Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Соколова Вера Ивановна

Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализуется в классах с углубленным изучением предмета "Музыка". Данная программа имеет четко выдержанную структуру и содержит все основные разделы. Программа по сольфеджио соответствует требованием ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solf.7.docx32.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

            « Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Рассмотрено

методическим объединением

протокол № ____от«___»_______2017 г.

Председатель МО

____________________/_______________/

        ФИО

Утверждаю

 Директор МАОУ «Школа № 45»

____________________/________________/

                                            ФИО

                                      Рабочая программа  по сольфеджио                                                                                                                                               

для классов с углублённым изучением предмета «Музыка», 7кл.

                                                  на 2017-2018 уч. год                                                                                                          

      (разработана на основе программы по сольфеджио для классов с углубленным изучением предмета «Музыка», 5-9 кл., авт. сост. Соколова В.И.,                                                     Экспертное заключение № 34, НИРО, 2016г.)

                                                                                                        Соколова В.И.,

                                                 учитель  первой категории

                                                        г. Нижний Новгород

2017

                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая  любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка. Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и  способствующего раскрытию личности. Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический  колледж. Программа по сольфеджио  ориентирована на дальнейшее углубление и систематизацию полученных ранее знаний по основным содержательным линиям: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, анализ на слух, написание музыкального диктанта, воспитание творческих навыков.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Сольфеджио» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. На изучение курса отводится 35 час. в год  при нагрузке 1 час в неделю. Занятия проводятся по группам.

Цель: развитие музыкальных способностей обучающихся средствами сольфеджио и дальнейшее изучение основ элементарной теории музыки;

Задачи:

углублять и развивать владение теоретическими навыками о языке музыки  и применение их на практике;

развивать творческие способности с помощью сочинения мелодий, используя игровые технологии;

углублять осознанное  восприятие услышанного, используя анализ, сравнение,  обобщение;

углублять гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование  мелодий, гамм, интервалов, аккордов, подбор на слух.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета                  Личностные результаты :

развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических  и творческих заданий;

развитие навыков сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач;

Метапредметные результаты:        

-   развитие   умения самостоятельной адекватной самооценки своих музыкальных возможностей  в заданиях творческого характера;

развитие владений логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при определении лада, метроритма, динамики, звучания интервалов и т.д.

углубление навыка преобразовывать  знаки и символы  для решения учебных задач при определении языка музыки;

  Предметные  результаты:

-развитие теоретических знаний, нотной грамоты и навыков  их применения при выполнении практических заданий.

-углубление навыков по развитию музыкального  слуха, памяти,  музыкальной грамотности через точное сольфеджирование, пение аккордов, их обращений и разрешений;                                                                                                                                                            - приобретение навыков самостоятельной  музыкально-учебной деятельности: подбор  на слух мелодии, аккомпанемента,  импровизация;

                                                             Содержание курса

Вокально-интонационные навыки

Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов;

Пение трезвучий главных ступеней с обращениями, Д7 в основном виде с разрешением в пройденных тональностях;

Пение вводных септаккордов (малых и уменьшенных) на VII ступени. Ранее пройденных интервалов в тональности и от звука; ув. 4 на IV и ум. 5 на VII с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;

Пение группы интервалов одноголосно и двухголосно; диатонических секвенций; аккордовых цепочек.                                                                                                                        Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

-мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с отклонением в тональность доминанты и параллельную тональность, выученными на слух; с листа мелодий с движением по звукам трезвучий главных ступеней с обращениями доминантового септаккорда; транспонирование выученных мелодий.

 Развитие чувства метроритма

-   ритмические упражнения с использованием пройденных размеров:  2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

               -  укрепление техники дирижирования.

        - двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально
(двумя руками).

        - написание ритмических диктантов.

        - сольмизация выученных и незнакомых примеров.

        - работа над дирижерским жестом в размере  6/8.

