Образовательная программа "Юный пианист"
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Программа "Юный пианист" направлена на выявление и развитие творческих интересов и возможностей каждого ребенка,на обучение и свободное владение игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_yunyy_pianist.pou_.201702018uch.god_.doc174.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Платные образовательные услуги

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Юный пианист»

Возраст учащихся: 6 – 15 лет

Срок реализации: 5 лет

Разработчик:               педагог дополнительного  образования Петренко Елена Валериевна

                                                                    Санкт – Петербург 2017


Пояснительная записка

Направленность программы Программа «Юный пианист» направлена на выявление и развитие музыкальных интересов и возможностей каждого ребёнка, на обучение и свободное владение игре на фортепиано и имеет художественную направленность.

Актуальность. Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах классической и современной профессиональной музыки, даёт возможность детям исполнять фортепианные произведения разных стилей, эпох, жанров. Она способствует раннему эстетическому воспитанию учащихся, формирует высокие духовные ценности на основе приобщения к музыкальной культуре.

Отличительные особенности. Отличительной особенностью программы является её направленность на развитие потребности обучающегося в активном творческом общении с музыкой. Она предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в любой концертной деятельности.

Адресат программы. Для обучения принимаются дети в возрасте от 6 до 15 лет при наличии желания заниматься на инструменте и определённых музыкальных способностей, которые выявляются на предварительном прослушивании (Слух, ритм, координация движений, память, эмоциональная отзывчивость).

Цель: углублённое изучение основ игры на фортепиано и музыкально – эстетическое развитие детей, воспитание музицирующих любителей музыки.

Задачи:

Обучающие:

  • показать художественные возможности фортепиано;
  • дать базовые знания по музыкальной грамоте;
  • обучить исполнительской технике игры на фортепиано;
  • сформировать основные навыки самостоятельной работы при музицировании на фортепиано;

Развивающие:

  • развить музыкальные и творческие способности детей;
  • расширить эмоционально-чувственное восприятие музыкальных явлений;
  • развить потребность совершенствовать и использовать самостоятельно полученные знания и умения в практической музыкально-творческой деятельности.
  • развитие эстетического и музыкального вкуса.

Воспитательные:

  • воспитать эстетические потребности и хороший музыкальный вкус, а также, сценическую культуру;
  • приобщить учащихся к творческому музицированию;
  • содействовать в воспитании коммуникативных качеств личности ребёнка, формировать культуру общения.

            Условия реализации программы.

Полный курс обучения: 5 лет, в объёме 32 часа по каждому году обучения, с режимом занятий 1 час в неделю.

Возраст детей: 6 – 15 лет.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Условия приёма: дети принимаются при наличии желания заниматься на инструменте и определённых музыкальных способностей, которые выявляются на предварительном прослушивании (Слух, ритм, координация движений, память, эмоциональная отзывчивость).

Материально- техническое оснащение: предполагает наличие учебного класса для проведения занятий, хорошо настроенного инструмента (рояль/фортепиано), стулья (банкетки) с регулируемой высотой, нотная библиотека.

Планируемые результаты :

В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов:

  • личностные результаты: будут ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, оптимистичны в восприятии мира, проявлять доброжелательное отношение к окружающим; приобретут потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, умение работать в группе, нравственно-этическую ориентацию; сформируют навыки здорового образа жизни.
  • метапредметные результаты: разовьют учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные, учебно-организационные умения и навыки; умение анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать при работе с музыкальным материалом позволит применять эти навыки при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  •   предметные результаты: овладеют навыками исполнительского мастерства при игре на фортепиано; научатся осознанности и выразительности исполнения, умению раскрывать музыкально-художественные образы; разовьют потребность в разнообразных формах творческого музицирования (чтении с листа, навыках подбора, аккомпанементе).

Способы фиксации результатов.

        Результаты обучения фиксируются в индивидуальных планах воспитанника, в которых:

  • прописывается изучаемый репертуар;
  • оценивается исполнение изученного музыкального репертуара (по пятибалльной системе);
  • дается индивидуальная характеристика в конце каждого года обучения.


Учебный план 1 года обучения

В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, возможно перераспределение часов по учебно-тематическому плану.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля 

всего

теория

практика

1.

Комплектование групп

1

-

1

Тестирование,

Прослушивание для выявления уровня музыкальных способностей

2.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

Практическая работа

3.

Изучение музыкальной грамоты.

4

1

3

Беседа

Практическая работа

Репетиция

4.

Практические навыки игры на инструменте.

7

2

5

Беседа

Практическая работа

Репетиция

5.

Техническое развитие.

8

2

6

Беседа

Практическая работа

Репетиция

6.

Работа над репертуаром.

8

2

6

Практическая работа

Репетиция

Концерт

Музыкальная гостиная

7.

