РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья по музыке на тему

Небогатых Наталья Валерьевна

В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекомендации по организации работы с одаренными детьми в детских объединениях отдела музыкального воспитания Дворца пионеров и школьников.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

WORK OF THE TEACHER OF SUPPLEMENTARY EDUCATION ON DETECTING, SUPPORTING AND DEVELOPING MUSICALLY TALENTED CHILDREN 

Небогатых Наталья Валерьевна

педагог дополнительного образования

Nebogatykh Natalia Valerievna

Teacher of additional education

Дворец пионеров и школьников г. Курска

Palace of Pioneers and Schoolchildren of Kursk

Ключевые слова: музыкальная одаренность, критерии музыкальной одаренности, поддержка одаренных детей, развитие музыкальной одаренности.

Key words: musical talent, criteria of musical endowments, support of talented children, development of musical endowments.

Аннотация. В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекомендации по организации работы с одаренными детьми в детских объединениях отдела музыкального воспитания Дворца пионеров и школьников.  

Annotation. The article summarizes some theoretical positions and practical experience of the teacher of supplementary education in the identification, support and development of musically gifted children. Practical recommendations on the organization of work with talented children in the vocal studio of the Palace of Pioneers and schoolchildren are given.

Развитие общества и культуры осуществляется, в первую очередь, одаренными, творческими людьми. Социальный заказ ведет к возрастающему интересу науки и практики к одаренным детям и делает работу с ними чрезвычайно актуальной. Выявление, поддержка и развитие одаренных детей – один из приоритетов современного образования. Особое место в работе с талантливыми детьми принадлежит системе дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования, благодаря своему разнообразию и опоре на личностно-ориентированное обучение и воспитание, обладают возможностями всестороннего и глубокого воздействия на детей. В них дети развивают специальные способности, свою уникальную одаренность и личность.

Многозначность понятия «музыкальная одаренность» отражает природу этого динамичного и многомерного явления. По определению Б.М. Теплова, музыкальная одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью [6]. М.С. Старчеус подчеркивает, что проявления музыкальной одаренности неповторимо индивидуальны и в значительной мере зависят от возраста по форме проявления и содержанию. В детском возрасте одаренность проявляет себя отличными музыкальными способностями, в юношеском – индивидуальным музыкальным самопроявлением, в зрелом – высокими творческими результатами [4].

Педагогический опыт показывает, что музыкальная одаренность как сложное явление включает в себя специальные и более общие моменты. Значительную роль в успешном осуществлении музыкальной и другой творческой деятельности играют такие моменты, как эмоциональная восприимчивость, богатство воображения, высокий уровень музыкального мышления, творческая воля, умение сосредотачиваться на предмете музыкальной деятельности и др. [2]. Одаренный ребенок увлечен своей деятельностью, и его самочувствие приближается к восторженному состоянию, о котором говорил П.И. Чайковский: работа «…утрачивает вполне характер труда; это сплошное наслаждение. Пока пишешь, не замечаешь, как время проходит, и если бы никто не являлся прерывать работу, просидел бы целый день, не вставая» [7, с. 247].

С опорой на мнение авторитетных отечественных и зарубежных специалистов нами определены следующие критерии музыкальной одаренности у детей, приходящих в вокальные студии Дворца пионеров и школьников г. Курска. Это:

  1. проявление особого интереса к музыкальным занятиям;
  2. крайне чуткая реакция на характер, настроение музыки;
  3. точное определение, какой из двух предложенных звуков выше или ниже;
  4. легкость воспроизведения ритмических и мелодических фрагментов;
  5. безошибочное узнавание знакомых мелодий по первым звукам, точное подпевание;
  6. искренность и артистичность в собственном исполнении.  

Многочисленные исследования выявили, что во всех семьях современных известных музыкантов родители поощряли увлечение ребенка музыкой. Также выяснилось, что большую роль играл первый учитель музыки. Важно, чтобы он проявлял доброжелательность, поощрял ребенка к занятиям музыкой, чтобы уроки были приятны и полезны. Огромное значение имели такие факторы, как: возможность с раннего детства постоянно соприкасаться с самой разной музыкой, свободно экспериментировать с ней в течение длительного времени, а также ресурсы, необходимые для занятий музыкой – свободное время, музыкальный инструмент, финансовая, социальная и психологическая поддержка [8].  