Анализ на слух

-жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность);                                -лада, размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов;

- главных трезвучий и их обращений, доминантового септаккорда; тритонов; интервалов в ладу и взятых изолированно; последовательностей из аккордов;                Музыкальный диктант

Различные формы устных диктантов: проговорить ритмослогами или прохлопать заданный ритмический рисунок, выделить сильную долю для определения количества тактов, размера. Запись мелодий по памяти.

             Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные
            мелодические обороты.

Ритмические группы: в размерах 2\4, 4\4, 3\4,3\8

 Развитие творческих навыков

                Сочинение:

- мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;

- мелодий с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов: четвертная с точкой, восьмая;  восьмая, две шестнадцатых;

                Запись сочиненных мелодий.  Подбор аккомпанемента из предложенных трезвучий в пройденных тональностях.

                                     Тематический план теоретического курса                                                                

№ п.п

Тема уро-ка, тип

Кол-во часов

Содержание темы, термины,

понятия

Планируемые результаты

Виды де-ятельности

Предметные

Метапредметные и

личностные

1-2

Доминан-товый септак-корд. Обра-щения. Разреше-ние

Открытие новых знаний

2час

Углубление зна-ний об аккордах;  правила постро-ения доминанто-вого септаккор-да в мажорном и минорном ладу; составляющие интервалы, сту-пени; правила разрешения; по- строение обра-щений основно-го вида; запись условных обоз-начений; выра-ботка навыков точного интони-рования и слухо-вой памяти.

               

Познакомятся: с по-нятиями: доминанто-вый септаккорд, раз-решение,основной вид, обращение; с ус-тойчивыми ступеня-ми лада; с записями  условных                           обозначений  Научатся: строить доминантовый септ-аккорд, его обраще-ния, разрешение; правильно обозна-чать на письме; сольфеджировать точно интонировать.

 

П.: выделять и форму-лировать познаватель-ную цель; понимать, что изучает сольфед-жио.                            Р.: выполнять задания в соответствии с по-ставленной целью, от-вечать на  вопросы, ориентироваться в за-писях на доске и в тетради.                                   К.: планировать учеб-ное сотрудничество с учителем, выражать свои мысли четко и полно.                                       Л.: проявлять интерес к предмету.

Слушание музыкально-го материа-ла, актуализа-ция  знаний, письменное выполнение заданий, хоровое сольфед-жирование.

3

Доминанто-вый септак-корд с обра щениями в тональнос-тях до двух знаков                 Усвоение новых знаний и решение учебных задач

1час.

 Расширение знаний о доми-нантовом септ-аккорде. Состав-ляющие интер-валы.Построе-ние доминанто-вого септаккор- да в мажоре и миноре. Тона-льности с 1-2 ключевыми зна-ками, их ступе-ни. Правила построения обращений Д7,  их  разрешений. Выработка навыков   точного интонирования и слуховой памяти.

                       

Познакомятся: с ма-жорными и минор-ными тональностями с двумя ключевыми знаками; с главными ступенями лада; с правилами построе-ния доминантового септаккорда, его об-ращений; с особен-ностями разрешения; с их названиями и обозначениями. Научатся: строить доминантовый септ-аккорд, делать его обращения и разре-шения в мажорном и минорном ладу с двумя ключевыми знаками; правильно называть его и обо-значать  на письме; сольфеджировать и точно интонировать.

 

П.: выбирать средства       музыкальной деятель-ности и способы ее осуществления в жиз-ненных ситуациях.                  Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.                             К.: слушать других, определять способы взаимодействия.                       Л.: проявлять личнос-тное отношение при сольфеджировании гамм,  ступеней, интервалов, аккордов.

Письмен-ное выполнение заданий, слушание музыкально-го материала, слуховой анализ, актуализа-ция полученных ранее знаний; хоровое сольфед-жирование

4-5

Доминанто-вый септак-корд в то-нальностях с тремя-че-тырьмя зна-ками

       Решение учебных задач

2 час.

