Рвзвитие музыкально-творческих способностей на уроках музыкальной литературы
опыты и эксперименты по музыке (8 класс) на тему

Соколова Вера Ивановна

Данная работа представляет собой описание опыта работы на уроках музыкальной литературы для классов с углубленным изучением предмета "Музыка" в общеобразовательной школе. В рамках требования ФГОС  автор выделяет главные направления в своей педагогической деятельности, формы работы, которые являются наиболее эффективными в развитии музыкально-творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._sposob._niro2016.docx33.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          РАЗВИТИЕ  МУЗЫКАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ

    СПОСОБНОСТЕЙ  ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ

                    МУЗЫКАЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

                               (из опыта работы)

                                                                            Выполнила  Соколова В.И.,

                                                                             учитель музыки МАОУ «Школа

                                                                             №45 с углубленным изучением

                                                                             отдельных предметов»

                                                                               

                                          Нижний Новгород

                                                      2017

       «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также неисчерпаемы ее возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы». Д.Д. Шостакович. Рассматривая это высказывание в русле темы данной работы, можно сделать вывод о том, что музыка как вид искусства содержит в себе богатые возможности и перспективы  развития как отдельно взятой личности, так и художественного образования  в целом.  

         В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Основными целевыми установками и задачами образовательной области «Музыка», ведущими к реализации общих воспитательно – образовательных целей, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы, являются:  «Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение  к музыкальному искусству».  Школьное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.                                                                                                                                     В связи с этим комплексный подход к воспитанию и развитию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания.

                                                                                                                                                                         Тему «Развитие музыкально-творческих способностей личности средствами музыки» я попытаюсь  раскрыть, опираясь на свой опыт преподавания предмета музыкальная литература в музыкальных классах общеобразовательной школы. Здесь учащиеся имеют возможность  изучать музыкальное искусство не только  на уроках музыки, но и на учебных занятиях по сольфеджио, по музыкальной литературе, обучаться игре на инструменте, а также и в ансамбле, учиться  академическому хоровому пению или эстрадному вокалу. Формирование в музыкальные классы происходит не на основе конкурса, учитывается  лишь  желание самого ученика, так что одним из главных условий получения музыкального образования является принцип его общедоступности и гуманизации.                                                                                                                                                                                  В системе образования с углубленным изучением предметов музыкального цикла большая роль принадлежит теоретическим дисциплинам, в частности, музыкальной литературе.            Современная практика пассивного восприятия музыки не способствуют развитию музыкальных способностей: музыкального вкуса, памяти, музыкального слуха, образного мышления, музыкальной грамотности. В то время как на уроках музыкальной литературы  учитель активизирует и развивает потенциальные возможности ребенка, музыкальные и творческие способности, знакомит с  событиями музыкальной жизни, музыкальными направлениями, жанрами и формами, с биографиями крупнейших зарубежных и отечественных композиторов-классиков и наших современников, приобщая таким образом к сокровищам мирового искусства. Также помогает учащимся понять связь музыки с явлениями общественной жизни, эмоционально и эстетически насыщает процесс музыкального воспитания и обучения теоретическими основами музыкального искусства, воспитывает у детей любовь к музыке. Развитие музыкально-слуховых способностей и представлений обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти рассматривается как основа для практических навыков и умений использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.

              Программа направлена на расширение общего и музыкального кругозора, на воспитание способности самостоятельно разбираться в многообразии музыки, в конечном итоге - на развитие гармоничной личности.                                                                                     Количество часов, отведенных на изучение предмета,  отличается от сетки часов в ДШИ, где курс музыкальной литературы рассчитан на четыре года, тогда как в нашей школе он длится три года. Это  привело к необходимости корректировки тематического планирования, которая , наряду с изучением зарубежной классики, в большей мере ориентирована на  изучение истории развития русской музыки.

Курс предполагает изучение музыки с XVIII по XX век включительно. Одна из главнейших задач предмета-подготовка любителей классической музыки, умеющих грамотно преподнести информацию о ней, активных, понимающих слушателей, а значит, воспитание той культурной публики, которая способна оценить творчество талантливых и гениальных мастеров.   Другой задачей является формирование основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка.

