Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
статья по музыке на тему

Степанова Ирина Викторовна

В статье показана важность реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

    Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи Педагогическое взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика (В.Я. Ляудис), это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего. (Я.Л. Коломенский, А.Р. Мудрик, И.Ф.Радионова). В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями. В педагогическом плане “взаимодействие ” определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса (В.А. Кан Калик, Г.Д. Кириллова, А.К. Маркова).

     Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности. Категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:

 а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;

 б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности; в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

     Для создания ситуаций взаимодействия на уроках музыки необходимо проектировать условия, способствующие:

 -активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, подготовки материала к работе над тематическим проектом;

 -партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений;

- развитию внутренних сил ребёнка, ответственности за свои действия.

      Методика обучения предмету «МУЗЫКА» изначально предполагала у учителя развития умения налаживать доверительные отношения с учащимися образовательного процесса. Музыка-это тот предмет, на уроке которого без взаимодействия и сотрудничества просто невозможно обойтись. Здесь необходимо не только умение педагога заинтересовать предметом, но и раскрыть перед учащимися великую воспитательную силу искусства, способного изменить общество, и указать на его пороки и недостатки. Используя во время общения с ребятами различные средства, методы, способы организации взаимодействия и сотрудничества можно разрешить самые сложные ситуации, связанные как с образовательным процессом, так и во внеурочной деятельности. Также необходимо постоянно стимулировать интерес учащихся к изучению предмета (рассказать интересные истории, связанные с известными людьми; не забывать говорить слова благодарности за проделанную совместную работу, применять методы поощрения), развивать их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество.

     Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик, хоть на какой- то момент, становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. К примеру, каждый ученик берет на себя ответственность в подготовке материала для дальнейшей совместной работы над проектом, который разрабатывается на уроке. Здесь ребятам предоставляются неограниченные возможности для раскрытия своих способностей. Каждый ребенок выбирает для себя ту область работы, которая ближе всего совпадает с его интересами.

     Основные принципы сотрудничества необходимо применять и во внеурочной деятельности. У каждого творческого коллектива есть свои цели и задачи, которые достигаются путём совместного труда учителя (руководителя коллектива) и учащихся, занимающихся в коллективе. Стремление к общей цели, мотивирует учащихся к активной совместной деятельности, что приводит к высоким результатам работы коллектива. Занимаясь с вокально- хоровым коллективом МОУ СОШ№35, каждое занятие я стараюсь начать, прежде всего, с беседы с детьми о том, какие события у них произошли за предыдущий или настоящий день, как они себя чувствуют, какое сегодня у них настроение. Создавая доверительную атмосферу в коллективе, у ребят появляется желание работать активнее, выполнять требования, предъявляемые к исполнению песен, помогать младшим по возрасту ребятам. Чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности помогает дисциплинировать ребят, особенно важно это во время выездных концертов. Заранее согласовывая действия участников деятельности, можно избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций. Развивая способность к управлению и самоуправлению, у ребят вырабатывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Нужно чаще создавать ситуации, которые будут стимулировать учащихся возлагать на себя ответственность за конечный результат какой-либо деятельности. К примеру, предложить ребятам взять на себя организацию предстоящего концерта (написать объявление, подготовить костюмы, организовать репетицию и др.) Следуя из опыта работы, хочу сказать, что сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.

     Такой вид деятельности помогает достигать высоких результатов в обучении и налаживать доверительные отношения между учителем и учащимися. Здесь хотелось бы также отметить, что учитель располагая набором средств, методов, способов организации взаимодействия не должен забывать и о своём внешнем виде. Внешний вид педагога играет немало важную роль в общении с детьми. Управление эмоциональным состоянием, осанка, мимика, пантомимика, одежда педагога- всё имеет значение, особенно в глазах детей. На уроках музыки одним из видов деятельности является слушание музыки, во время которой в классе должна быть тишина. Однако, современному ребёнку не всегда легко сидеть спокойно, для того, чтобы не нарушать процесс слушания музыки, учителю бывает достаточно посмотреть на ученика и с помощью доброжелательной мимики попросить ребёнка успокоиться. Выражение лица и взгляды оказывают на учащихся иногда более сильное воздействие, чем слова. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

     В работе учителя музыки также важно владеть элементами техники пантомимы. Это движение тела, рук, ног. Хорошо применять элементы пантомимы во время подготовки к вокально- хоровой работе и разминки (физкультминутки). Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, усиливая основную мысль или чувство. Жестикуляция должна быть без резких широких взмахов и острых углов, всегда рекомендуется лучше делать круглые жесты. К примеру, ребята всегда с интересом и более эмоционально будут исполнять песню, если учитель вместе с ними будет выполнять какие-либо движения, переживать те же эмоции, что и они сами. Любую песню можно всегда обыграть театрализовано, передать в движениях и мимике музыкальный образ.

     «Слово учителя, - говорил В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».

     Ребята любят в педагоге сочетание внешней и внутренней красоты, и стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика должно быть у каждого учителя. К вербальным способам взаимодействия относится техника речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяющая учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

     Как известно, общение начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. Немаловажным здесь становиться умение учителя приветливо улыбаться и создавать в самом начале урока обстановку доверительных взаимоотношений. В самой природе педагогического общения лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества.

       В заключение хотелось бы сказать, реализуя принципы взаимодействия и сотрудничества, каждому учителю нужно, в первую очередь, помнить, что от того как мы относимся к детям, зависит и их отношение к нам.

     Закончить свое выступление я хочу словами Н.В.Гоголя:

 «О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка!

 Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай и гони хотя бы на мгновение этот холодный ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...

Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

            Сегодня  слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность....

Изучение музыкальной культуры СПб на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В своей статье я расказываю о личном опыте работы с детьми 5-7-х классов и об их самостоятельной, позновательной деятельности в процессе ознакомления с культурой нашего города....

Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время.

Статья посвящена теме реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время....

Представление собственного педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности."

Представление педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочное время"...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...