Итоговые занятия.

2

-

2

Зачет

Экзамен

Концерт

Музыкальная гостиная

Всего

32

10

22

Учебный план 2- 5 годов обучения

В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, возможно перераспределение часов по учебно-тематическому плану.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

Практическая работа

2.

Изучение музыкальной грамоты.

4

1

3

Беседа

Практическая работа

Репетиция

3.

Практические навыки игры на инструменте.

8

2

6

Беседа

Практическая работа

Репетиция

4.

Техническое развитие.

8

2

6

Беседа

Практическая работа

Репетиция

5.

Работа над репертуаром.

8

2

6

Практическая работа

Репетиция

Концерт

Музыкальная гостиная

6.

Итоговые занятия.

2

-

2

Зачет

Экзамен

Концерт

Музыкальная гостиная

Всего

32

10

22


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Юный пианист»


Задачи первого года обучения:

Обучающие:

  • сформировать первоначальные навыки игры на фортепиано,
  • научить исполнять несложные пьесы,
  • получить начальные знания по нотной грамоте

Развивающие:

  • познакомить с разными музыкальными инструментами, их устройством, особенностями,
  • познакомить с произведениями разных жанров,

Воспитательные:

  • получить возможность реализовать свои первые результаты в освоении программы в концертной деятельности,

Содержание программы

1-го года обучения

1.Комплектование групп.

Теория. Беседа, тестирование.

Практика. Быстрота эмоциональной реакции на исполненные разнохарактерные мелодии и песенки; определение характера, настроения; повторение за педагогом коротких музыкальных попевок, небольших музыкальных фраз, песенок; простучать ритмический рисунок; выразительное прочтение стихотворения.

Содержание программы:

2. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Ознакомление с основными разделами и содержанием программы.

Практика: Знакомство с инструментом. Подбор исполняемого репертуара.

3. Изучение нотной грамоты.

Теория. Звукоряд. Обозначения нот (графическое, слоговое, буквенное). Знаки альтерации. Нотный стан. Клавиатура. Мажор – минор (тоника, устойчивые – неустойчивые ступени, виды минора, трезвучия главных ступеней лада). Тональности до двух ключевых знаков (гаммы). Басовый ключ. Ладовые секвенции. Основные длительности. Ритмослоги. Ритмические группы: короткий пунктир, синкопа. Темпы. Динамические оттенки. Основные штрихи: legato, non legato, staccato, tenuto, акцент. Музыкальные построения: мотив, фраза, предложение, период. Соотношение мелодии и аккомпанемента.

Практика. Пение разучиваемых пьес по нотам. Проговаривание ритма ритмослогами. Транспонирование небольших построений, фраз, этюдов. Построение интервалов от заданного звука и в тональности. Анализ структуры музыкального произведения: фраза, кульминация, простая форма, выразительность звучания интервалов. Определение динамического плана разучиваемого произведения.

4. Практические навыки игры на инструменте.

Теория. Знакомство с инструментом. Клавиатура. Принцип расположения белых и черных клавиш. Тон и полутон на клавиатуре. Штрихи. Звукоизвлечение. Аппликатура. Пульс музыки, счёт. Функция педали. Физические упражнения.

Практика. Посадка за инструментом. Организация игровых упражнений. Игровые упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса. Упражнения на ощущение белых и чёрных клавиш. Упражнения на освоение штрихов: non legato, legato, staccato. Исполнение пьес с этими штрихами в одной пятипальцевой позиции, а затем – с подкладыванием первого пальца. Пение и подбор по слуху на клавиатуре простых мелодий, знакомых песенок, попевок и их транспонирование. Выполнение игровых упражнений на чтение с листа. Сольмизация нот с ритмом. Подбор простого аккомпанемента с использованием тоники, тонической квинты, функционального баса. Проигрывание на каждом занятии 5 – 6 нетрудных пьес.

5.Техническое развитие.

Теория. Гаммы до двух ключевых знаков. Тоническое трезвучие с обращениями (аккорды). Арпеджио короткие по 3 звука, длинные. Пятипальцевая позиция.

Практика. Выполнение упражнений для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук; для развития координации движений, пластичности, свободы рук для цепкости, беглости пальцев и другие упражнения, подготавливающие обучающегося к игре на инструменте.

 Исполнение в тональностях разучиваемых пьес и песен следующее:

 - гаммы в одну - две октавы каждой рукой отдельно;

 - трезвучия основных функций лада (с переносом в разные октавы), в широком и смешанном расположении двумя руками;

 - игра гармонических последовательностей, основанных на основных функциях лада в изучаемых тональностях.

6.Работа над репертуаром.

Теория. Анализ пьес (название, автор, темп, направление движения мелодии, характер произведения). Игра в ансамбле.