                Один из основных видов деятельности на уроках музыкальной литературы - это слушание музыки, что приводит к развитию слуховых навыков, лежащих в основе других видов музыкальной деятельности. Оно способствует единству художественного и технического развития юных музыкантов. Музыка - искусство слухо-моторных впечатлений.  Значит, наблюдение за ней ведет к обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух. Развитию слуховых навыков  способствуют и такие задания, как  пение и сольфеджирование главных тем изучаемых произведений, подбор на слух. Большое значение имеет наблюдение за изменениями, происходящими в музыке в процессе ее звучания. Под руководством учителя учащиеся отмечают, как развивается мелодия, какие инструменты звучат, что происходит с интонацией. Наблюдение за музыкой  развивает способность осознанного ее восприятия, что особенно важно для  ее понимания, запоминания. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим.

             Слушание музыки в музыкальных классах имеет межпредметный характер, т.к. присутствует и обогащается на других уроках: музыка, сольфеджио, игра на музыкальном инструменте, хоровое пение.  Наблюдение тесно связано с анализом произведений,           который объединяет в себе музыку и знания о ней. Умение анализировать построение и форму  развивается именно на уроках музыкальной литературы. В учебнике М. Шорниковой содержатся многочисленные нотные отрывки изучаемых произведений, поэтому каждый ученик имеет возможность выполнить  музыкальный анализ:  проследить за характером изложения мелодии, за ее строением. Музыкальный анализ формирует способность понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, а также умение  ориентирования в нотном тексте и развивает критическое мышление. Оно помогает  человеку соотносить  внешнюю информацию  с уже накопленными знаниями, выработать решения  о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что-отвергнуть.  В результате развивается и направленное мышление, оно  отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

                                                                                                                                                                                                                   Музыкальные способности-понятие достаточно широкое. Перечень всех его составляющих  будет далеко не полным, если не учесть музыкальную память. Она тесно связана с развитием как слуховых навыков, так и умением анализировать музыку. Такие виды заданий, как  наблюдение за музыкой, подбор на слух, музыкальные викторины, в которых школьники  определяют запомнившиеся фрагменты, способствуют развитию музыкальной памяти.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Одна из главных задач, стоящих перед учителем  музыкальной литературы заключается в том, чтобы научить школьников  умению рассказывать о композиторе, о содержании пройденного музыкального произведения, об особенностях музыкального языка. Рассказать о музыке-значит осмыслить и понять ее, используя сравнение, аналогию, обобщение.  Умение рассказывать учит школьников применять знания, связанные со слуховыми впечатлениями. Использование словесной формы способствует их закреплению, развивает умение вести беседу, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. Словесную форму развивают задания, ориентированные  на применение  школьниками устных ответов: выражение оценочного суждения об услышанном произведении, его анализ, пересказ понравившегося эпизода из жизни композитора, комментарии к презентациям.

           Эту же задачу, в частности, решают и творческие задания. Поскольку нынешние ученики должны уметь применять полученные знания в жизни, то им предлагается  выполнить практические задания ролевого характера. Исходным пунктом является изученный материал по биографии отдельного композитора. Ситуация №1 «Я лектор». Ученик представляет себя в роли лектора и, исходя из этого обстоятельства, составляет план рассказа о жизни композитора. Ситуация №2 «Я конферансье». Другой ученик представляет соответствующий план выступления перед публикой. Ситуация №3 «Я телеведущий». Четвертому ученику предлагается составить, оформить и представить (защитить) концертную рекламу-афишу. Таким образом, подача одного и того же материала будет разной, что способствует повышению интереса к предмету, более глубокому усвоению учебного материала и явлений, возникших в музыкальной жизни.  На начальном этапе изучения  той или иной темы я использую задания на установление причинно-следственных связей (обычно при изучении биографии), а на конечном этапе–кластеры, поскольку они позволяют охватывать большое количество информации. Их использование  основано на  выделении смысловых единиц в пройденном материале и графическом их оформлении. С помощью кластеров школьники учатся систематизировать пройденный материал, получают дополнительные знания о структурных единицах музыки, об особенностях того или иного жанра музыки, об их разнообразии, а также более наглядное представление о творческой направленности композитора, его стиле. Грамотно рассказывать  о музыке, значит использовать специальную терминологию, знать и понимать ее. Этой цели служат задания на составление кроссвордов, ведение словаря музыкальных терминов.

