова

1

Урок открытия нового знания

1.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

 Урок смешанного типа, беседа

15.02.2017

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

Урок развивающего контроля

1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

Смотр знаний, устный опрос

22.02.2017

23

Образы живописи в музыке 2ч

Живописность искусства

1

Урок рефлексии

1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства

Комбинированный урок, диалог

01.03.2017

24

 Музыка-сестра живописи

1

Урок развивающего контроля

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Смотр знаний, устный опрос,

творческий отчет

15.03.2017

25

Музыкальный портрет 2 ч

Может ли музыка выразить характер человека?

1

 Урок открытия нового знания

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Различать характерные признаки видов искусства.

4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки

Урок смешанного типа, беседа

29.03.2017

26

Может ли музыка выразить характер человека?

1

Урок развивающего контроля

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Различать характерные признаки видов искусства.

4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки

Смотр знаний, устный опрос

05.04.2017

27

Пейзаж в музыке 2ч

Образы природы в творчестве музыкантов

1

Урок открытия нового знания

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Урок смешанного типа, беседа

12.04.2017

28

«Музыкальные краски» в произведениях художников-импрессионистов

1

Урок развивающего контроля. Урок открытия нового знания

1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма и назвать его основных представителей.

2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства

Смотр знаний, устный опрос урок смешанного типа

19.04.2017

29

«Музыкальная живопись» сказок и былин 3ч

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

Урок открытия нового знания

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы

 Урок смешанного типа, беседа

26.04.2017

30

Сказочные герои в музыке

1

Урок развивающего контроля

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке

Творческий отчет, устный опрос

03.05.2017

31

Тема богатырей в музыке

1

Урок открытия нового знания

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке

Беседа, урок смешанного типа

10.05.2017

32

Музыка в произведениях изобразительного искусства 2ч

Что такое музыкальность в живописи

1

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля

1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Комбинированный урок, урок смешанного типа, устные опросы

17.05.2017

33

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия» 1ч

1

Урок открытия нового знания

1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством

Урок смешанного типа, беседа

24.05.2017

34

 Заключительный урок по теме « Музыка и другие виды искусства» (урок-концерт)

1

Урок развивающего контроля

1. Воспринимать и проявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства

4.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Устные опросы, тестирование, викторина

31.05.2017

Всего: 34 часа

Итоговый тест

5 класс

1.Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет

2«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам

3.Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»

4.«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора

5.«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения

6.Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский

7.Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах

8.Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада

9.Слово, употребляемое  в музыке  и  живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр

10.Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира

11.«Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа

12.На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой

13.Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»

14.Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка

15.Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой

16.«Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения

17.Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»

18.Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»

19.Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де

20Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев

Ключ к тестовым заданиям

1.С

2.В

3.В

4.В

5.С

6.В

7.В

8.С

10.В

11.А

12.А

13.С

14.В

15.D

16.А

17.С

18.D

19.D

20.А

Оценка тестовой работы

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы

Примерные темы творческих проектов

1.Что такое звук?
2. Почему звучат музыкальные инструменты?
3. Знакомьтесь, балет!
4. Какие бывают марши?
5. Экскурсия в мир оперы.
6. Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)
7. Музыкальные краски.
8. Музыкальная азбука.
9. Ритм, темп в музыке и в других видах искусства.
10. Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности.
11. Музыкальный язык: форма музыкального произведения.
12. Музыкальная азбука.
13. Инструменты симфонического оркестра.
14. Инструменты народного оркестра.
15. Музыкальные стили и направления.
16. Фольклорная и этническая музыка.
17. Музыкальные инструменты разных стран и народов.
18. Свет и музыка.

Оценка проектной работы

Отметка «5»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта.

3. Проявлены творчество, инициатива.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

1. Проект не выполнен или не завершен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...