Методическая подборка
материал по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Медведева Инна Анатольевна

Материал раскрывает особеннсти процесса освобождения голоса обучающихся.Раскрывает определение диафрагмы и  ее роли в процессе звукообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_podborka.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДЮТ Московского района

Музыкальный отдел

Методическая подборка

«Освобождение голоса»

Для педагогов дополнительного образования

Составитель: И.А. Медведева –

пед.доп.образования

2017

Пояснительная записка.

       Данный  материал раскрывает особенности процесса освобождения голоса обучающихся.Раскрывается определение  диафрагмы и её роли в  процессе звукообразования.

        Объяснение владения голосовой системой строится на образных сравнениях таких как резонаторная лестница, тело – дом, этажи - резонаторы и другие. Так же включены практические  дыхательные упражнения.

       Данный материал поможет в работе педагогам дополнительного образования при подготовке к занятиям по вокалу.

 Развитие процесса освобождения

Работа над диапазоном голоса будет основываться на предположении, что резонаторные полости можно изолировать. Голос будет развиваться с помощью резонаторов, полости которых различны по форме. Линклэйтер использует для прояснения картины различные средства: диаграммы, воображение, эмоции, абсурдные и реальные аналогии.

Вот описание резонаторной лестницы: каждая нота голоса имеет свою собственную резонаторную ступень. А лестница - ваше туловище от груди до макушки головы. В последующих упражнениях нужно будет направлять свой голос вверх и вниз по резонаторной лестнице. Каждую ее часть необходимо освоить.

Представьте такую аналогию: ваше тело - это дом. Пусть подвал воображаемого дома будет расположен под грудной клеткой, бельэтаж - в области грудной клетки, первый этаж - в полости рта, второй - между полостью рта и глазами, третий - от бровей до линии волос и, наконец, чердак - в верхней части черепа.

Представьте себе свой голос по аналогии с движущимся лифтом, электрический механизм которого находится в подвале. Используя для выявления голоса (лифта) длинное "хэ-э-эй", начните движение из "подвального помещения" к "чердаку", "навещая" по дороге все верхние регистры - то есть этажи-резонаторы.

Заметьте: когда лифт работает - дом не двигается (позвольте рту приоткрыться, ни в коем случае не разрешая плечам, подбородку, языку, губам или бровям помогать движению голоса (лифта).

После того, как вы прибыли на "чердак", позвольте дыханию переместиться и вновь совершите движение вниз, убеждаясь в том, что вы не проскакиваете ни один этаж и что "лифт" идет с той же скоростью по дороге вниз. (При отсутствии контроля за равномерностью движения "лифта" вниз существует тенденция к его пробуксовке, "перепрыгиванию" через "этажи" и расходованию большого количества времени на "бельэтаже".)

Энергия, приводящая в движение "лифт", исходит из "подвального помещения" вне зависимости от того, откуда "лифт" начинает свое движение.

Если вы почувствуете, что на полпути "лифта" вверх или вниз вы устали, не пытайтесь продолжать движение из последних сил. Воспользуйтесь энергетической поддержкой снизу.

Дайте возможность своему вниманию сосредоточиться на предложенном образе и на чувственном восприятии резонанса. Пусть высота звука будет побочным продуктом в упражнении.
Восприимчивость и сила голоса

Диафрагма - это мышца, подчиняющаяся интересам дыхания. Во время вдоха диафрагма опускается, желудок, а за ним и кишечник подталкиваются книзу, давая таким образом диафрагме возможность опуститься. Следовательно, для того, чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов. Нетрудно вообразить, что дыхание само по себе опускается в живот. Диафрагма становится плоской, а легкие заполняются воздухом.

Потребуется немало времени для того, чтобы состояние глубокой релаксации стало для вас таким же органичным, как и развивающийся процесс самоосознавания.

Большая эмоциональность и необходимость общения предполагают большой объем дыхания и более активную работу дыхательных мышц. Большой объем легких еще не обеспечивает потребности речевого взаимодействия.

Любые попытки поддержать звук путем сохранения дыхания создают мышечное напряжение. Вот почему упражнения старого образца, нацеленные на сдерживание дыхания грудной клеткой, так непродуктивны. Усилия, направленные на создание дыхательной опоры для звука, вызывают напряжение, которое препятствует образованию естественного объема воздуха. Внутренняя дыхательная мускулатура расширяется и сжимается в ритме непроизвольного дыхания. Принуждая мышцы к неестественной попытке удерживать грудную клетку расширенной, мы будем способствовать уничтожению глубокой инстинктивной связи эмоций и дыхания. Сдерживая мышцы, Вы сдерживаете свои эмоции. Эластичность дыхательных мышц - основа эмоциональной подвижности. Напряжение не заменит собой изощренные психофизические процессы.