              Творческая деятельность связана  с проявлением целого комплекса интеллектуальных и личностных  особенностей школьника в ходе генерирования ими оригинальных идей и поиска нешаблонного пути их реализации. Но для открытия чего-то нового необходимо уметь правильно оценивать уже имеющиеся известные образцы. Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников выражать собственное мнение о художественной ценности услышанных произведений. Для этого используются как устные ответы на уроках, так и письменные домашние задания, например, написать творческие мини-сочинение  оценочного характера о жизни или творчестве отдельного композитора, а также сочинение-рассуждение. Развитию музыкально-творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности во многом способствует участие в формах внеклассной деятельности: НОУ, викторинах, конференциях.

Таким образом, для решения  музыкально-эстетических задач курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков, приобщение к разным видам творческого труда.

                Предметные результаты,  сформированные средствами  музыкальной литературы, органично связаны с личностными результатами. К ним относятся индивидуальные качественные свойства школьников,  система ценностных отношений к себе, к окружающим людям, к объектам познания. Отследить уровень изменения предметных результатов в плане его улучшения или ухудшения предоставляется вполне возможным даже в рамках отдельного урока или при изучении модульной темы. Проследить результаты развития личностных качеств очень сложно, но при определенных условиях эти изменения становятся весьма заметны. Приведу пример. В нашей школе дети, обучающиеся в классах с углубленным изучением музыки, особо отличаются от своих сверстников из других параллелей. Эти различия проявляются прежде всего в их поведении, характере. С ними легче установить общий контакт. Эти ученики не всегда принадлежат к числу особо успевающих по учебным результатам, но работать в музыкальных классах гораздо комфортнее. Таково мнение большинства. Учителя математики из классов с литером «А», в которых учатся ребята, отобранные по своим способностям к точным наукам, утверждают, что уроки математики в музыкальных классах проходят в особой атмосфере: дети в большей степени склонны к  пониманию учителя, возникает меньше конфликтных ситуаций.  Приведенные наблюдения личностных результатов среди школьников разных профильных параллелей носят внешний характер. Если же проследить личностные изменения внутри отдельно взятого класса в целом, то в них выделяются свои особенности или этапы. Обычно в начальной школе учащиеся музыкальных классов отличаются проблемным поведением. Учителя жалуются, что работать  в этих классах тяжело, т.к.  ученики отличаются слабым уровнем общих способностей, не могут концентрировать свое внимание на выполнение учебных действий, конфликтны. Примерно к шестому классу, т.е. в результате четырехлетнего обучения музыкальным дисциплинам, происходят изменения в их поведении: они становятся более уравновешенными, способными устанавливать контакты друг с другом, с окружающими их людьми, улучшаются результаты их учебной деятельности и по другим предметам. В этом заключается сила огромного воздействия музыки на развитие личностных ресурсов ребенка. Таким образом, развивая у школьников музыкальные способности,  мы, тем самым, развиваем и улучшаем в нем целый ряд новых характеристик и качеств: уважение к иному мнению, чуткость, способность идти на контакт с окружающими людьми. Все это в совокупности и составляет такое понятие как личность, индивидуальность. Воспитание личности и есть  конечный результат и главная цель развития музыкальных способностей школьника.

                    Работа учителя всегда считалась особо сложной и важной, поскольку была связана с обучением и воспитанием человека нового поколения. Деятельность школы всегда ориентировалась на выполнение заказа современного общества , поэтому ее называют моделью современного общества.  В настоящее время в российском образовании, как и в окружающей действительности, развиваются противоречивые процессы. С одной стороны,  на лицо тенденция поднять его уровень, придать ему деятельностный характер, отвечающий жизненно важным запросам. С другой стороны, -экономия государственных средств в сфере образования, которая происходит в ущерб его развитию: сокращение числа общеобразовательных школ, нивелирование учебных и творческих достижений в отдельных учреждениях. Что же делать нам, учителям, в сложившихся непростых условиях? –Продолжать сеять разумное, доброе, вечное. На сегодняшний день учителям в их практической деятельности предстоит неустанно искать разумный выход в создавшейся ситуации с целью дальнейшего развития отечественного образования.  К числу проблем,  с которыми приходится сталкиваться  учителю, является  несоответствие выдвигаемых в ходе обучения новых познавательных и творческих задач уже имеющемуся уровню знаний и умений учащихся в их интеллектуальном развитии в целом. Это связано, как говорилось выше, с низким общим и интеллектуальным уровнем развития современных школьников ( дети мало читают, навыки речевой деятельности снижены, недостаточно развит общий кругозор). На уроках музыкальной литературы  это заметно проявляется в устных ответах. Поскольку устные ответы в конечном счете способствуют развитию музыкально-творческих способностей школьников, то в данной ситуации  действия учителя должны быть  ориентированы  на «зону ближайшего развития» ученика. При этом необходимо использовать такие формы и приемы работы,  ставить такие познавательные задачи,  которые ученик может решить, привлекая своё творческое воображение, поскольку эти задачи направлены на развитие данного навыка  Например, использование в ходе урока дидактической игры «Копилка слов», ведение словаря терминов, ориентация ученика на использовании полной формы при устном ответе.                                                                                           Другое противоречие  связано с противопоставлением новых образовательных потребностей ученика старым возможностям их удовлетворения. Причиной  этому является недостаточность материальной базы,  в частности, отсутствие выхода в Интернет,  музыкального центра,  а также недооценка администрацией школы роли предметов музыкально-эстетического цикла, что тормозит использование в учебном процессе новых технологий.

