Жанры вокальной и инструментальной музыки 5 кл.
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Конспект урока соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_vokalnoy_i_instrumentalnoy_muzyki_5_kl.docx24.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

  1. Класс: 5
  2. Авторы и название учебной программы: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
  3. Название учебного раздела: «Музыка и литература»
  4. Название учебного занятия: «Вокальная музыка»
  5. "Душа для меня в определённой степени — мотор, двигатель, который производит эмоции, пропущенные через мозг. Именно их и передаёт голос посредством каких-либо звуковых вибраций. Основа — душа, а голос — просто инструмент. "(Хосе Каррерас)
  6. Цель учебного занятия: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
  7. Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей  с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;
  • показать интонационные возможности  мелодии как главного выразительного средства в музыке;
  • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
  • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;
  • научить различать жанры по характеру звучания.

Развивающие:        

  • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;
  • расширять музыкальный кругозор учащихся;
  • формировать исполнительские навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;
  • формировать позитивное отношение к классической музыке.

8.Тип учебного занятия: комбинированный, с использованием ИКТ

9. Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная.

10. Литература: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006; Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

      Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

 «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

      Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

      Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

11. Этапы учебного занятия:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока.

  1. Беседа.
  2. Слушание и анализ музыкальных произведений:
  1. раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса,
  2. общность жанров песен без слов и баркаролы.
  1. Музыкально-ритмическая минутка:

IV. Вокально-хоровая работа.

  1. Подготовка к песенной деятельности.
  2. Песенная деятельность.

V. Подведение итогов урока.

                                                               Ход урока:

I  Организация учащихся на урок.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим  говорить о музыке и литературе.

Слайд 1.                                                      

II. Актуализация знаний.

-Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

Слайд 2.                                                      

-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

- Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

 И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

  • Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

Слайд 3- 4.                                                

- Что это за жанр?

Может быть, вы  вспомнили и произведение?

- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»).

Слайд 5.                                              

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».  И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.

 Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

Слайд 6-9.                                           

- Почему  композитор назвал своё произведение «Романс»?

Слайд 10.

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения,  которую поёт скрипка и фортепиано,  по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

  • Общность жанров песен без слов и баркаролы;

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Слайд 11.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Слайд 12.                                                

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Слайд 13.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

Слайд 9.

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

Слайды  14-22.                                             

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Слайд 23.

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

Слайд 24.                                                      

Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

IV. Вокально-хоровая работа.

4.Подготовка к песенной деятельности.

а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений

5.Песенная деятельность.

Разучивание песни "Жираф"

V. Подведение итогов урока.

  • О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?
  • Что такое вокализ?
  • Что такое романс?
  • Что такое баркарола?
  • Что такое песни без слов?
  • С какими композиторами встретились сегодня на уроке?
  • Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да - это мелодия-душа музыки.

Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».Назовите его.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). 

- Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему :" Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Презентация содержит красочные иллюстрации по данной теме....

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Жанры вокальной и инструментальной музыки.  Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либ...

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Жанры вокальной и инструментальной музыки.  Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либ...

Жанры вокальной и инструментальной музыки. Тест 5 класс

       ВОКАЛИЗ                                             ...

Технологическая карта урока "Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

"Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Тестирование по музыке для 5 класса по теме "Жанры вокальной и инструментальной музыки"...