Практика.1) Разучивание 3-4 различных по характеру и форме музыкальных произведений для концертных выступлений. 2). Разучивание 8 – 12 пьес для решения различных учебных задач:

  • технических (координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, работа над приёмами звукоизвлечения);
  • художественно – исполнительских (работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой);
  • теоретических (знакомство с тональностью, гармонический анализ произведения).

Примерный репертуар.

Е. Гнесина «Маленькие этюды для начинающих».

К. Черни – Гермер – Этюды № 1 – 9, 15, 17. Тетрадь 1.

А Николаев – Этюды.

А. Гедике – Танец ми минор. Колыбельная. Ригодон.

И. Беркович – Украинская песня.

И. Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»: Полонез соль минор. Ария ре минор. Волынка. Менуэт до минор.

С. Сперонтес – Менуэт Соль мажор.

А. Корелли – Сарабанда.

Л. Моцарт – Менуэт ре минор.

Т. Назарова – Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

А. Жилинский – Сонатина Соль мажор. Весёлые ребята.

М. Клементи – Сонатина До мажор ор.36.

Д. Кабалевский – Клоуны. Марш. Вальс ре минор. Вроде вальса.

В. Волков – Светлячки. Капризуля. По заячьим следам.

А. Гречанинов – В разлуке. Мазурка. Вальс.

Б. Дварионас – Вальс. Прелюдия.

Д. Штейбельт – Адажио.

Ж. Арман – Пьеса.

А. Рубах – Воробей. Вальс.

С. Майкопар – В садике. Пастушок.

Д. Шостакович – Марш.

А. Караманов – Птички.

Б. Тобис – Негритёнок грустит.

И. Кореневская – Дождик.

В. Курочкин – Вальс До мажор.

Ансамбли:

В. Моцарт – Тема с вариациями.

Т. Хренников – Колыбельная Светланы перел. О. Геталовой

Р. Петерсон – Матросский танец.

К. Вебер – Вальс из оперы «Волшебный стрелок».

П. Чайковский – Вальс из балета «Спящая красавица».

Б. Тобис – Полька.

В. Моцарт – Ария из оперы «Волшебная флейта».

Р. Паулс – Сонная песенка.

Обр. В. Золотарёва – Ехал казак за Дунай.


7. Итоговые занятия.

Теория. Поведение на сцене. Внешний вид. Правила поведения при посещении концертов, театральных постановок, музеев.

Практика. Концертные выступления на академических концертах, прослушиваниях, музыкальных гостиных.

Ожидаемые результаты 1-ого года обучения

  • получат основные знания по нотной грамоте,
  • сформируют первоначальные навыки игры на фортепиано,
  • смогут исполнять несложные пьесы,
  • будут слышать различать сочетание разных тембров музыкальных инструментов.
  • получат возможность реализовать свои первые результаты на выступлениях в концертах.

Задачи второго года обучения.

Обучающие:

  • закрепление полученных ранее элементарных навыков игры на фортепиано, теории музыки,
  • развитие технических навыков, активное развитие навыков игры разными штрихами,
  • знакомство с произведениями разных музыкальных форм.

Развивающие:

  • развитие музыкальной памяти, исполнение выученной программы на публике

Воспитательные:

  • понимание музыкальной фразы, её развития, сбалансированности звучания,
  • формирование потребности творческой концертной деятельности

Содержание программы 2 года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Ознакомление с основными разделами и содержанием программы.

Практика: Повторение ранее пройденного. Подбор исполняемого репертуара.

2. Изучение нотной грамоты.

Теория. Тональности с двумя ключевыми знаками. Виды минора. Тонические трезвучия с обращениями. Ритмические группы. Затакт. Понятие об основных элементах музыкальной формы: мелодии, гармонии, фактуре, тембре, композиционной форме, основные ступени лада. Мелодия и бас как основа музыкальной ткани.

Практика. Анализ структуры музыкальных произведений. Чтение с листа несложных однострочных пьес с учетом ритма, общей нюансировки, а также, их транспонирование. Подбор по слуху знакомых мелодий с басом.


3. Практические навыки игры на инструменте.

Теория. Опора звука. Прямая и запаздывающая педаль. Игра различными штрихами двумя руками одновременно. Счет, пульс музыки, ритмические фигуры. Организация домашних занятий. Аккомпанемент.

Практика. Выполнение упражнений на координацию рук, отработка туше, взятие звука «в рояль», «из рояля». Продолжение работы над упражнениями на расслабление мышц рук и плечевого пояса. Упражнения на глубину взятия звука, подкладывание первого пальца. Упражнения на освоение новых ритмических фигур. Подбор простого аккомпанемента с использованием тонической квинты, функционального баса, каданса первого рода. Подбор по слуху знакомых мелодий и песен и их транспонирование.

