Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Развитие в музыке «Утро» Э.Грига»
методическая разработка по музыке на тему

Кыргыс Валерий Люндупович

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок  разучивания песни «Утро»

Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига. «Утро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka.docx35.27 КБ
Файл utro.pptx803.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа имени Хертек Амырбитовны Анчимаа-Тока села Кызыл-даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Конспект урока по музыке
в 3 классе (по ФГОС)
«
Развитие в музыке

 «Утро» Э.Грига»

 

Подготовил:

учитель музыки

Кыргыс Валерий Люндупович

с. Кызыл-Даг
2017

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок  разучивания песни «Утро»

Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига. «Утро»

Задачи урока:

  • познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;
  • через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;
  • формировать интерес к инструментальной музыке;
  • развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

Предметные результаты: ученики научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни;
  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение понимать учебную задачу урока;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;

Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций.

Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология ассоциативно-образного мышления учащихся, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация,  крассворд.

Техническое обеспечение урока: баян, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  I.  Организационный момент.

 Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и  физиологическое воздействие  музыкального звука.

-Здравствуйте дети.  Пропевание звука «ля», «фа», «ре». 

-Здравствуйте «ре», «ре», «ре».

II. Актуализация знаний

  1. Исходная мотивация.  

У:Предлагаю Вам послушать следующую музыку.

(прослушивание музыкальной пьесы «Утро» Э.Грига»)

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали?

Д: Да. В мультфильмах и сказках.

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал?

Д: (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребятя?

Д: узнать как называется эта музыка и кто его создал, а также историю ее создания.

  1. Определение темы урока

У: Для начала Вы должны отгадать кроссворд, чтобы узнать название этой музыки.

СЛАЙД 1

Кроссворд

 

У: Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока.

1.

С

Л

У

Ш

А

Т

Е

Л

Ь

 2.

К

А

Н

Т

А

Т

А

 

 

3.

Р

О

М

А

Н

С

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р

 

  1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …
  2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.
  3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.
  4. Человек, сочиняющий музыку.

- Кого знаете из тувинских композиторов? (Чыргал-оол, Кенденбиль и.т.д.)

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО» (написать на доске).

III этап (основной) – погружение в тему урока.

  1. Беседа об утро:

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро, ребята?

Д: С пробуждения природы, с восхода солнца.(запись на доске)

2.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки  и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. 

Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки). 

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию. Презентация. Слайд 1. 

 Это родина одного знаменитого человека, Эдварда Грига. Для начала мы узнаем, кто это  Эдвард Григ. Обратите внимание на экран.

3.Сообщение высказываний композитора и о композиторе.  Презентация. Слайд 3. 

4.История создания и краткое содержание.  Презентация. Слайд 4. 

- Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».

-Что же такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

5.Пер Гюнт – главный герой драмы.

Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э.Грига (полностью).

4. Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки?

1) Грубые они или нежные?

2) Тихие или громкие?

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные?

5)Что же представил Пер?

6) Какими еще звуками можно выразить утро? (На слайде предложены варианты ответов.  Презентация.( Слайд 5.)

7) Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой)  Презентация. Слайд 6.)

6. Разучивание отрывка песни «Утро» из пьесы «Утро» под баян.

Текст отрывка песни.   Презентация. (Слайд 7.)

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

Птичьими трелями мир наслаждается

Сказкой волшебною Нового дня.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».    

7. Конец путешествия. Возвращение домой. (Физминутка под музыку.)

- Наше путешествие на этом заканчивается, ребята. Возвращаясь домой давайте сделаем несколько упражнений под музыку «Утро».

8. Беседа о произведениях русских поэтов и художников.

У: Красота утра привлекала не только композиторов, но и поэтов и художников. Обратите внимание на картины русских художников В.Сидорова и И.Левитана.   Презентация. (Слайд 8.) Для вас еще прозвучит стихотворение С.Есенина «Утро» (выразительное чтение учащейся).

Утро

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»                      (С.Есенин)

IV. Подведение итогов занятия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Д: Новые понятия (сюита, драма), новую музыку Э.Грига «Утро».

У: Чему учились?

Д: Красиво петь, внимательно слушать, размышлять о музыке, сравнивать.


V.Рефлексия

У: Понравился ли вам урок, ребята?

Вы все сегодня работали на уроке активно?

Какую оценку вы бы себе поставили?

Ваше настроение в конце урока улучшилось?

Д:  Да. (При помощи смайликов оценивают свою работу).

VI.Домашнее задание

  1. Выучить отрывок изученной песни «Утро».

Задание на выбор:

  1. Рисунок к музыке «Утро».
  2.  Кроссворд или ребус из новых слов.

- До свидания. Спасибо за урок.

Приложение

Утро

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»                      (С.Есенин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Норвегия Развитие в музыке

Слайд 2

Эдвард Григ Дом в Трольхаугене норвежский композитор, дирижер (1843 – 1907)

Слайд 3

Эдвард Григ «Как я счастлив , что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…» Э.Григ «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» П.Чайковский

Слайд 4

Генрик Ибсен Эдвард Григ Драма Сюита "Пер Гюнт" Сюита - музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Слайд 5

Пер Гюнт - главный герой драмы Г.Ибсена

Слайд 6

Эдвард Григ «Утро» мелодичные ласковые волшебные чудесные волнующие прозрачные весёлые чарующие величавые спокойные

Слайд 8

«Утро» прозрачные весёлые чарующие величавые спокойные Птичьими трелями мир наслаждается Сказкой волшебною, Нового дня.

Слайд 9

В.Сидоров «Утро на подоле » И.Левитан «Утро »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки во 2 классе на тему"Мелодия-душа музыки"

Схема конспекта урока музыки составлена в соответствии с требованиями аттестации и в рамках ФГОС....

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро"

Урок был проведен в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на воприятие лирики Пушкина....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе   по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...