Расширение зна-ний о доминан-товом септакко-рде. Мажорные и минорные то-нальности с 3-4 ключевыми зна-ками, устойчи-вые и неустой-чивые  ступени. Построение Д7, обращений Д7, их разрешений. Выработка навыков точного интонирования и слуховой памяти.

                         

Познакомятся: с то-нальностями с тремя-четырьмя  ключевы-ми знаками; с поня-тиями квинтсекстак-корд, терцквартак-корд, секундаккорд, построением, обра-щениями, разрешением.                                     Научатся: письмен-            но строить Д7 с об-ращениями и разре-шением в мажорных и минорных тональ-ностях с тремя-четы-рьмя ключевыми  знаками, сольфед-жировать, точно ин-тонировать; владеть музыкальными терминами.

П.: ставить и форму-лировать проблемы, анализировать приемы развития музыки, фор-му, характер мелодии.         Р.: составлять план и последовательность действий.                                К.: обращаться за по-мощью к учителю, фо-рмулировать затруднения.                           Л.: высказывать свое суждение о прослуша-нном отрывке.

Владение терминами; определение характерных признаков на основе анализа учебного материала; фиксирова-ние  с помощью нотной записи; актуализа-ция полученных ранее знаний.                      

                       

6

Контроль знаний

Контроль-ный

1час

Проверка уровня усвоения теоре-тического мате-риала  и практи-ческих навыков по теме «Доми-нантовый септ-аккорд». Самостоятель-ное выполнение заданий.

Научатся: самостоятельно письменно строить Д7 с разрешением и обращениями в пройденных то-нальностях; чисто сольфеджировать.

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                   Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                                  К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме.             Л.: анализировать свое состояние.

Восприятие и анализ музыкаль-ного мате-риала, акту-ализация получен-ных ранее знаний; самостоя-тельное письменное выполнение  заданий.

7

Буквенное обозначе-ние тональ-ностей

Открытие новых знаний

1 час.

Виды тонально-стей: мажорные и минорные, ди-езные и бемоль-ные.  Особенно-сти их буквенно-го обозначения,  освоение прави-льной записи обозначений.

                                 

Познакомятся: с по-            нятием «буквенное обозначение тональ-ностей»; с особенно-стями записи.           Научатся: правиль-но записывать усло-вные обозначения тональностей; сольфеджировать и точно интонировать.

П.: ставить и форму-лировать проблемы; знать музыкальные термины, сопостав-лять виды минора.                  Р.: выполнять учебные действия.                                К.: ставить вопросы, сотрудничать с учите-лем.

Л.: проявлять интерес к разным видам музы-кально-практической деятельности.

Слушание объяснений учителя, восприятие и анализ му-зыкального материала, хоровое сольфеджи-рование, пи-сьменное выполнение учебных заданий.

8

Квинтовый круг тона-льностей

Открытие новых знаний

1час

Углубление зна-ний о системе ключевых зна-ков. Диезы и бе-моли, их функ-ции. Понятие то-нальности. По-строение кварто-вого и квинтово-го круга тональ-ностей и прави-льной последо-вательности ключевых зна-ков; нотная за-пись и слуховой анализ.

                   

Понакомятся с понятиями: квар-товый и  квинтовый круг тональностей; диезные и бемольные тональности.       Научатся: пра-вильно строить квартовый и кви-нтовый круг то-нальностей; про-слеживать порядок расположения ключевых знаков; записывать названия тональностей.

 

П.: использовать общие приемы решения задач.                    Р.: учиться планировать свою деятельность; выполнять действия в устной и письменной форме.                                  К.: адекватно оценивать свое поведение; учитывать мнение одноклассников.                  Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности.

Слушание объяснений учителя, восприятие и анализ музыкально-го материала; письменное выполнение  учебных заданий, хоровое сольфед-жирование.

9-10

Тональ-ность си бемоль    мажор. По-строение,  интервалы, трезвучия

Постано-вка и ре-шение уче-бных задач

2час.