4. Техническое развитие.

Теория. Форшлаг. Трели. Мелизмы. Приём репетиции. Хроматическая гамма.

Практика. Исполнение гамм и упражнения Ш. Ганона в тональностях, соответствующих тональностям изучаемых пьес и песен. Игра гамм и прямом и расходящемся движении двумя руками в две октавы. Трезвучия основных функций лада и их обращения по три звука. Арпеджио короткие и ломаные. Хроматическая гамма от любого звука отдельно каждой рукой. Этюды.

5. Работа над репертуаром.

Теория. Анализ изучаемых произведений (стиль, драматургия произведения, форма, гармоническая или полифоническая структура, развитие мелодии, фактурные особенности аккомпанемента). Знакомство с полифонией и крупной формой.

Практика. 1). Разучивание 6 – 8 музыкальных произведений для концертных выступлений: -1 полифоническое произведение;

 - 1 произведение крупной формы;

 - 3 -4 разнохарактерных пьесы;

 - 2 этюда или пьесы подвижного характера;

 - 1 -2 ансамбля.

2). Проработать с обучающимся 15 – 20 небольших пьес, решая различные учебные задачи: чтение с листа с последующим полным анализом нотного текста, с разбором новых моментов, не встречающихся ранее в разучиваемых произведениях.

Примерный репертуар.

К.Черни – Гермер – Этюды № 18 – 24. Тетрадь 1.

А. Лешгорн – Этюды ор.65 № 3, 6, 8, 9, 11.

А. Лемуан – Этюды ор.37 № 1, 2, 3, 5, 11, 14, 15, 19, 21.

И. Беркович – Этюды.

Г. Персел – Ария ре минор.

Ж. Арман – Фугетта До мажор.

Ж. Рамо – Менуэт.

И. Бах – Маленькие прелюдии До мажор. Менуэт соль минор.

И. Беркович – Вариации на тему русской народной песни ми минор.

А. Диабелли – Сонатина До мажор.

А. Гедике – Тема с вариациями До мажор.

Д. Штейбельт – Сонатина До мажор.

Л. Бетховен – Сонатина Соль мажор.

Р. Шуман – Солдатский марш. Смелый наездник.

Ж. Металлиди – На лесной полянке. Два кота. Кукла Барби.

Д. Шостакович – Шарманка.

И. Бриль – Блюз. Маленький рэгтайм. Триоли.

И. Иордан – Охота за бабочкой.

А. Роули – В стране гномов.

А. Жилинский – Латышская народная песня.

Ё. Накада – Танец дикарей.

Э. Градески – Задиристые буги.

М. Шмитц – Марш гномиков.

Ансамбли.

К. Вебер – Хор охотников.

И. Гайдн – Отрывок из Симфонии До мажор.

М. Глинка – Украинская народная песня «Гуде ветер».

Ж. Металлиди – По весёлой стороне. Грустный клоун. Ариэтта. Сорочьи новости.

Д. Уотт – Три поросёнка.

Д. Шеринг – Колыбельная ми минор.

М. Легран – Мелодия из к /ф «Шербургские зонтики».

Р. Паулс – Колыбельная ми минор.

Э. Градески – Мороженое.

М. Шмитц – Танцуем буги

6. Итоговые занятия.

Теория. Поведение на сцене. Внешний вид. Правила поведения при посещении концертов, театральных постановок, музеев.

Практика. Концертные выступления на академических концертах, прослушиваниях, музыкальных гостиных.

Ожидаемые результаты 2-ого года обучения:

  • овладеют навыком игры на фортепиано разными штрихами
  • будут исполнять мажорные и минорные гаммы в тональностях до 2-х знаков при ключе, аккорды, двойные ноты
  • приобретут навык игры пьес разных жанров
  • научатся понимать значения музыкальной фразы, её развития, сбалансированности звучания
  • приобретут навыки слушания музыки.

Задачи третьего года обучения.

Обучающие:

  • закрепление полученных навыков игры на инструменте, дальнейшее развитие технических навыков
  • продолжение изучения нотной грамоты
  • изучение более сложных произведений по ритму, темпу, форме
  • продолжают осваивать приемы организации игровых движений

Развивающие:

  • развитие  музыкальных способностей, образного  мышления
  • развитие  музыкального вкуса

        Воспитательные:

  • воспитать ответственное отношение к занятиям, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Содержание программы 3 года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Ознакомление с основными разделами и содержанием программы.

Практика: Повторение ранее пройденного. Подбор исполняемого репертуара.

2. Изучение нотной грамоты.

Теория. Параллельные и одноименные тональности. Тональности до трёх ключевых знаков. Кварто - квинтовый круг. Ритмические группы: короткий пунктир, синкопа. Тритон.

