Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства
методическая разработка на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.docx25.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации

по патриотическому воспитанию школьников

средствами музыкального искусства.

Глобальная, мощная идея современности, способная сегодня сцементировать здоровые гражданские силы – это патриотизм. Следует признать действенность патриотических чувств на генном уровне, но, чтобы они не превращались в «ксенофобскую версию патриотизма, густо замешанную на национализме» (Л.П. Кезина), необходимо срочно взяться за патриотическое воспитание подрастающего поколения и за новые качественные изменения в нашем обществе.

Возрождение страны во многом зависит от формирования в сознании каждого гражданина основ патриотизма – личной сопричастности и ответственности за всё, что происходит с нашей Родиной.

Необходимо постоянно совершенствовать и развивать патриотическое мировосприятие, которое «основывается на исторической памяти нашего народа», позволяющее «сохранять преемственность поколений, верность заветам отцов, честь и достоинство» [3, 10].

В ином случае, как утверждает И.И. Карпов, разовьется болезнь иванов не помнящих родства, как цепная реакция окутает страну уже существующий «манкуртизм – потеря человеком исторической памяти даже о ближайших родственных» [3, 13].

Важнейшим элементом патриотического воспитания являются прежде всего учебные предметы гуманитарного направления, где ключевую роль играют музыка, история, литература, русский и родной языки и др. Музыка как «язык чувств» является орудием нравственного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития личности.

Конечная цель работы учителя музыки – воспитание у ребят чувства национальной гордости, любви к нашему народу, к нашей маленькой республике, которую мы называем «малой родиной». Это не только место, где человек родился, не только точка на географической карте. Красота тех мест, откуда он берет начало, нравственные идеалы людей живших и живущих в этом милом сердцу крае, его исторические и культурные традиции, – все это составляет ту основу, которая формирует человека как личность, патриота [3, 15-16].

Сегодня вырисовываются вполне определенные направления патриотического воспитания молодежи. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

  1. Восстановить баланс двух основных функций образования – обучения и воспитания. Реорганизовать школьный быт с целью увеличения времени на воспитание (в частности патриотизма), разнообразные занятия по интересам, приобретение детьми опыта социального взаимодействия.
  2. В учебном процессе воспитание должно стать основой формирования патриота, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих учащимся богатые возможности получения фактических и теоретических знаний для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего России. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому наследию.
  3. Учить детей обращаться с государственными символами. Ритуалы и поведение людей в связи с государственным флагом, гербом и гимном РФ (отражать их при издании учебников, дневников и тетрадей).
  4. Разработать и реализовать идею Малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы» приобщения к истории предков.
  5. Восстановить и развивать в школе инфраструктуру детства: кружки, военно-патриотические клубы, центры, туристические станции, студии, детские и молодежные общественные организации.
  6. Проводить внеклассные мероприятия по комплексной подготовке учащихся к военно-патриотическому воспитанию.

В этих условиях проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Каждый урок музыки – это встреча с художественным воплощением реальной действительности, которая требует условий, способных обеспечить влияние специфического языка музыки на воспитание подростков. Поэтому, подбирая музыкальные произведения для каждого урока, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы патриотическое воспитание вплеталось в общий комплекс воспитательных задач урока, и каждый урок музыки оставлял бы у учащихся глубокое впечатление. При этом следует иметь в виду, что переживание музыки не прекращается с её звучанием. Например, воспринятое через музыку чувство радости не может мгновенно исчезнуть под воздействием музыки, выражающей горе. И наоборот, музыка, отозвавшаяся во внутреннем мире учащихся болью, состраданием, создаёт барьер невосприимчивости к бодрой, жизнерадостной музыке.

Сердцевину методики работы на уроке должен составлять обобщённый педагогический принцип взаимодействия интереса, внимания, осознанности и активности учащихся. Особое внимание следует уделять самостоятельному добыванию знаний учащимися, поскольку это очень необходимо для эффективного осуществления воспитательной цели уроков музыки.