Углубление зна-ний о мажорных тональностях. Мажорные тона-льности с пятью  ключевыми зна-ками.  Построе-ние  гаммы си бемоль мажор; определение  ступеней; пост-роение интерва-лов,трезвучий, их обращений и разрешений; фо-рмирование  на-выков точного интонирования и слуховой памяти

Познакомятся: с мажорными то-нальностями с двумя ключевыми знаками; с построением гаммы си бемоль мажор,  интервалов, трезву-чий с обращениями. Научатся: пись-менно строить гамму си бемоль мажор; определять ступени; строить интервалы, трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух.

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                         Р.: использовать речь для регуляции своего действия.                             К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения.                               Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей.

Восприятие и анализ музыкаль-ного материала; актуалаза-ция полученных ранее знаний; письменноевыполнение  учебных заданий, хоровое сольфед-жирование.

11-12

Тональ-ность соль  минор

 Постано-вка и решение учебных задач

2час.

Углубление зна-ний о минорных тональностях. Понятие о пара-ллельных тона-льностях. Виды минорного лада, их особенности. Построение гам-мы соль минор трех видов; оп-ределение ступе-ней; построение интервалов, тре-звучий, их обра-щений и разре-шений. Выра-ботка навыков точного интони-рования, слухо- вой памяти.

                                       

Познакомятся: с понятиями  па-раллельные тона-льности, натура-ьный, гармониче-ский и мелодиче-ский минор; с по-строением видов гаммы соль минор, в ней интервалов, трезвучий с обращениями.   Научатся: строить гамму соль минор; определять ее ступени; строить интервалы и трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух.

                           

П.: ориентироваться в общих способах реше-ния учебных задач.                 Р.: использовать речь для регуляции своего действия.                           К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения.                                          Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей.

Восприятие и слуховой анализ му-зыкального материала; актуализа-ция получе-нных ранее знаний; письменное выполнение  учебных заданий, хоровое сольфед-жирование.

13

Диктант. Анализ ди-ктанта

Урок коррекции знаний

1час

Проверка уровня усвоения теоре-тического материала. Выработка практических навыков слуховой памяти.

Научатся: самостоятельно определять музыкальный размер, слышать сильные доли, запоминать мелодию, правильно записывать ее.

 

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                   Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                             К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме.                  Л.: анализировать свое состояние.

Восприятие и анализ му-зыкального диктанта; актуализа-ция получе-нных ранее знаний; са-мостоятель-ное письме-нное выпол-нение  нот-ной записи.

14

Контроль знаний  

Контроль-ный

1час

Закрепление теоретических знаний и практических навыков чистого интонирования и слухового анализа интервалов,  Д7, его обращений и разрешений в пройденных тональностях.

Научатся: самостоятельно строить изученные тональности, интервалы, доминантовый септаккорд с обращением и разрешением.

 

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                   Р.: формулировать и удерживать учебную задачу.                                      К.: сотрудничать с учителем и однокласс-никами.                                  Л.: проявлять интерес к  видам муз.-практи-ческой деятельности.

Слушание музыкаль-ных приме-ров, само-стоятельный интонацион-но-слуховой  анализ и определение характерных признаков; выполнение письменных заданий.

15-16

Гармониче-ский мажор

Открытие новых          знаний    

 2час

Расширение зна-ний о мажорном ладе. Отличие гармонического мажора от нату-рального. Пост-роение.Ступени,  интервалы, тре-звучия. Вырабо-тка и закрепле-ние навыков чи-стого интониро-вания, слуховой памяти.

Познакомятся: с разновидностью мажорного лада; с особенностями построения и звучания.                          Научатся: строить гармонический мажор; соль-феджировать и определять на слух; сопоставлять  с натуральным мажором.

П.: использовать общие приемы решения задач.                         Р.: выполнять учебные действия.                               К.: адекватно оценивать свое поведение                               Л.: проявлять интерес к разным видам музыкально-практической деятельности.