Практика. Транспонирование небольших пьес, этюдов. Построение интервалов в тональности и от звука. Игра гармонических последовательностей и секвенций. Анализ структуры музыкальных произведений: фразы, кульминация, простые формы, выразительность интервалов, определение динамического плана.

3. Практические навыки игры на инструменте.

Теория. Анализ исполняемых музыкальных произведений. Сольмизация. Транспонирование. Главные функции лада (T, S, D). Хоровые партитуры.

Практика. Сольмизация нот с ритмом. Подбор по слуху простых мелодий с аккордовым сопровождением. Транспонирование. Исполнение нетрудных хоровых партитур.

4. Техническое развитие.

Теория. Техника и аппликатура. Синкопы. Пунктирный ритм. Память и внимание.

Практика. 1). Упражнения в виде различных позиционных фигур, трелей, мелизмов, мордентов. Игра параллельных интервалов (квинт, секст) для развития кистевых движений. Упражнения для развития координации движений пальцев в одной руке (одновременное исполнение глубокого, опорного и лёгкого взятия клавиш).

2). Игра хроматической гаммы двумя руками в две октавы.

3). Арпеджио – короткие, ломаные, длинные.

4). Упражнения Ш. Ганона играть в тональностях, соответствующих тональностям изучаемых пьес в пределах 4 октав.

5. Работа над репертуаром.

Теория. Септаккорды. Уменьшенные септаккорды. Отклонения в другие тональности. Неполные аккорды. Прерванный оборот. Объяснение новых приёмов звукоизвлечения и приёмов исполнения технически трудных мест.

Практика. 1). Выучить 5 – 6 произведений для концертных выступлений:

 - 1 – 2 полифоническое произведение;

 - 1 произведение крупной формы;

 - 2 -3 разнохарактерных пьесы;

 - 2 этюда или виртуозные пьесы;

 - 1 -2 ансамбля.

2). Проработать 10 – 15 пьес, решая различные учебные задачи: чтение с листа, анализ нотного текста и объяснение нового материала по элементарной теории музыки по мере того, как они будут встречаться во вновь изучаемых произведениях.

Примерный репертуар.

К. Черни – Гермер – Этюды № 25 – 29. Тетрадь 1. Этюды № 1- 3 .Тетрадь 2

Ф. Бургмюллер – Этюды ор. 100.

Г. Беренс – Этюды ор. 88 № 1-7.

И. Беркович – Маленькие этюды № 33- 40.

И. Бах – Маленькие прелюдии до минор, ре минор.

Ф. Бах – Менуэт фа минор.

Г. Гендель – Куранта.

Д. Скарлатти – Ария ре минор.

А. Лядов – Четыре русские народные песни.

В. Моцарт – Лёгкая сонатина До мажор.

Ф. Кулау – Вариации Соль мажор.

А. Бенда – Сонатина ля минор.

М. Клементи – Сонатина Фа мажор.

И. Беркович – Вариации на тему белорусской народной песни «Перепелочка» ля минор

П. Чайковский – Сладкая грёза. Мазурка. Шарманщик поёт. Итальянская песенка.

М. Глинка – Полька. Песня жаворонка.

Р. Шуман – Весёлый крестьянин. Сицилийская песенка. Первая утрата.

Э. Григ – Танец эльфов.

С. Майкопар – Педальные прелюдии.

А. Гречанинов – Грустная песенка.

А. Хачатурян – Андантино.

Л. Бетховен – Немецкий танец Ре мажор. Вальс Ми бемоль мажор.

Н. Мордасов – Блюзы.

Б. Берлин – Обезьянки на дереве.

Ансамбли.

Ф. Шуберт – Лендлер.

И. Бах – Бурре си минор.

Ж. Веккерлен – Эльзасские вальсы № 1, 2.

Л. Бетховен – Три немецких танца.

М. Глинка – Танцы из оперы «Иван Сусанин».

П. Чайковский – Трепак.

Ф. Оффенбах – Кан – кан.

Ю. Маевский – Первый раз в первый класс.

Э. Градески – По дороге домой из школы.

Обр. А. Дмитриевской – Рождественский гимн.

М. Шмидц – Оранжевые буги.

А. Петров – Вальс из к /ф «Петербургские тайны»


6. Итоговые занятия.

Теория. Поведение на сцене. Внешний вид. Правила поведения при посещении концертов, театральных постановок, музеев.

Практика. Концертные выступления на академических концертах, прослушиваниях, музыкальных гостиных.

Ожидаемые результаты 3-ого года обучения

  • разовьют более сложные технические навыки
  • научатся исполнять более сложные произведения по ритму, темпу, форме
  • разовьют музыкальные способности, образное мышление
  • закрепят навыки выступления на сцене (участие в конкурсах),
  •  воспитают музыкальный вкус
  • воспитают ответственное отношение к занятиям, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Задачи четвертого года обучения.

