Рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Соколова Вера Ивановна

Данная программа по музыке составлена на основе примерной рабочей программы Г.П.Сергеевой и Е.Д.Крицкой. Структура программы  четко выдержана и содержит все ее основные разделы, в том числе  календарно-тематический план. Программа соответствует требованиям ФГОС.

    

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

            « Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено

методическим объединением

протокол № ____от   «___»_____2017 г.

Председатель МО

____________________/_______________/

        ФИО

Утверждаю

 Директор МАОУ «Школа № 45»

____________________/________________/

                                            ФИО

                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   ПО МУЗЫКЕ для 7 класса

                                                      на 2017-2018 учебный год

разработана на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений: музыка 5-            7 классы. Сергеева Г.П., Крицкая.Е.Д., М.» Просвещение», 2011

                                                                    Соколова В.И.,

                                                                                        учитель первой категории  

                                                    г. Нижний Новгород

                                                            2017 год

                                   Пояснительная записка

        Рабочая   программа по музыке для 7 класса разработана на основе следующих документов:                                                                                                                                                                 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; 2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;                                     3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.      При составлении программы учитывались возможности авторской программы «Музыка 5 - 7» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» М. Просвещение, 2011.                                                                                            Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.                                                                                                                                                    Задачи:                                                                                                                                                                                          - развитие музыкально-творческих способностей (слуха, певческого голоса, памяти, фантазии, образного и ассоциативного мышления);                                                                                                                                          - освоение знаний о музыке, ее  жанрах, стилях, формах, особенностях музыкального языка через изучение фольклора, классического наследия  отечественных и зарубежных композиторов;  о ее взаимосвязи с другими видами искусства;                                                                                                                               - развитие навыков самоконтроля в организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;                                                                                                                                                     - овладение практическими  умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании, пении, импровизации) в т. ч. с применением ИКТ; умением рассуждать о музыке с использованием сравнения, обобщения, аналогии;                                                                             - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке,  интереса и уважения к искусству   своего народа и других народов;                                                                                                                                                 -развитие музыкального вкуса, потребности к  общению с высокохудожественной музыкой,  к самообразованию, к слушательской и исполнительской культуре учащихся.

        Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы. 

     Описание места предмета в учебном плане

           Рабочая программа составлена  в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. На изучение  музыки отводится  35 часов (из расчета один час в неделю).  

            В 7 классе на уроках музыки сохраняется целевая направленность музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся. Основополагающими являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, его места  в жизни общества и человека; на творческое самораскрытие и самоопределение ребенка; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, на становление и социализацию личности ученика в современном мире, на патриотическое воспитание.
        Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.

          Уроки ориентированы прежде всего на деятельностное освоение искусства, в том числе  на использование ИКТ, что позволяет повысить мотивацию обучения. Особое внимание уделяется развитию  способности различать позитивные и негативные влияния поп-культуры, умению организовать свой досуг, что способствует воспитательному воздействию искусства. Продолжается работа учащихся над проектной исследовательской деятельностью.
Виды музыкальной деятельности направлены на полноценное общение школьников с музыкальными образцами в условиях распространения поп-культуры в СМИ и  включают :хоровое,  ансамблевое, сольное пение; пластические движения; импровизации; освоение элементов  музыкальной грамоты; размышления о музыке; самостоятельную  деятельность.                                  Приоритетным направлением содержания программы в 7 кл., как и в программе начальной школы,  остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, религиозная музыка,  современные музыкальные направления  формируют понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Курс предполагает специфику межпредметных связей ( взаимодействие музыки с ИЗО, литературой, МХК), которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений. Продолжается работа над исследовательской проектной деятельностью, которая развивает креативность, исследовательские умения, общение в коллективе.

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

         Виды контроля:  входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

         Виды организации учебной деятельности: исследовательский проект, викторина,

самостоятельная работа, творческая работа.

             Содержание учебной программы

       Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (18час.

Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая-судьба народная». «Родина моя! Русская земля».                                                                                                                                                                                                    Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.                                                                                                                                                                                                      В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. «Первая битва с половцами. Плач Ярославны.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.                                                                         В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

             Раскрываются следующие содержательные линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов. Обобщение материала  первой четверти.

Примерный перечень музыкального материала

Иван Сусанин. Опера М. Глинки

Князь Игорь. Опера А. Бородина

Порги и Бесс. Опера Д Гершвина

Ярославна. Балет Б. Тищенко

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.                                                                                                                                                             Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания  к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок-опера Э. -Л. Уэббера  «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.                                                                                   Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты=извечные маги…»

Раскрываются следующие содержательные линии:

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Кармен. Опера Ж.  Бизе

Кармен-сюита. Балет. Ж. Бизе-Р. Щедрин.

Всенощное бдение. С. Рахманинов

Иисус Христос-суперзвезда. Рок-опера Л. Уэббера

Кармен. Опера Ж.  Бизе

Кармен-сюита. Балет Ж. Бизе-Р. Щедрин

Гоголь-сюита. А. Шнитке

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 час.)

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке. Соната. Л. Бетховен. Соната №8. В.А. Моцарт. Соната №11. С. Прокофьев. Соната №2.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдна. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 (»Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз. Д. Гершвина.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Исследовательский проект.