Слушание музыкаль-ных приме-ров; выпол-нение  инто-национно-слухового  анализа, хо-ровое и ин-дивидуаль-ное сольфе-джирование; выполнение нотной записи.

17-18

Тритоны и характер-ные интер-валы на ступенях      натураль-ного и гар-моническо-го мажора и минора

Открытие новых знаний

2час.

Расширение зна-ний об интерва-лах.  Особеннос-теи построения тритонов и хара-ктерных интер-валов, их разре-шений и обра-щений в мажоре и в миноре. Обо-значение, звуча-ние.  Выработка навыков точного интонирования.                      

Познакомятся: с по-нятиями: тритоны и характерные интер-валы; с построением, звучанием, письмен-ным обозначением, обращением и разрешением. Научатся: письмен-но строить интерва-лы, делать разреше-ние и обращение, правильно называть и обозначать; точно интонировать.

П.: перерабатывать информацию для получения необходимого результата.                             Р.: контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности.                         К.: отвечать на вопро-сы, делать выводы.               Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности.

Письмен-ное выполнение заданий, слушание музыки, интонацио-нно-слуховой анализ, хоровое сольфеджи-рование.

19

Закрепле-ние темы «Тритоны и характер-ные интер-валы в на- туральном и гармони-ческом мажоре и миноре».

  Урок коррекции знаний

1час

Закрепление теоретических знаний и прак-тических навы-ков о тритонах и характерных интервалах; об их обращениях и разрешениях в разных тональностях , закрепление навыков точного интонирования и слуховой памяти.

                         

Закрепят знакомст-во: с понятиями тритоны и характер-ные интервалы; с их построением, звуча-нием, письменным обозначением, обра-щением и разреше-нием.                    Научатся: строить интервалы в мажор-ном  и минорном ла-ду; делать разреше-ние, правильно обо-значать; чисто соль-феджировать, определять на слух.

П.: самостоятельно выделять и формули-ровать познаватель-ную цель.                              Р.: ориентироваться в записях в тетради и на доске.                                   К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.     Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности.

Слушание музыки; интонацион-но-слухо-вой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное сольфеджи-рование.

20

Сольфеджирование примеров с тритонами и характер-ными инте-рвалами.

 Решение учебных задач

1час

Сольфеджирова-ние музыкаль-ных примеров. Анализ текста, нахождение в тексте тритонов и характерных интервалов.

Познакомятся: с новыми нотными примерами; с особенностью звучания в них интервалов.         Научатся: находить в тексте нужные интервалы, определять их на слух, точно интонировать.

П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимого результата.                           Р.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельно-сти.                                        К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.    Л.: развивать музыка-льно-эстетические чувства.

Слушание  музыкаль-ных примеров, интонацио-нно-слухо-вой анализ, хоровое  и индивиду-альное сольфеджи-рование.

21

Контроль знаний

Контроль-ный

1час

Проверка уровня усвоения теоре-тического материала  и практических навыков.    Самостоятель-ное выполнение заданий по про-йденным темам

Научатся: самосто-ятельно письменно строить пройденные гаммы, интервалы, трезвучия с обраще-ниями и разреше-нием; правильно обо-значать их; определять на слух.

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                    Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                         К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме.       Л.: анализировать свое состояние.

Восприятие музыкаль-ных приме-ров, самос-тоятельный анализ, ак-туализация полученных ранее знаний, письменное выполнение  заданий.

22-23

Тональ-ность ре бемоль мажор

Открытие новых           знаний

2час

Расширение знаний о бемольных тональностях. Построение  гаммы ре бемоль мажор; определение ее ступеней; построение интервалов, трезвучий, доминантового септаккорда с обращениями и разрешениями; формирование практических навыков точного ин-тонирования и слуховой памяти.

Познакомятся: с мажорными тональностями с пятью ключевыми знаками; с особенностью нотной записи гаммы ре бемоль мажор.   Научатся: письменно строить гамму ре бемоль мажор; определять ее ступени; строить интервалы и трезву-чия с обращениями; различать их по звучанию.