Обучающие:

  • закрепление и дальнейшее развитие ранее полученных исполнительских навыков
  • работа над качеством, выразительностью исполнения музыкального произведения
  • играть мажорные и минорные гаммы в тональностях до 3-х знаков при ключе, аккорды, двойные ноты, хроматические гаммы.

Развивающие:

  • развитие музыкальной памяти, исполнение выученной программы на публике,
  • развитие творческих способностей детей

Воспитательные:

  • формирование потребности творческой исполнительской деятельности

Содержание программы 4 года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Ознакомление с основными разделами и содержанием программы.

Практика: Повторение ранее пройденного материала. Подбор исполняемого репертуара.

2. Изучение нотной грамоты.

Теория. Крупные музыкальные формы: сложные двух- и трёх - частные формы. Приёмы полифонического развития. Музыкальная орнаментика. Пьесы развёрнутого характера.

Практика. Анализ изучаемых произведений крупной формы и полифонических жанров.

3. Практические навыки игры на инструменте.

Теория. Анализ пьес (темп, структура, форма, фактура, характер). Двух- и трёх - частные формы. Свободное ориентирование на клавиатуре.

Практика. Совершенствование навыков чтения с листа на произведениях полифонического и полифонического склада с последующим анализом темпа, характера, структуры, направления движения мелодии, тонального плана. Подбор по слуху простых мелодий с гармоническим оформлением (основные трезвучия лада, септаккорды). Кадансовые обороты в различных мелодических положениях и фактурных вариантах. Подбор по слуху простых мелодий с гармоническим оформлением. 

4. Техническое развитие.

Теория. Мелкая и крупная исполнительская техника. Октавы. Переход из одной позиции в другую.

Практика. 1). Игра гамм в тональностях изучаемых произведений. Мажор и минор (Трёх видов) в прямом и в расходящемся движении. Игра хроматических гамм в прямом и расходящемся движении (от Ре и Соль диез) на 2 октавы.

2). Аккорды по 3 звука. Арпеджио короткие, ломаные, длинные.

3). Работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и для решения технических проблем, возникающих при разучивании определённого произведения.

4). Работа над упражнениями Ш. Ганона в разных тональностях.

5. Работа над репертуаром.

Теория. Новые приёмы звукоизвлечения. Гармония. Модуляция. Фактура. Стилистические и жанровые особенности музыкальных произведений. Создание художественного образа. Средства музыкальной выразительности.

Практика. 1). В течение учебного года обучающийся с помощью педагога должен подготовить 4 – 5 музыкальных произведения для концертных выступлений:

 - 1 полифоническое произведение;

 - 1 произведение крупной формы;

 - 2 разнохарактерные пьесы;

 - 2 этюда или виртуозную пьесу;

 - 1 ансамбль.

2). Педагог должен проработать с обучающимся 5 – 7 пьес, решая различные учебные задачи: чтение с листа, анализ нотного текста, объясняя новый материал по приёмам техники звукоизвлечения, по теории музыки. Разбирая пьесу, следует обобщать и систематизировать ранее накопленные знания, а также, объяснять на данном примере новые средства выразительности.

 

Примерный репертуар.

А. Бургмюллер – Этюды ор.100.

К. Черни – Этюды ор. 299.

Г. Беренс – Этюды ор. 88 № 3-7.

А. Лемуан – Этюды ор. 37 3 20 – 25.

Ж. Дювернуа – Этюды ор.176.

И. Бах – Маленькие прелюдии соль минор, ми минор. Полонез соль минор. Маленькая двухголосная фуга до минор.

Л. Моцарт – Бурре до минор.

Д. Циполи – Фугетты ми минор, Фа мажор.

А. Лядов – Канон Соль мажор.

М. Клементи – Сонатина ор.36 № 2 Соль мажор.

Д. Чимароза – Соната соль минор, ля минор.

Л. Бетховен – Сонатина Фа мажор

И. Гайдн – Соната – Партита До мажор.

П. Чайковский – Неаполитанская песенка. Итальянская песенка.

М. Глинка – Прощальный вальс.

Р. Глиэр – Колыбельная. Романс.

Д. Шостакович – Гавот.

О. Хромушин – Лунная дорожка. Медленный вальс.

Н. Рота – Тема любви из к /ф. «Крёстный отец». Пер. Г. Фиртича.

К. Дебюсси – Маленький негритёнок.

Ансамбли.

И. Бах – Шутка си минор.

В. Моцарт – Лакримоза из «Реквиема».

И. Штраус – Анна – полька.

Ж. Веккерлен – Эльзасский вальс № 3 До мажор.

Д. Уорнер – Мелодия из к /ф. «Титаник».

И. Дунаевский – Лунный вальс.