Дыхательный аппарат составляют три группы дыхательных мышц: брюшные, диафрагмальные и межреберные. В процессе релаксации и растяжения мы будем использовать межреберные мышцы, делая их подвижными и эластичными, а впоследствии "удлиняя" их. Они и создадут внутри грудной клетки большую полость, которую смогут занять расширившиеся легкие. Очень важно, чтобы вы сейчас научились посылать сигналы, стимулирующие активность работы межреберных мышц изолировано от мышц брюшных. Но нельзя забывать, что работа только над одной частью дыхательного аппарата может привести к негативным последствиям для других составляющих. Следовательно, необходима тренировка всех трех групп мышц.

В последующих упражнениях Линклэйтер использует образ эластичной прямоугольной коробки с шестью сторонами:

 1) задняя сторона распространяется от затылка до копчика;

2) передняя начинается от ключицы и доходит до лобковой кости;

 3) и 4) боковые, проходят от подмышек до тазобедренного сустава;

 5) пятая сторона - это ваш плечевой пояс;

 6) шестая - это ваш тазовый пояс.

Л. Соловьева, видимо, подзабыла геометрию и называет эту фигуру шестиугольником. Я думаю, что все "шестиугольники" в тексте вполне можно заменить словом "параллелепипед".

Образ эластичного параллелепипеда нужен для того, чтобы помочь создать ощущение огромного внутреннего пространства. Чтобы дыхание могло удовлетворить сильные эмоции, объем его должен увеличиться. На сцене мы зачастую тратим большие усилия для выражения сильных эмоций. Большие усилия вызывают большое напряжение. Напряжение же сокращает мышцы, что, в свою очередь, уменьшает объем дыхания. В этом наше поражение. Если же все внутри вашего тела будет открыто и готово принять мощный эмоциональный импульс, вы будете на полпути к свободному владению сильными эмоциями.

Следующее упражнение - "вакуумизация легких" - оживляюще действует на весь организм. Надо полностью освободить легкие от воздуха, "выжать" последние "капли" воздуха, закрыть рот и пальцами зажать нос и затем создать подобие огромного вакуума внутри. Лучший способ добиться этого - попытаться вдохнуть через все еще зажатый пальцами нос, позволяя межреберным мышцам реагировать на потребность расширить грудную клетку. Затем, держа рот закрытым, отпустить свой нос. Воздух хлынет через нос, чтобы заполнить вакуум. Не надо помогать себе, беря вдох. Пусть дыхание всосется в соответствии с природным законом, не терпящим пустоты.

Воображая, что легкие заполняют собой все туловище, проделывайте вакуумизацию, представляя себе дыхательный аппарат в виде параллелепипеда.

Далее предлагается упражнение "учащенное дыхание", в котором особое внимание уделяется диафрагме.
Центр

Связующее звено между дыханием и внутренней энергией воз-никает вместе с развитием способности к восприимчивости. Перечислим основные свойства актерского голоса. Это: диапазон, разнообразие, красота, чистота, сила, объем и, наконец, восприимчивость - качество, которое ратифицирует все остальные, которые сами но себе "скучны" до тех пор, пока не начинают отражать диапазон чувств, разнообразие мышления, ясность воображения, эмоциональную силу, жажду общения. Если общение от внутреннего к внешнему откровенно правдиво, то энергия, питающая голосовые мышцы, созвучна энергии, порождаемой психикой. Когда содержание наполнено мощной энергией, оно может быть донесено более экономно и выявлено более правдиво.

Идею работы изнутри при минимальных затратах мышечных усилий нужно практиковать на всем протяжении наших занятий. Когда процесс физического самоосознавания усовершенствуется, его можно использовать более искусно. В следующем шаге, работая над концепцией "центра", можно достигнуть большей экономичности в затрате усилий для выражения чувств.

Идея центральной точки купола диафрагмы, которой касается звук, уже была представлена. После этого слово центр все более и более часто использовалось в значении дыхательного центра, эмоционального центра, энергетического центра, центра тела. Теперь Линклэйтер предлагает два взаимоисключающих хода к понятию центра. Один состоит в том, чтобы точно сориентировать вас на то место внизу, где этот центр находится. Другой же подход, напротив, стирает все ориентиры возможного местонахождения центра, иными словами, центр может быть везде.