        Следующим существенным противоречием, возникающим в процессе педагогической деятельности на уроках музыкальной литературы, является пространственно- временная ограниченность групповой формы обучения (продолжительность урока - 40 мин.) в противовес желанию преподавателя найти к каждому ученику индивидуальный подход, который особенно важен на уроках музыкального профиля.

         И, наконец, хочется упомянуть противоречие между необходимостью охватить большой объём материала и ограничением количества часов, отведенных на  предмет, в учебном плане, что неизбежно ведёт к сокращению числа творческих заданий, используемых на каждом занятии.

          Перспективы развития художественного образования в нашей стране связаны с  новым подходом к разработке урока в условиях современной информационной  образовательной среды, который предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Она должна включать в себя комплекс  информационных образовательных ресурсов , в том числе цифровых, совокупность  технологических средств ИКТ, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде. Ее функционирование в школе позволит:

- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения музыкальных дисциплин;

- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек и музеев;

- повысить интерес учащихся к изучению предметов музыкального профиля за счет наглядности, усиления межпредметных связей;

- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развитию критического мышления;

- развивать учебную инициативу, музыкально-творческие способности и интересы учащихся;

- создавать обстановку на непрерывное художественное образование в течение жизни.                                                 Все это способствует появлению новых дидактических характеристик современного урока. Центром его становится ученик-субъект, для которого урок является частью жизни и ее проживание должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. При этом урок становится  целостным, поскольку определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и учащихся. Урок становится интерактивным, т.к. открываются широкие возможности для доступа к разнообразным источникам учебной информации, для организации индивидуальной работы школьников.

        Сравнивая  уроки  музыкальной литературы  примерно пятилетней давности с сегодняшними, можно с уверенностью сказать, что сейчас   использование на уроках информационно-коммуникативных средств: компьютера, смартфонов, планшетов - не является новинкой. Это подтверждается при выполнении заданий, связанных с презентацией учебного материала: биография композитора, история создания отдельного музыкального произведения, содержание проекта, сборник романсов или песен. Использование Интернета помогает реализовать поисковую деятельность и при прослушивании музыкальных фрагментов. Смартфоны и планшеты школьники подчас используют и в качестве учебной тетради.

         Перспективы развития художественного образования, как и развитие музыкально-творческих способностей школьников,  непосредственно связаны с интенсивностью и разнообразием заданий творческого характера, выполняемых как в урочной, так и внеурочной деятельности. Именно им учитель должен уделять особое внимание, проявлять творческую фантазию при их составлении, учитывая при этом интересы, потенциальные возможности и индивидуальность самого ученика. Виды творческих заданий могут быть разными: сочинение музыки, интерпретация прослушанных фрагментов, подбор выученной мелодии на слух, подбор аккомпанемента к уже имеющейся мелодии. Задания творческого характера я предлагаю на всех уроках музыкального цикла.  Например, на уроке музыки  в  четвертом классе разучиваем белорусскую народную песню «Сел комарик на дубочек», записываем под диктовку текст: «Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек. Он сидит и напевает, черных мушек забавляет». Задаю вопрос школьникам: «Как бы в этой песне могли развиваться последующие события?» Предлагаю в качестве домашнего задания сочинить текст песни. С пятиклассниками разучиваем песню В. Пьянкова на ст. И. Векшегоновой «Снежный праздник». Песня детям очень понравилась, но в ней всего два коротких, по их мнению, куплета. Предлагаю дома сочинить третий куплет. На следующем уроке каждый поет свой   вариант текста, который  затем коллективно анализируется и оценивается. Школьники с удовольствием выполняют подобные задания.  В ходе урока ситуации возникают разные, поэтому учителю надо вовремя сориентироваться и  использовать их в нужных- развивающих целях.                                                                                                                                                                                      В классах музыкального профиля творческие задания более сложные, поскольку должны быть  четко ориентированы на специфику самого предмета, а также на более высокий уровень знаний, умений и навыков школьников.                                                                                                                                                                                            