Т. Альбинони – Адажио соль минор.

С. Прокофьев – Танец рыцарей.

Л. Боккерини – Менуэт из Струнного квартета.

Э. Григ – Норвежский танец Ля мажор


6. Итоговые занятия.

Теория. Поведение на сцене. Внешний вид. Правила поведения при посещении концертов, театральных постановок, музеев.

Практика. Концертные выступления на академических концертах, прослушиваниях, музыкальных гостиных.

Ожидаемые результаты 4-ого года обучения

  • закрепят и разовьют ранее полученные исполнительские навыки
  • научатся качественно, выразительно исполнять музыкальные произведения
  • разовьют свои творческие способности
  • формирование потребности творческой исполнительской деятельности

Задачи пятого   года обучения.

Обучающие:

  • Овладеть основными навыками игры на фортепиано
  • Научиться самостоятельно  осознанно и выразительно исполнять музыкальные произведения, умению раскрывать музыкально-художественные образы

Развивающие:

  • Разовить владение звуком, нюансами и способами звукоизвлечения

Воспитательные:

  • расширить свой музыкальный кругозор

Содержание программы 5 года обучения

1. Вводный раздел.

Теория: Ознакомление с основными разделами и содержанием программы.

Практика: Повторение ранее пройденного материала. Подбор исполняемого репертуара.

2. Изучение нотной грамоты.

Теория. Крупные музыкальные формы: соната, вариации. Приёмы полифонического развития.

Практика. Анализ изучаемых музыкальных произведений крупной формы и полифонических жанров.

3. Практические навыки игры на инструменте.

Теория. Репетиционная техника. Разработка ладони, растяжение пальцев. Профилактика профзаболеваний (М. Шмидт – Шкловская).

Практика. Упражнения на силу пальцев, растяжимость мышц ладоней и пальцев. Беседы о физических проблемах исполнителей. Чтение с листа и транспонирование на основе усложнения исполняемого репертуара, выполняя не только нюансировку, но и внося свою интерпретацию пьесы. Закрепление рациональных приёмов работы над исполнительскими и техническими трудностями.

4. Техническое развитие.

Теория. Гаммы до 5 знаков при ключе. Тоническое трезвучие. Доминантсептакорд. Уменьшенный септаккорд.

Практика. 1). Игра параллельных гамм в прямом и противоположном движении в четыре октавы; Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении от любого звука;

Тоническое трезвучие, доминантсептакорд, уменьшенный септаккорд – короткими и длинными арпеджио.

2). Разучивание специальных упражнений для развития беглости пальцев и освоения приёмов звукоизвлечения по Ш. Ганону.

5. Работа над репертуаром.

Теория. Художественно – исполнительские задачи. Художественная концепция музыкального произведения. Обобщение и систематизирование приёмов и методов, позволяющих и обучающих ребёнка самостоятельно работать над произведением.

Практика. 1). В течение года обучающийся под руководством педагога должен подготовить 4 – 5 произведений для концертных выступлений и выпускного экзамена:

 - 1 полифоническое произведение;

 - 1 произведение крупной формы;

 - 2 разнохарактерные пьесы;

 - 1 развёрнутый этюд или виртуозная пьеса;

 - 1 ансамбль.

2). Педагог должен проработать с ребёнком 4 -5 произведений, решая различные учебные задачи; знакомить и помогать овладевать методами и приёмами, помогающими работать целенаправленно и результативно.

Примерный репертуар.

К. Черни – Этюды ор. 299.

А. Лемуан – Этюды ор. 37.

Г. Беренс – 32 Избранных этюда.

М. Мошковский – Этюды.

И. Крамер – Этюды.

Г. Гендель – Фугетта Соль мажор. Сарабанда ре минор.

И. Бах – Двухголосные Инвенции Си бемоль мажор, Ля мажор. Фантазия до минор. Трёхголосная Инвенция ре минор.

А. Гречанинов – Сонатина Фа мажор.

Л. Бетховен – Соната № 20. 1 часть.

И. Гайдн – Соната До мажор 1 часть.

К. Вебер – Соната До мажор.

М. Мусоргский – Слеза.

Р. Шуман – Воспоминание о театре. Пьесы из цикла «Из карнавала».

П. Чайковский – Осенняя песня. Подснежник.

Ф. Мендельсон – Песни без слов № 9, 20.

Э. Григ – Поэтические картинки. Кобольд.

А. Амиров – Лирический танец.

К. Глюк – Мелодия из оперы «Орфей».

Ф. Шопен – Прелюдии ми минор, Ля мажор.

А. Скрябин – Прелюдия.

З. Фибих – Поэма.

Р. Щедрин – Юмореска.

И. Альбенис – Танго Ре мажор.

С. Прокофьев – Мимолётность Си бемоль мажор.