В подростковом возрасте патриотизм проявляется в таких категориях как любовь к родной природе, героика, упорство и воля в труде, формирование патриотического идеала на этой основе должно увеличивать возможности воспитания патриотизма. Отсюда вытекает методическая задача: на дидактическом материале так ярко и эмоционально показать проявление патриотизма, чтобы оно могло войти составной частью содержания идеала в жизнь школьника.

Необходимо на музыкальном материале воспитывать у учащихся трудовое отношение к жизни, любовь к родному краю, которое должно стать «сердцевиной системы школьного образования и воспитания» [3, 17].

Организация полноценной художественной деятельности при формировании чувств патриотизма, патриотического сознания требует определенных условий для совершенствования патриотического содержания учебно-воспитательного материала.

По наличию признаков и занимаемому ими положению в музыкальном произведении ещё невозможно определить насколько их выражение соответствует дидактическим задачам и художественно ценно. Показатели определяются следующими критериями:

  1. Возрастная доступность.
  2. Возбуждение интереса и активизация работы мышления.
  3. Художественные достоинства: типичность образов, связь с жизнью;   мелодичность; глубина музыкального выражения, формирующая патриотические чувства.

Необходимо учитывать возрастные особенности школьников-подростков, знать какую доминирующую тематику патриотического содержания нужно представлять в каждой возрастной группе.

Таким образом, учитывая психологические особенности детей каждого возраста, используется различный музыкальный материал. Мы предлагаем следующую тематику по патриотическому воспитанию учащихся на уроках музыки в 5 – 6 классах.

В общем разделе «Россия – Родина моя!»  могут звучать различные темы, например:

  1. «Россия, Россия, нет слова красивей!»
  2. «Здравствуй, Родина моя!»
  3. «Моя Россия»
  4. «Виват, Россия!»
  5. «Наша слава – русская держава»
  6. «Мордовия моя»

На данных уроках мы предлагаем (по выбору учителя) разучить следующие песни современных композиторов: «Что мы Родиной зовем?» Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова, «Песня о России» В. Локтева, «Родина моя» Е. Тиличеевой, «Край, в котором ты живешь» Г. Гладкова.  Кроме композиторских песен мы предлагаем использовать материал народного творчества: русская народная песня «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль, моя реченька», «Солдатушки, бравы ребятушки», «По долинам и по взгорьям».

Помимо данных песен целесообразно на уроках изучать инструментальную музыку русских композиторов (М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и др.). Например: «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского; Мелодия первой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова; Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки; Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского.

Для школьников-подростков (7-8 классы) тематика по патриотическому воспитанию на уроках музыки может быть иной.

В разделе «Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками» предлагаем примерные темы уроков:

  1. «Родина моя! Русская земля…»
  2. «Тема Родины в творчестве русских композиторов»
  3. «Святая русская земля»
  4. «Александр Невский»
  5. «Мордовия – моя малая Родина»

Эпиграфом этих уроков могут стать слова великого русского поэта А.С. Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Для прослушивания мы предлагаем следующие музыкальные произведения русских композиторов: Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки; Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки; Концерт для фортепиано с оркестром №2 и № 3 С.В. Рахманинова; Симфония № 2 (Богатырская) А.П. Бородина; Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева; Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; Симфония № 11 («1905») Д.Д. Шостаковича.

Величайшие произведения содержат образ Руси, воспевают нравственную красоту и мужественную стойкость русского народа.

Одним из условий эффективности патриотического воспитания на уроках музыки является познавательный интерес учащихся к музыкальным произведениям, в частности к русским народным песням, поскольку песня издревле имела не только историческое, художественное значение, но и воспитательное – передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь и преданность народа своей великой, прекрасной Родине.

Яркими, запоминающимися могут стать уроки с использованием героико-патриотических песен XVIII – XIX вв. Родившись в солдатской, казачьей среде, в них достоверно отразились впечатления очевидцев тех или иных событий; потому так трогают в этих песнях описания трудностей походов и сражений, потерь и лишений, которые претерпевали русские солдаты.

Поэтому мы предлагаем (по выбору учителя) разучить с учащимися песни военных лет, русские народные песни, связанные с патриотической тематикой, песни, воспевающие исторические личности (С. Разина, Е. Пугачёва и др.). Например, русская народная песня «Как у нас было на Волге», «Ой, то не вечер», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Сторона ль моя сторонушка».