         Особо важное значение в плане перспектив развития  художественного образования и воспитания как и образования в целом имеет индивидуальный подход к учащимся, который должен прослеживаться на разных этапах урока, в том числе и при выполнении домашних заданий. В разделе «Романсы М. И. Глинки» после их прослушивания и анализа предлагается в качестве домашнего задания интерпретировать на гитаре один из романсов композитора «Жаворонок» или «Венецианская ночь». Задание предназначено для ребят, занимающихся игрой по классу гитары, которые есть в данном классе. При изучении в восьмом классе романса А. Даргомыжского на ст. А. Пушкина «Я вас любил» учащимся предлагается  сочинить свою мелодию на первые  четыре строчки текста, сыграть или спеть их. Данное задание  ориентировано на весь класс. В шестом классе при изучении темы «Фортепианные произведения Ф. Шуберта» ученикам, наиболее продвинутым в игре на фортепиано, предлагается  в качестве домашнего задания  сыграть в своей интерпретации начало Вальса си минор или «Музыкального момента» фа минор. Развивают творческий потенциал школьников и письменные сочинения  оценочного характера, которые проводятся в конце изучаемой темы, как ее обобщение. Например: «Если бы я вдруг встретил М. Глинку…»; «Письмо Л. Бетховену», «Мое любимое произведение Ф. Шопена» и др. Таким образом, среди всех предлагаемых современных технологий  в педагогической деятельности одно из главных мест по праву принадлежит принципу индивидуального подхода к обучающемуся. В преподавании предметов музыкального цикла, целью которых является воспитание и развитие личности, его роль невозможно переоценить. Умелое применение этого принципа на практике предъявляет и к учителю высокие требования. Он должен быть при этом хорошим психологом и умелым стратегом.

          Современная школа  должна формировать и развивать навыки самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, чтобы сделать урок развивающим и поисковым. Решение этой проблемы во многом связано с использования учителем метода проектов. Он нацеливает не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение, а также приобретение новых знаний путем самообразования.  Исследовательский проект поэтому необходимо  продолжать внедрять в учебный процесс. Проектная деятельность  разнообразна и многогранна. Она может проявляться  в ходе урока (урок-проект), когда учитель направляет деятельность школьников на отдельных этапах урока. Проекты могут готовиться и заранее. В своей практике в течение последних лет я использую проектную форму  на уроках  музыкальной литературы в разных классах. Если темы исследовательского проекта по музыке  в учебниках Г.П Сергеевой и Е.Д Критской четко и конкретно определены, то в учебнике М. Шорниковой по вполне понятным причинам  они никак не обозначены. При творческом подходе к процессу образования их можно составить. Пользуются популярностью темы: «У нас в гостях телеканал «Культура»,  «Фортепианная музыка композиторов-романтиков» и др. В ходе подготовке проекта ученики осваивают новые способы музыкально-творческой деятельности в социокультурной среде. Как показала практика, при внедрении проектной деятельности важно учитывать специфику самого предмета, не превращая сам проект в самоцель. Материал подготовленного проекта должен быть достаточно сжатым и занимать определенную часть урока, не в ущерб основной теме.

            Проектный метод удобно использовать во внеурочных формах, поскольку в этом случае он не ограничивается рамками урока. В нашей школе сложилась практика использования проектного метода через форму музыкального тематического лектория. Учащиеся  7-8 классов готовят презентации о композиторах и их творчестве, с которыми выступают на классных часах перед младшими школьниками. Таким образом, они учатся применять свои знания на практике, приобретают навыки просветительской работы и получают возможность заниматься самообразованием.