Пусть музыка звучит!

Раскрываются следующие содержательные линии:  Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно – симфонический цикл. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция  как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные  интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.  

 Темы исследовательских проектов. Обобщение материала 3 и 4 четверти.

             Примерный перечень музыкального материала

Этюды Ф. Шопена

Этюды по каприсам Н. Паганини Ф. Листа

Чакона. И. С. Бах-Ф. Бузони

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке

Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена

Соната №2 С. Прокофьева

Соната №11 В.А. Моцарта

Симфония №103 Й. Гайдна

Симфония №40 В.А. Моцарта

Симфония №1 С. Прокофьева

Симфония №5 Л. Бетховена

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

Симфония №5 П. И. Чайковского

Симфония №1 В. Калинникова

Симфония №7 Д. Шостаковича

Празднества К. Дебюсси

Рапсодия в стиле  блюз Д. Гершвина

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета                  

Предметные результаты:

-расширение музыкального и общего культурного кругозора, знаний о музыке, воспитание художественного вкуса;

- развитие общих музыкальных способностей (памяти, слуха, образного мышления);  

-сформированность мотивационной направленности на музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, музицирование);

-овладение основами музыкальной грамотности, специальной терминологией, ключевыми понятиями музыкального искусства;

-приобретение устойчивых навыков  самостоятельной учебно-музыкальной деятельности, включая ИКТ.                                                                                                                                                                                                                  

Личностные результаты:

-стремление к самообразованию на основе мотивации к обучению;

-развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке;

-уважительное отношение к иному мнению, другой культуре;

-участие в общественной жизни школы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбирать пути их решения;                

-умение анализировать собственную учебную деятельность, используя самоконтроль;

Познавательные УУД 

-развитие умений определять понятия, обобщать, размышлять, делать выводы;

-умение применять и преобразовывать знаки и схемы  для решения учебных задач;

Коммуникативные УУД

 -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-формирование  компетентности в области использования ИКТ;

                                      Планируемые  результаты  обучения

  

Ученик научится:

 -определять особенности музыкальной драматургии  в сценической  музыке и в разных циклических формах;

-наблюдать за развитием музыки и анализировать  ее в процессе слушания;

- запоминать и узнавать музыкальные темы;

-понимать специальные термины и применять их в ответах;

- выразительно исполнять в хоровом пении разучиваемые произведения и их фрагменты;

- определять музыкальную форму и особенности стиля  того или иного композитора;

-находить связи музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, театром.

Ученик получит возможность научиться:

- участвовать в создании коллективных исследовательских проектов;

-самостоятельно планировать свою учебную деятельность;

-находить затруднения в решении учебных задач и формулировать их;

- соотносить свое мнение с мнением окружающих при решении учебных задач;

-находить нужную информацию из разных источников, в том числе используя ИКТ;

-развивать эстетическое отношение  к миру, а также критическое восприятие музыкальной    информации.

                        Календарно-тематический план

                                             

П./

П.

                           Названия  тем разделов

Кол-во                                     ча-сов

Пример-        ные               сроки

Примеча-ния

1     

Классика и современность.

    1

2

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»

    1

3

Опера «Иван Сусанин».  Родина моя! Русская земля

    1

4

Опера «Князь Игорь»

    1

5

Опера «Князь Игорь». Портрет половцев. Плач Ярославны

    1

6

Балет «Ярославна»

    1

7

Героическая тема в русской музыке

    1

8

Опера «Порги и Бесс».  Обобщение тем.

    1

9

Опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

    1

10

Опера «Кармен»

    1

11

Балет «Кармен-сюита»

    1

12

Сюжеты и образы духовной музыки

    1

13

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»

    1

14

Музыка к драматическому спектаклю

    1

15

Музыкальная драматургия. Духовная музыка. Обобщение.

    1

16

Светская музыка

    1

17

Камерная инструментальная музыка

    1

18

Циклические формы инструментальной музыки

    1

19

Соната. Соната № 8 Л. Бетховена

    1

20

Соната №2 С. Прокофьева

    1

21

Соната  №11 В.А. Моцарта

    1

22

Симфоническая музыка. Симфония  №40 В.А. Моцарта

    1

23

Симфония №1 С. Прокофьева

    1

24

Симфония №5 Л. Бетховена

    1

25

Симфония №8 Ф. Шуберта

    1

26

Симфония №1 В. Калинникова, №7 Д. Шостаковича

    1

27

Симфония №5 П. Чайковского

    1

28

Симфоническая  картина

    1

29

Инструментальный концерт

    1

30

Рапсодия в стиле блюз

    1

31

Музыка народов мира

    1

32-35

Пусть музыка звучит. Обобщение тем.

    3

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.10г.)

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
  • Методическое пособие для учителя  «Уроки музыки  7 класс», М., Просвещение, 2012г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  7 класс», М., Просвещение, 2010г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
  • Учебник «Музыка. 7класс», М., Просвещение, 2012г

             Печатные пособия

Дидактический раздаточный материал

Портреты композиторов

             Цифровые образовательные ресурсы

 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)                                                                                                                                       2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И. Герцена.

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

5.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

             Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, караоке, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...