Произнося слово "центр", мы порой попадаем в ловушку слов, предполагая, что обладаем конкретными познаниями. Ценность этого слова для нас состоит в том, что в каком бы месте тела "центр" ни находился, главное - вести поиск от него как некоего исходного пункта, проясняя сознание и фокусируя энергию. С точки зрения физиологии, более выгодно формировать голос в вибрационном центре, так как в этом случае дыхание приводит в движение голосовые складки более экономичным путем, что улучшает звучание. Слишком большое дыхание, раздувающее складки, вызывает "придыхание" в голосе. Однако экономичность не должна означать сдерживание. Использование вздоха облегчения почти во всех дыхательных упражнениях вплоть до настоящего момента имеет целью освободить сознание от тенденции к сдерживанию дыхания. Итак, предполагая, что на данном этапе сознательные установки нами уже заложены, мы можем надеяться на более экономичное использование дыхания, не опасаясь его сдерживания.

В конце предыдущей части учащенное дыхание, связанное с ожиданием, происходило в центре диафрагмы. Когда вы начнете звучать, ощущая центр, из которого исходит учащенное дыхание, то обнаружите, что затраты усилий на дыхание сокращаются. Дыхание, используемое Вами, перемещается с большей легкостью, чем раньше. Все движения, с помощью которых издается звук, могут убавиться, в то время как звук будет оставаться таким сильным, каким ему необходимо быть по вашему разумению.

Следующее упражнение интеллектуального порядка направлено на то, чтобы в будущем использовать центр, перенося большую ответственность за звучание в область сознания. В нем Линклэйтер предлагает исследовать связь между способностью к восприимчивости и силой голоса посредством воображения. Она предлагает нарисовать картину на холсте дыханием "ффф". Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания (изображение горизонта, корабля), образы, которые нуждаются в среднем дыхании (паруса, солнце, облака), а также нуждающиеся в коротком дыхании (чайки, лучи солнца и пр.). Все импульсы связаны с дыханием во внутреннем центре и вместе с дыханием выходят наружу через все туловище на "ффф".

Опыт работы со звуком, исходящим из внутреннего центра может помочь голосу наладить контакт с чувством. Из этого опыта вы сможете извлечь пользу для работы над любым характером, любой сценой, раскрывая глубочайшие и правдивейшие начала в самом себе, извлекая их для выстраивания образа. Продолжая работу в этом направлении, вы, возможно, обнаружите, что существуют аспекты чувств или характера, удаляющие вас от точно найденного центра, ниже или выше его. Вы сможете заметить, что говорите и двигаетесь от сакральной области или от разума. В соответствии с особенностями создаваемого характера, центр специфично поселяется то в одну часть вашего тела, то в другую. Характер зажимов, подавлений и привычек, имеющихся у вас, смещается, освободив место свойствам, характерным для человека, портрет которого вы создаете. Может случиться, что в определенный момент, начав сцену. Вы почувствуете тепло стремительной энергии, разливающейся от кончиков пальцев на ногах по всему телу, а к концу сцены вдруг отметите холод, сконцентрировавшийся в затылке. Центры смешаются и будут постоянно смещаться, тогда как ваше самоосознавание фиксирует изменяющуюся концентрацию энергии. Опираясь на практику, я оспариваю точку зрения существования единого неподвижного центра. Центр подвижен и может находится в зависимости от характера человека в разных пространствах

Полезные упражнения для развития дыхания.

Упражнение 1

Данное упражнение помогает наработать свободный, плавный выдох необходимый при пении. Техника исполнения такова. Поставьте перед собой зажженную свечу. Затем через нос наберите небольшое количество воздуха в область нижних часть ребер и немного в живот. Далее, необходимо плавно выдыхать воздух на свечу, которая должна быть расположена на расстоянии примерно 20 см. от рта. Выдох необходимо выполнять так, чтобы пламя зажженной свечи не тряслось, тем более не затухло. Этого можно достигнуть только при плавном, естественном выдохе, когда поток выдыхаемого воздуха имеет постоянную силу, без импульсивных рывков и резкого давления. Живот при этом, в отличии от речевого выдоха, не уходит во внутрь.
Данное упражнение очень полезно, так как свеча является визуальным монитором, которая показывает правильность выдоха. Кроме этого, упражнение развивает длительность выдоха, что очень важно при пении длинных фраз.

Упражнение 2

В певческом дыхании в основном участвуют нижние ребра и верхняя часть живота (диафрагма). На следующем упражнении можно почувствовать работу данной группы мышц. Оно выполняется лежа. Положите некий груз (например, пару толстых книг) на живот. Акцент идет на вдох, это своего рода тренировка мышц участвующих в вокальной работе.

При занятиях дыханием старайтесь не перебирать воздух при вдохе. Главное, чтобы дыхание было свободным и естественным, без утрирования, чтобы не было головокружения.