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                             Р.: использовать речь для регуляции своего действия.                              К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения.                              Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей.

Слушание музыкально-го материа-ла; актуали-зация полу-ченных ра-нее знаний; интонацион-но-слуховой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное сольфеджи-рование.

24-25

Тональ-ность си бемоль минор

Постано-вка и решение учебных задач

2час.

Углубление зна-ний о минорных тональностях. Построение ви-дов гаммы си бе-моль минор, вы-   яление ступе-ней; построение интервалов, тре-звучий, их обра-щений и разре-шений. Понятие о параллельных  тональностях. Практические навыки точного интонирования и слуховой памяти.

                         

Познакомятся: с по-нятиями  параллель-ные тональности, на-туральный, гармони-ческий и мелодичес-кий минор; с постро-ением видов гаммы си бемоль минор, в ней интервалов, трез-вучий с обращения-ми.                            Научатся:  строить гамму си бемоль ми-нор; определять ее ступени; строить ин-тервалы и трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух.

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                         Р.: использовать речь для регуляции своего действия.                                 К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения.                              Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности.

Слушание музыкального материа-ла; актуализа-ция знаний; интонацион-но-слухо-вой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное соль-феджирова-ние.

26-28

Построениеаккордовых цепочек в пройден-ных тональнос-тях  

                      Открытие новых знаний

3час

Углубление зна-ний об аккордо-вых последова-тельностях; пра-вила построения в мажорном и минорном ладу. Закрепление те-оретических зна-ний на приме-рах; особеннос-ти звучания на основе слухово-го анализа.

               

Познакомятся: с понятием «аккордовые цепочки»; с пра-вилами их построе-ния, особенностями звучания.                  Научатся: правильно строить аккордо-вые цепочки в мажоре и в миноре; выполнять слуховой анализ; сольфеджировать и точно интонировать.      

П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимого результата.                           Р.: принимать информацию и следовать инструкциям учителя.              К.: адекватно оцени-вать свои действия. Л.: развивать музыка-льно-эстетическое чувство.

Слуховой анализ му-зыкальных примеров; актуализа-ция знаний; выполнение письменных заданий; хоровое и индивиду-альное сольфеджи-рование.

29-30

Подбор мелодий и аккомпане-мента

Открытие новых   знаний

2час

Закрепление теоретических знаний; подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним; освоение нотной записи.

Познакомятся: с правилами подбора мелодии и аккомпанемента к ним; с осо-бенностями нотной записи.       Научатся: подбирать знакомые мелодии; выявлять особеннос-ти построения мело-дии, ритма; опреде-лять тональность; на-ходить главные сту-пени лада; сольфед-жировать;подбирать бас; выполнять пра-вильную нотную запись 

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                           Р.: формулировать и удерживать учебную задачу.                                К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения.                                Л.: иметь мотивацию к учебной деятельно-сти.

Выполнение анализа музыкально-го материа-ла; опреде-ление его особенно-тей; выпол-нение пись-менных заданий; слуховой анализ; хоровое и индивиду-альное сольфед-жирование.

31

Контроль знаний

Контроль-ный

1час

Проверка уровня усвоения теоре-тического материала  и практических навыков.      Самостоятель-ное выполнение заданий по про-йденным темам

Научатся: самостоя-тельно письменно строить пройденные гаммы, определять в них ступени, интер-валы, трезвучия, аккорды  с обраще-ниями и разреше-нием; правильно обо-значать их; определять на слух.

   

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                         Р.: следовать инструк-циям учителя, работая по составленному плану.                                К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения.                      Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей.

Письменное выполнение заданий, оп-ределение на слух, ин-тонацион-ный анализ, хоровое и индивидуа-льное соль-феджирова-ние

32-33

Синкопа

Открытие новых знаний

2час

Углубление зна-ний об особен-ностях музыка-льного ритма. Виды. Понятие-синкопа. Доли такта: сильная и слабая. Способы записи в тексте. Нахождение си-нкопы в  музы-кальном тексте; выстукивание ритма, опреде-ление особенно-стей нотной за-писи; сольфед-жирование.

