"Музыкальная логоритмика".Программа краткосрочных курсов для 5-6 классов.
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Старчикова Екатерина Владимировна

 «Музыкальная логоритмика » - это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально-ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи.Авторская разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_logoritmika.docx48.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА”

Программа краткосрочных курсов для 5-6 классов

Руководитель курса Старчикова Екатерина Владимировна.

Пояснительная записка.

Рабочая программа краткосрочного курса «Музыкальная логоритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Составлена с учётом интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся 5-6 классов и может быть реализована в работе педагога, как с отдельно взятым классом, так и с группой. «Музыкальная логоритмика » - это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально-ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую. Огромную роль в логоритмике играют музыкально-ритмические движения. Музыка и движение благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально- ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Актуальность данной программы заключается в том, что она предусматривает принцип «синтетичности» искусства, поскольку главным творческим продуктом курса является вокальное исполнение произведений, органично сочетающий в себе сценическое действие, актерское мастерство, а также хореографические элементы, осуществляемые творческой группой. Творческие занятия курса «Музыкальная логоритмика» включают в себя занятия вокальным исполнительством, работа над дикцией, развитием дыхания, воспитание правильной осанки, знакомство с элементами народного и современного танцами, актёрским (сценическим) мастерством, побывать в роли постановщика танцев, режиссером спектакля, аккомпаниатора, художника.

Новизна данной программы заключается в том, что образовательный процесс курса представлен как поэтапная система введения в вокально-исполнительскую культуру учащегося, основанная на: музыкальной культуре (художественное воплощение, чистое интонирование, художественный вкус); значимом компоненте (единство интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром исполняемого произведения); креативности (вокальное исполнительство как творческий процесс исполнения, интерпретации музыкального произведения, его наполнения личностным содержанием) ; артистических способностях (образное мышление, наблюдательность, умение владеть певческим аппаратом, речевая выразительность, актерским мастерством, хореография); владение способами выражения эмоций через тембр голоса, динамические оттенки адекватно исполняемому произведению; саморефлексии (самосознание, умение оценить качество собственного исполнения музыки, преодоление боязни сцены, публики, развитие творческого мышления и сценической культуры) .

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

Цель музыкальных логоритмических занятий - развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Основные задачи программы:

  • создание условий для раскрытия таланта каждого учащегося и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • создание ситуаций, обеспечивающих обучающемуся возможность нравственного выбора;
  • развитие навыков общения и коммуникации;
  • развитие координации движений, внимания, пластики и мимики, чувства темпа и ритма, мелкой моторики;
  • формирование речевого дыхания и артикуляции звуков;
  • воспитание активности.

Общая характеристика курса.

Реализация программы:

Программа курса рассчитана на 8 часов. Итогом творческой работы курса является небольшая музыкальная постановка, спектакль, сценка, хореографический номер, концерт.

Принципы организации образовательной деятельности учащихся.

  • принцип системности;
  • принцип дифференциации;
  • принцип увлекательности;
  • принцип коллективизма;
  • принцип междисциплинарной интеграции;
  • принцип креативности.

Формы проведения занятий:

  • игра;
  • беседа;
  • иллюстрирование;
  • изучение основ сценического мастерства;
  • изучение основ вокального искусства (дикционное формирование правильных звуков, дыхание, осанка) хореографии;
  • мастерская образа;
  • постановка спектакля;
  • работа в малых группах;
  • выступление.

Ожидаемые результаты

К концу курса обучающиеся:

Научатся:

  • сочетать синтез музыки, слова, танца, изобразительного искусства;
  • создавать выбранный или заданный педагогом образ; самостоятельно быть в роли постановщика.
  • более раскованно чувствовать себя на сценической площадке.

Приобретут навыки: Коллективного творчества.

Ожидаемые метапредметные результаты обучения. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.(универсальные учебные действия)

Личностные результаты.

Ученик получит возможность сформировать:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений музыкальной культуры, хореографии, изобразительной деятельности, актерского мастерства;
  • осознание значимости занятий курса «Музыкальная логоритмика» для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при пении, танце, игре на музыкальном инструменте, актерском мастерстве, проводить сравнение и анализ поставленных задач и целей;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности в пении, игре, чтении по ролям и инсценировании, рисовании, танце.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обеспечение программы

Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся.

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер.
  2. Синтезатор.
  3. Кабинет музыки.
  4. Актовый зал.

Мониторинг образовательных результатов изучения курса

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений, общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое(танец, пение, актерская игра);
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса, развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
  • воспитание умения перевоплощаться;
  • воспитание культуры поведения и характера отношения со сверстниками;
  • развитие творческого мышления.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛОГОРИТМИКЕ

Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти.

На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Счетные упражнения.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Ритмические упражнения.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Пение.

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Игра на музыкальных инструментах.

Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Упражнения на развитие мимики.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения.

Направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

Все перечисленные направления проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.

ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение 1. Н. Римский-Корсаков «Ходила младешенька».

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди - все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте - быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2. М. Глинка «Полька».

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Упражнение 3. Любая музыка.

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик передается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Мячик у тебя - скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение трех раз не угадывает - идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4.

Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится центральным, и игра опять начинается сначала.

Упражнение 5. «Танец в кругу».

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно - раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно - раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно - раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно - раз, два, три!

Упражнение 6. (на развитие ритмичности движений).

Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим,

Весело глядим!

Едет, едет паровоз -

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез,

Весело повез

Учебно-тематический план

Основными разделами программы являются: движение, азбука танцевального движения, слово, вокал.

Все разделы делятся на отдельные компоненты.


 

Движение

Азбука танцевального движения

Слово и вокал

Общеразвивающие упражнения под музыку

Музыкально-ритмические движения

Игры и упражнения

Пантомима, импровизация

Специальные упражнения

Знакомство с элементами танцев. Разучивание танцев.

Теоретические сведения (понятия, история возникновения танцев)

Упражнения на автоматизацию звуков

Развитие речи и словаря

Пение песен с движениями

Элементы артикуляционной гимнастики

Элементы дыхательной гимнастики

Упражнения на развитие мелкой моторики

Каждый из разделов программы, решая свои задачи, одновременно тесно связан с остальными и подчинен единой цели – ликвидировать патологический речевой и двигательный процесс. На всех уроках осуществляется работа по всем разделам программы. При этом , в зависимости от целей и задач на занятии, меняется количество времени, отводимое на каждый раздел, смещается кульминация урока. Обязательным остается введение упражнений на организацию внимания в начале урока и снятие напряжения – в конце урока.

Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы занятия

Содержание занятия

 

 

 

1.

Вводное занятие. Ритм. Музыка. Речь.

Постановка целей и задач на курс. Требование к поведению во время занятий. Изучение основных направлений в теме.

 

2.

Движение и слово. Хореографическая гимнастика. Музыкально-ритмические игры.

Играем в темпе танца. Знакомство с основами постановки танца. Учим движение.

3.

Логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоить правильное певческое дыхание с использованием скороговорок.

 

4.

Формирование двигательной памяти. Движение и музыка. Я -хореограф.

Познакомить учащихся с основами постановки танца. Выявить главные цели и задачи при постановке танца. Попробовать себя в роли постановщика танца.

 

5.

Коммуникативные игры.

Я -режиссер.

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия со сверстниками. Сформировать коммуникативность ребенка в отношении к себе и окружающим по средствам актерского мастерства, в роли  режиссера.

 

6.

Танец. Художественное слово. Вокал.

Я -актер сцены.

Сочетание художественных образов средствами тематического планирования занятия. Воплощение самостоятельной деятельности как актер.

7.

Артикуляция. Музыка и танец.

Я - композитор.

Выработка полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов. Научить правильно, оценивать и подбирать музыкальный материал, жанры, стили. Использовать знания в сочинении музыкальной темы.

 

8.

Итоговый творческий показ (Мини-спектакль, танцевально-вокальная композиция)

Приглашение администрации школы, одноклассников на показ итогов курса «Музыкальная логоритмика»

 

Педагогические условия курса: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений, творческой работы. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к учащимся – это залог успешной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краткосрочного курса по выбору «Учимся проектировать. Моя спортивная инициатива» (для учащихся 7 – 8 классов)

Программа краткосрочного (16 часов) курса по выбору учащихся основной школы (7 – 8 классов) разработана  в рамках Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия №33» по реализации ФГОС, ...

Программа краткосрочного курса по выбору учащихся для 6/7 классов "Моделирование из воздушных шаров"

В программе "Моделирование из воздушных шаров" представлена пояснительная записка, учебно - тематический план курса, список литературы...

Программа краткосрочных курсов для учащихся 5-х классов МЫЛО СВОИМИ РУКАМИ

Занятия по данной программе ребятам очень нравятся. Этот курс пользуется популярностью в школе. Курс стал побудителем для выступлений на краеведческих чтениях – 2 участника-февраль 2014г. Курс предста...

Программа краткосрочных курсов для учащихся 5-х классов МЫЛО СВОИМИ РУКАМИ

Занятия по данной программе ребятам очень нравятся. Этот курс пользуется популярностью в школе. Курс стал побудителем для выступлений на краеведческих чтениях – 2 участника-февраль 2014г. Курс предста...

Программы краткосрочных курсов для 4-5 классов, 8-9 классов, разработаные в предметной области "Технология"

Программы КСК для 4-5 классов, 8-9 классов в условиях реализации ФГОС в начальной и основной школе. Данные программы содержит описание, план занятий, критерии оценивания. Программы апробирована и успе...

"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов

quot;Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов....

Программа краткосрочного курса Замечательная минералогия 5 класс

Программа данного курса направлена на развитие познавательных способностей ребенка к таким наукам, как география, геология, минералогия....