"Развитие творческой деятельности у школьников на уроках музыки"
статья по музыке по теме

Абоймова Анна Александровна

В данной статье говорится о раскрытии творческого потенциала  учащихся через музыкальное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческой деятельности у школьников на уроках музыки

АННОТАЦИЯ 

В данной статье говорится о  раскрытии творческого потенциала у учащихся через музыкальное восприятие.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский.

В современной науке большое внимание уделяется  изучению феномена творчества и творческих способностей.

 В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. В отечественной науке этим  занимались такие исследователи как С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С.Лейтес, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.И. Раев, Г.И. Вергелес, среди зарубежных исследователей можно отметить Дж. Гилфорда, Э. Торренса,Г. Перкинса и др.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, где  способности - это   успешное  осуществления деятельности, свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Представительница научной школы Д.Б. Кабалевского, Критская Е.Д. развивает идеи музыкально-педагогической концепции («Музыкальное образование в современном культурном пространстве»).

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Изучение проблемы детского творчества  особенно актуально, так как оно позволяет обосновать способы и пути развития творческих возможностей детей, их становления как устойчивых характеристик личности и деятельности. Особую роль исследователи отводят общим творческим способностям, так как именно они способствуют успешности обучения детей, продуктивности деятельности.

Высокий  интерес современной науки к проблеме творческих способностей; потребность современного общества в креативных людях; необходимость обоснования способов и путей развития творческих возможностей детей и их становления как устойчивых характеристик деятельности; возможность увидеть несколько альтернативных способов решения задачи и выбрать среди них наиболее оптимальный, эффективный.

Актуальность в рамках федеральной государственной образовательной системы в условиях современности связано с  обеспечением  достижения  цели музыкального воспитания, формирование музыкальной культуры учеников. Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого начала. Творческое начало играет огромную роль на уроках музыки. Там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается результат.  

Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т. е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, ассоциативно-образного мышления.

ТЕОРИЯ

Современный мир изменяется быстрыми темпами. Новая цивилизация несет с собой новые отношения, иные способы работать, новую экономику и новые политические конфликты, и сверх того – изменение сознания. Человечество стоит перед глубочайшим социальным переворотом и творческой реорганизацией всего времени. Возникающая новая цивилизация требует от современных людей выйти за пределы стандартизации, синхронизации. Потому в грядущую эпоху будут востребованы люди творческие, способные жить в непрерывно меняющемся мире, чувствующие себя комфортно при переменах, которые способны на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию.

Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении о важности формирования творческих способностей в детском  возрасте.

При характеристике проблемы творчества следует упомянуть о давно известном в литературе понимании творчества в широком и узком смысле. Например, такое понимание можно встретить в статье «Творчество»,написанной Ф. Батюшковым, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:«Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. Научное, Т. Поэтическое, музыкальное, Т. В изобразительных искусствах, Т. Администратора, полководца и т.п.)».

Творчество традиционно связывается с новизной, причем понятие новизны зачастую не раскрывается. Оно характеризуется  как антипод шаблонной, стереотипной деятельности. К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях. Знания – фундамент творчества.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.  Уроки музыки дают творческое начало, развивают воображение, фантазию. Ребенку, у которого творческое начало,  легче приспосабливаться к внешним условиям. У него более развито мышление, память, интуиция, внимание, логика.  Эти дети более коммуникабельны, усидчивы и активны.

ИЗЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Для того чтобы ребенок смог развиваться творчески,  необходимо и творческое начало у педагога.

Для меня важно сконструировать урок так чтобы вызвать интерес у детей. Чтобы они проявляли себя независимо от индивидуальных особенностей. Стараться понимать ребенка. В моем понимание уроки музыки можно сочетать с изобразительным искусством и литературой, театром ,так как они интегрируют друг друга. И это все называем искусством. Роль искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Ребенок воплощает свои мысли в рисовании на листе альбома, лепит из пластилина и конечно же поет песни или воспроизводит  мелодии, которые он слышит. Это его жизнедеятельность. Я стараюсь на уроках связать эти истины, для того чтобы музыка ложилась на сознание ребят в этой плоскости.

На своих уроках я разрабатываю комплекс  заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.  Хочу привести примеры из собственной практики: Прослушивая  классическую музыку, я прошу учащихся изобразить рисунком свои чувства и мысли.  А  также как один из путей творческой способностей прошу импровизировать (предлагаю продолжить начатую мной мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание произведения). Это способствует развитию фантазии и выработки интонационного и ладового слуха.

Знакомлю  детей со способами творческих действий. С этой целью предлагаю им  сравнивать несложные пьесы, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даю образцы музыкального творчества, например ,сочинения ритмического выступления и т.д.

Даю задание подобрать  стихотворение, созвучное с услышанным музыкальным произведением на уроке или иллюстрацию, например, тема войны, Родины; иллюстрацию изобразить в музыке; интересные факты из жизни и творчества музыкантов, композиторов; придумывание кроссвордов, ребусов и т. п.
Во время вокальных исполнений, прошу анализировать, о чем поется в песнях (музыку и текст).  После совместного анализа, ребята придумывает вслух план её исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен, даю  почувствовать детям, как сочетания одних и тех же вступлений лада позволяет создать различные музыкальный образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут"сочинять" сами.
Во время изучения музыкальных инструментов, даю возможность вообразить себя музыкантами, как бы играя на воображаемых музыкальных инструментах.

Также важно обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Например, знание сказок, стихов, народных обычаев, героев книг повадок зверей и т.д. создаёт основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления обучаемых, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
Немало важным являются выступление детей на различных конкурсах, песенных фестивалях. Я подготавливаю, заинтересовываю детей к концертной деятельности. Публичное выступление способствует самореализации ребенка. Их творческому, духовному и морально-нравственному развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация музыкальной  творческой деятельности младших школьников  способствует развитию и  общей творческой способности. Детский возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Развивается креативность ребенка, закладывается основы личностной расположенности к музыке, потребности в ней .

Задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

Творческий подход важен  в  любой профессиональной деятельности.  Человек с интересом, с любовью, с фантазией будет  подходить  к своему делу.

Таким образом, роль учителя музыки в развитие современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оценивать с позиции полезности в эпоху использования новых технологических и творческого решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азарова Л.Н." Как развивать творческую индивидуальность младших

школьников." 1998 г

 Алиев Ю.Б." Настольная книга школьного учителямузыканта."2000 г

Брушлинский А.В." Психология мышления и проблемное обучение."1983г

Выготский Л.С." Воображение и творчество в детском возрасте."  1991г

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М."Методика музыкального воспитания в школе."2000г

Кабалевский Д.Б." Идейные основы музыкального воспитания. Как воспитывать музыкальную культуру в детях."  2005 г

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»

Теплов Б. М. "Проблемы индивидуальных различий."1961г

Шадриков В.Д. "Развитие способностей." 2004 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка

Организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко ре...

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...