                               

Познакомятся: с по-нятиями ритм, силь-ная и слабая доля, ак-цент; со способами записи синкопы в му-зыкальном тексте: с ритмическими диктантами.   Научатся: находить в тексте и слышать сильную долю; опре-делять синкопы; по-нимать их как выра-зительное средство музыки; сольфеджи-ровать; выполнять ритмические диктанты.

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния ритма в окружающей жизни.          Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                             К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме.      Л.: анализировать свое состояние.

Слушание музыкаль-ных примеров; ритмичес-кий анализ музыки, сольфеджи-рование; выполнение ритмичес-ких диктантов.

34-35

Итоговое  занятие

Рефлексия  знаний

2час

Обобщение и повторение зна-ний о четырех пройденных то-нальностях :си бемоль мажор, соль минор, ре бемоль мажор, си бемоль ми-нор; интервалах, трезвучиях, до-минантовом сеп-таккорде, обра-щениях и разрешениях.

Научатся: строить, сольфеджировать  пройденные можорные и минорные тональности; правильно определять в них ступени, интервалы, трезвучия, аккорды с обращениями и разрешением.

П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач.                            Р.: формулировать и удерживать учебную задачу.                                      К.: аргументировать свою позицию, учиты-вать иное мнение.                  Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности

Актуализа-ция получе-нных ранее знаний; письменное выполнение заданий, интонацион-но-слуховой анализ, хо-ровое и ин-дивидуаль-ное сольфе-джирование

Примерные задания для контрольного урока седьмого класса:

1.Определение на слух: звукорядов мажорных  и минорных гамм 3-х видов си бемоль мажор, соль минор, ре бемоль мажор, си бемоль минор, интервалов: ч.1,б.2,м.2, ч.5,ч.8, м.3, б.3.б.7, м.7,б.6, м.6, Д7, размеров 2/4, ¾, 4/4, 6/8, главных трезвучий с обращениями.

2.Сольфеджирование выученных  мелодий в тональности  си бемоль мажор, ре бемоль мажор, соль  минор, си бемоль  минор с дирижерским жестом.

3.Построение письменно: гамм си бемоль мажор, ре бемоль  мажор,  соль минор, си бемоль минор 3-х видов, в них разрешений Д7, главных  трезвучий с обращениями, интервалов с обращением в пройденных тональностях.

Ученик научится:

- определять на слух мажорный и минорный лад, интервалы (все) и аккорды в нем;

- строить письменно пройденные гаммы, аккорды и интервалы с обращением и разрешением  в них и от звука в пределах программы;

- интонационно чисто петь музыкальные примеры;

- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту;

Ученик  получит возможность научиться:

- сольфеджировать незнакомые мелодии из учебника «Сольфеджио»;

-  сочинять фрагменты мелодии (окончания или пропущенные такты), а также

  мелодии на данный ритмический рисунок, в т.ч. с ритмической группой – восьмая, две шестнадцатых или на стихотворный текст;

-владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при нахождении к заданной  мажорной тональности параллельного минора, метроритма, динамики, при построении аккордовых цепочек в мажорных и минорных тональностях с четырьмя знаками, диезами и бемолями.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса                                                         Книгопечатная продукция                                                                                                                        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования                  ( приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.10г.)                                                                                    Сольфеджио. Часть 1, одноголосие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин, Москва, «Музыка».2009                                                                                                                              Сольфеджио, двухголосие. Б.Калмыков, Г. Фридкин, ТОО «Кифара», 1995                                        Сольфеджио, рабочая тетрадь, 6 класс, Г.Ф. Калинина, М., 2012                                              Дидактический раздаточный материал                                                                                                 Портреты композиторов                                                                                                                                Нотные тетради                                                                                                                                          Материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                 DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...