Ансамбли.

И. Штраус – Полька – Пиццикато. Обр. в. Пороцкого.

И. Брамс – Венгерские танцы.

В. Дашкевич – Увертюра из к/ф. «Приключение Шерлока Холмса и Доктора Ватсона».

Д. Гершвин – Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Э. Линдстром – Французский счет.

А. Вильельдо – Танго «Эль – чокло».

А. Петров – Вальсы из кинофильмов. Пер. В. Дуловой.


6. Итоговые занятия.

Теория. Поведение на сцене. Внешний вид. Правила поведения при посещении концертов, театральных постановок, музеев.

Практика. Концертные выступления на академических концертах, прослушиваниях, музыкальных гостиных. Защита выпускной программы.

Примерный репертуар для защиты выпускной программы:

1 Вариант

М. Мошковский – Этюд.

И. Бах – Аллеманда из Французской сюиты № 2.си минор.

П. Чайковский – Осенняя песня.

2 Вариант

И. Бах – Двухголосная Инвенция Си бемоль мажор.

В. Моцарт – Фантазия Ре мажор.

Э. Фибих – Поэма.

3 Вариант

К. Черни – Этюд ор. 299 № 9.

К. Вебер – Соната До мажор.

С. Джоплин – Рэгтайм «Артист эстрады».

Ожидаемые результаты 5-ого года обучения

  • овладеют навыками исполнительского мастерства при игре на фортепиано
  • научатся осознанно и выразительно исполнять музыкальные произведения, умению раскрывать музыкально-художественные образы
  • разовьют потребность в разнообразных формах творческого музицирования
  • овладеют основами музыкальной грамоты
  • расширят свой музыкальный кругозор


Информационные источники

Список литературы для педагога

       1.   Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано»

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» М. 1985
  2. Баренбойм Л. «Как научить играть на рояле. Первые шаги». М. 2006.
  3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». С – Пб. 1995.
  4. Бергер И. «Сначала – ритм». С- Пб. 2004.
  5. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». М. 2007.
  6. Вебер К. «Путеводитель при обучении игре на фортепиано». С – Пб. 2002.
  7. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста». Киев 1992.
  8. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры»
  9. Смирнова Т. «Методические рекомендации по Интенсивному курсу по фортепиано». М. 2003
  10. Шмидт Д.– Шкловская «О воспитании пианистических навыков». М. 1985.
  11. Юдовина Т. – Гальперина «За роялем без слёз». С – Пб. 2002.
  12. Ядова И. «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано» СПБ. 2008.
  13. Мальцев С. «Теория, история и методика преподавания фортепианного искусства» СПб. 2009.
  14. Тайманов И. «Фортепиано» СПб. 2005.

Список литературы для обучающихся и родителей

«Буратино за фортепиано». Популярные детские песни в легком переложении.Пер. Фиртича Г.

«Мелодии мирового кино». В лёгком переложении для фортепиано.

Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».

Баневич С. «Петербургские страницы», «По сказкам Х. Х. Андерсена».

Бах И. «Маленькие прелюдии и фуги и другие легкие пьесы для фортепиано». Ред. А. Браудо

Бах И. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Ред. Т. Шабалина.

Беренс Г. « 32 избранных этюда»

Бетховен Л. «Лёгкие сонаты для фортепиано»

Борзенков А. «Начинаю играть на рояле».

Бургмюллер Ф. «Избранные этюды».

Гаврилин В. «Пьесы». В 3 тетрадях.

Геталова О. «В музыку с радостью».

Гречанинов А. «Детский альбом»

Григ Э. «Лирические пьесы для фортепиано»

Криштоп Л. «Школа юного пианиста» Часть 1, 2.

Ляховицкая С. «Школа игры на фортепиано».

М. Клементи «Сонатины. Ор. 36, 37.

Майкопар С. «Бирюльки»

Металлиди Ж. «Фортепианные циклы», «Дом с колокольчиком».

Прокофьев С. «Детская музыка. 12 лёгких пьес для фортепиано.»

Серия «Моё удовольствие». Классика в облегченном переложении. 5 выпусков.

Серия «Ностальгия». Переложение популярных зарубежных мелодий. 25 выпусков.

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года».

Черни – Гермер К. « 50 этюдов», « 32 этюда».

Шитте Л. «Этюды для фортепиано».

Шуман Р. «Альбом для юношества»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выдающиеся исполнители пианисты

выдающиеся исполнители пианисты...

выдающиеся исполнители пианисты

выдающиеся исполнители пианисты...

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

Творческая работа пианиста с авторским текстом.

Методические разработки по теме Творческая работа пианиста с авторским текстом....

Великие педагоги - пианисты о работе пианиста

Материал для родительского собрания класса в ДМШ и ДШИ....