                Широкие возможности в развитии музыкально-творческих способностей учащихся заложены в использовании на уроках музыкальной литературы межпредметных  связей. Они  обогащают музыкальное мышление, повышают интерес к предмету, способствуют пониманию природы музыки в ее тесной связи с  явлениями окружающей жизни, с исторической эпохой. В программе  Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской  ярко выражена связь музыки с литературой и ИЗО, что вполне отвечает основным задачам предмета. Содержание дисциплины музыкальная литература, направленное на изучение  истории развития музыкального искусства, невозможно представить без тесной связи с такими предметами как история и литература. Каждое значительное  произведение искусства является продуктом не только ее создателя, но и определенной культурно-исторической эпохи, поскольку несет в себе ее наиболее характерные черты. Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников осознавать эту связь с целью более глубокого понимания  музыкальных произведений. Поскольку музыка является искусством звуков, то вслушиваясь в интонацию, фразы, характер мелодии  дети должны научиться  понимать особенности того или иного культурного периода, видеть закономерности развития музыкального искусства, знать его самых ярких представителей. В целях развития художественного кругозора учащихся при  изучении биографии композитора им предлагаются задания культурологического характера: какие художники и поэты являлись современниками того или иного композитора? Назвать их самые значительные произведения. Что известно о поэте-авторе слов того или иного романса? При изучении раздела «Фортепианная музыка композиторов-романтиков» автор учебника использует цитату Э. Гофмана. Ученикам предлагается в качестве домашнего задания узнать, кто такой Э. Гофман. По какому его произведению П. Чайковский написал один из своих балетов? Таким образом, использование на уроках музыкальной литературы межпредметных связей не позволяет пассивно воспринимать учебный материал, но придает занятию более деятельностный характер, а  значит и способствует музыкально-творческому развитию школьников. Предмет музыкальная литература обладает большими возможностями для установления связей между музыкой, историей и литературой. Но нельзя при этом  перегружать детскую память излишним запоминанием  имен, названий. Надо учитывать, что основная задача урока-это слушание и анализ музыки, поэтому межпредметную связь необходимо использовать разумно и по мере необходимости.

               Развивая массовую форму образования, нельзя забывать и об одаренных детях, которые есть в каждом классе. Они требуют к себе особого внимания, т.к. отличаются от своих сверстников более высоким уровнем способностей: обостренным слуховыми навыками, чувством ритма, более цепкой памятью, выраженным образным мышлением, развитой речью. Задача учителя  заключается в том, чтобы выявлять таких детей, поддерживать и развивать их музыкальные способности и интерес к предмету. Им необходимо предлагать задания повышенной сложности. Учитель должен заранее продумывать их форму и содержание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка. На уроках одаренные дети обычно являются лидерами: быстрее запоминают музыкальный фрагмент и ориентируются в нотном тексте, точно определяют характер музыки  и воспроизводят мелодию, легко слышат и понимают особенности музыкального языка исполняемого произведения. Поведение их бывает разным. Наиболее активные ученики постоянно поднимают руку, чтобы их заметили. Другие-знают, но предпочитают отмалчиваться: «Я знаю, и для меня этого достаточно». К одаренным детям нужен индивидуальный подход, как к субъектам деятельности. Учителю, с одной стороны, легче и интересней работать  в  классах, где есть одаренные дети. При этом ускоряется темп урока, что способствует большему охвату учебного материала. Наличие в классе одаренного ребенка оказывает благотворное влияние на общую массу, поскольку есть на кого равняться. В данном случае  возникает еще одно условие, способствующее развитию музыкально-творческих способностей у оставшегося большинства. Но ориентироваться только на лидера педагогически  неправильно. Умело используя свое мастерство,  учитель должен  в ходе урока  сочетать  методы и приемы работы  не только с одаренным ребенком , но и с детьми, обладающими средним уровнем способностей. Ориентируясь на принципы системности и активности, необходимо предлагать задания,  которые адекватны содержанию действий ученика и усваиваемой им информации. Все участники учебного процесса должны быть в поле зрения учителя и вовлечены в учебную деятельность.  В этом есть гарантия ожидаемого результата. Принцип индивидуального подхода  к ученику в ходе учебного процесса для педагога всегда является наиболее важным, поскольку его реализация  обеспечивает перспективы развития творческих способностей и художественного образования в целом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеозапись на уроках музыкальной литературы

Доклад на эту тему  был представлен на научно-практической конференции в г.Петрозаводске, которая проходила в Петрозаводской консерватории....

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Развитие музыкального восприятия на уроках музыкальной литературы

Собственно процесс слушания и «слышания» музыки, который становится возможным только при условии наличия сформированных качеств слушателя - «культуры слушания» и «культур...