Из современных песен предлагаем: «Моя Россия» Г. Струве, «Россия – Россией останется» Я. Дубравина, «Караваны птиц надо мной летят» Е. Жарковского, «Родная земля» А. Аедоницкого, «Родина», «Утренний край» С. Терханова, «Рассветы над Мокшей – рекой» Е. Кузиной, «Здравствуй, Мордовия!» М. Фомина, гимны РФ и РМ.

  Большая часть материала данных разделов посвящена раскрытию патриотической темы. Перед учащимися проходят страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров. Поэтому   на данных уроках необходимо применять фонотеку, видеозаписи, демонстрировать репродукции картин, портреты известных героев – патриотов, стихотворения русских поэтов (Н. Некрасова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина и др.), в творчестве которых так ярко выражен образ Родины, образ России.

Например, стихотворение Н.И. Некрасова: Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / матушка – Русь! Способствует раскрытию образа России при изучении Третьего концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова (2 часть).

Ребята видят Россию разнообразной. Она – «то печальная, то задумчивая, спокойная, нежная, то страдает, стонет, то звенит колоколами…», но она же и «могучая, героическая, энергичная, очень сильная, богатырская».

Для эффективного восприятия музыки русских композиторов (М.И. Глинка, С.В. Рахманинов и др.) необходимо включать в урок живое исполнение учителя. Это очень важно,  по крайней мере, с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т.д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку данных композиторов.

Учитель должен научить ребят понимать и почитать свои государственные символы – флаг, герб, гимн, выражающие государственность, самобытность и традиции народа. Быть им верными – долг каждого учителя, поскольку они составляют символ святости, сопровождают и благословляют на ратные трудовые подвиги.

Сегодня необходимо, чтобы учащиеся хорошо понимали значение цветовой гаммы флага и расположенного на нем солярного знака, – жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей земле; чтобы сердцем и умом прочувствовали идею герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным, мирным солнцем на своей земле.

Слова гимна РМ, звучащие под музыку Н.В. Кошелевой, написанные на трех государственных языках, – мокшанском, эрзянском и русском, -  призыв к единству, любви к родной земле [3, 16].

Итак, в числе основных направлений патриотического воспитания школьников следует выделить:

- укрепление исторической памяти средствами музыкального искусства, почитание великих исторических деятелей – основные условия того, что здоровый патриотизм станет нормой общества, что традиционные понятия чести и долга вновь приобретут прежнюю значимость;

- знание истории и музыкальной культуры родного края, утверждение национального самосознания, национального достоинства;

- национально-семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственность поколений.

Для этого необходимо:

- повысить патриотическую направленность содержания учебной (в частности уроков музыки) и воспитательной работы, включить в программы всех образовательных учреждений материал, отражающий систему нравственных ценностей, исторические, этнографические и культурные традиции;

- совершенствовать формы и методы музыкально-патриотического воспитания;

       - проводить музыкальные мероприятия в честь памятных событий, знаменательных дат отечественной истории, республиканские смотры.

Список использованных источников

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  2. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления. – М.: Педагогика,1973. – 333 с.
  3. Карпов И.И. Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы, взаимодействие // Патриотическое воспитание молодёжи в Республике Мордовия: состояние, опыт, перспективы / Под редакцией Н.А. Ануфриевой. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2002. – С.10-21.
  4. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
  5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015. №1493 г. Москва http://docs.cntd.ru/document/420327349
  6. Соловьев В.В. Патриотизм // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.45. – М.: Терра, 1992. – С. 36-37.
  7. Сулимова Н.П. Роль музыкально-творческой деятельности в патриотическом воспитании //Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: – Свердловск: СПИ, 1984. – С.62-
  8. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 366 с.
  9. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке (О героико-патриотической теме в русской классической и советской музыке). – М.: Знание, 1985. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников средствами хореографии

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Также хореограф...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами историко - краеведческого объединения «Мои истоки».

Одним  из патриотических направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно – нравственное  сос...

Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  прони...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...

Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...