Как было отмечено в прошлом уроке дыхательные, артикуляционные и вокальные упражнения невозможно отделить друг от друга. Только в совокупности они дают результат. При самостоятельных занятиях следует об этом помнить и распределять время на все элементы.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми артикуляционными упражнениями, которые без сомнения принесут пользу.

УПРАЖНЕНИЕ 1 укрепляет связки, суставы, жевательные мышцы. Откройте рот, мысленно произнеся гласную «А» и подержав в таком положении пару секунд, закройте. Повторите 5-7 раз. Также его можно выполнить с силовой нагрузкой – откройте рот, а рукой зажатой в кулак, надавите на нижнюю челюсть снизу, этим самым создавая сопротивление, которое удерживайте в течении нескольких секунд

УПРАЖНЕНИЕ 2 тонизирует и укрепляет щечные мышцы. По очереди надувать одну и другую щеки, а затем обе втянуть. Повторить несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 3 направленно на тренировку языка, который при своей пассивности может искажать и звук и слово. При малоподвижном языке рекомендуется применять
слоги с согласными «Д», «Р», «Л», «Т», «Ч», «Ц».
Попробуйте решить эту проблему, проговаривая скороговорку на одном дыхании.
Повторение также желательно несколько раз. Обратите внимание на четкость произношения и окончания слов, которые заканчиваются на согласный звук:

Дмитрий Дмитриевич Дмитриев в Дмитрове.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Чтец чтеца чтит тщетно.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами
чертеж чрезвычайно чисто.

На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили? И в туманы Лимана манили меня.

Во мраке раки шумят в драке.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля здохла, наконец.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Мы ели, ели ершей у ели.


В начале придерживайтесь умеренного темпа. Артикуляция должна быть более утрированной, нежели при обычной речи. Главное не допускайте каких-либо болевых, неприятных ощущений, усталости гортани. Основная нагрузка ложится на язык и губы.

Кроме этих упражнений не стоит забывать об артикуляционных тренингах, приведенных в прошлом уроке. И естественно следует выполнять приведенные там же и вокальные упражнения. Относительно вокальных упражнений стоит особо отметить, что вокалисты могут распеваться на одних и те же упражнениях годами! Особенно это касается начинающих, перед которыми стоит задача через ощущения скоординировать работу всего голосового аппарата, почувствовать и зафиксировать головное и грудное резонирование и прочее. Поэтому как и в любом другом деле желательно придерживаться системности, а импровизации отложить до лучших времен! С этой целью я возвращаюсь к прошлому вокальному упражнению «мычание», которое с закрытым ртом на согласный «М» хорошо организует правильную механику звукообразования и помогает найти головное резонирование. Так всегда занимался Карузо, а выдающийся итальянский тенор Барра говорил: «Если у певца разболтан голос и вокальный инструмент еще не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, вариантов тембра и техники, пластичности в пении, то нужно упражняться в «мычании»». Надеюсь я убедила вас в целесообразности данного задания. Так что продолжайте осваивать предыдущий материал и пожалуйста следите за свободой нижней челюсти, единым положении гортани, свободным, ровным дыханием. Звук должен быть звонкий и резонирующий.

Список литературы:

1.А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика» - Издат.Метафора 2007год.

2.В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг» - год выпуска 2003,Издат.Лань.ИСБН5 – 81140207 - 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка фотоматериала по темам: "Современные тенденции моды", "Авангардная мода", "Этническая мода".

Молодые модельеры: Маша Пухова, Анастасия Курбатова, Анна и Алексей Бородулины, Диана Дорожкина, Диана Павловская, Таисия Кирцова....

Методическая подборка "Ручные швы"

Данная подборка предназначено для детей и взрослых, занимающихся рукоделием. В пособии даны советы и рекомендации по работе с ниткой и иголкой....

Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

Методическая подборка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования детей"

Цель данного методического пособия – научить педагогов дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в  объединении УДОД с учетом инновационного подхода к воспитан...

Методическая подборка материалов для организации итогового повторения курса алгебры в 11 классе

В данном пособии приведены материалы для использования на уроках алгебры и начал математического анализа в 11 классе при организации повторения курса....

Методическая подборка для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов для работы с детьми в летнем оздоровительном лагере

В данном методической подборке рассмотрены разные танцевальные стили, которые часто используются во время работы в  детском лагере, для постановок номеров к концертам, для развития танцевальных н...

Методическая подборка упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку для обучающихся 9-11 классов  

В данной методической разработке подобраны примеры заданий, которые можно использовать при подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников 9-11 классов...