Несомненно, что для успешного развития музыкально одаренных детей педагог дополнительного образования должен обладать комплексом особых качеств:

  • личностных (общительность, позитивность, эмоциональность, доброжелательность, артистичность);
  • профессиональных (эрудиция, хороший уровень исполнительского мастерства, знание психолого-педагогических основ работы с детьми и подростками);
  • поведенческих (создание творческой атмосферы).

Для работы с одаренными детьми педагог должен иметь также особую подготовку – знать о сущности музыкальной одаренности, об особенностях работы с одаренными детьми. От этого в значительной мере зависит успешность развития музыкально одаренных детей, приходящих в учреждение дополнительного образования [5].

Направления работы по развитию музыкальной одаренности во Дворце пионеров и школьников г. Курска следующие: повышение знаний педагогов о детской одаренности, знакомство с инновационными методами и приемами, разработка программ и занятий для работы с одаренными детьми, создание условий для концертной деятельности одаренных детей, участие в фестивалях и конкурсах разного уровня.

Суть педагогической поддержки музыкально одаренных детей во Дворце пионеров и школьников заключается в содействии в начинаниях и музыкально-творческой деятельности, позитивной оценке, обеспечении благоприятной развивающей среды, доброжелательного эмоционального фона. В результате во Дворце пионеров и школьников создается пространство личностной успешности, направленное на музыкально-творческую самореализацию одаренных детей, развитие у них музыкальных и коммуникативных умений, чувства уверенности в себе.

В развитии музыкально одаренных детей целесообразно опираться на четыре основных стратегии, определенных в «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Примеры наращивания интенсивности обучения одаренных детей – участие их в мастер-классах, творческих мастерских, летних и зимних лагерях, где с ними работают инициативные, опытные педагоги. Углубление предполагает тщательное изучение выбранных областей музыкального искусства (например, народное пение, эстрадное пение, академическое пение), дисциплин (постановка голоса, ансамбль, сценическое движение, актерское мастерство и др.) Обогащение ориентирует на выход за рамки традиционных тем, установление связей с другими дисциплинами или темами. Проблематизация предполагает стимулирование познавательного и личностного развития детей, использование проблемного метода и оригинальных педагогических приемов [3].

В отделе музыкального воспитания Дворца пионеров и школьников г. Курска существуют студии различных вокальных направлений – народное, академическое, эстрадное, эстрадно-джазовое пение. Спецификой работы здесь являются особый репертуар, сочетание пения и движения, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности (индивидуальное пение, ансамбль, импровизация, актерское мастерство, сценическое движение и др.). Фольклорное и эстрадно-вокальное искусство – синтетические жанры, основанные на взаимодействии ряда искусств, что позволяет наиболее полно реализовать комплексный подход в развитии музыкально одаренных детей.

Фольклорное пение предполагает повышенную эмоциональную выразительность, раскрепощенность на сцене, применение народно-танцевальных и речевых элементов. Детям предоставляется значительная самостоятельность и свобода самовыражения. «В работе над сценическим поведением особенно продуктивна ситуация, когда певец самостоятельно подбирает выразительные движения, характерные для определенного персонажа или музыкального жанра, и придумывает несложные танцевальные элементы», – подчеркивает А.Б. Арутюнова [1, с. 97].  

Большое значение для развития музыкальной одаренности детей в вокальной студии имеет целенаправленная работа над импровизацией и интерпретацией. Импровизация позволяет детям получить опыт «авторства», быть в творческом тонусе. Благодаря включению импровизационных моментов одно и то же произведение звучит у детей индивидуально, по-разному.

Для развития умения воплощать образ песни на сцене используются пластические приемы. Например, детям дается задание – изобразить движениями настроения, эмоции и чувства песни. Эти движения затем становятся основой пластической композиции при исполнении вокального номера на сцене.

Следует обязательно выносить творческие опыты одаренных детей на публику. Исполнение перед зрителями – кульминация работы над песенным образом. Для одаренной личности важно воплотить задуманное, добиться желаемого творческого результата, поэтому в достижении концертного уровня укрепляется характер и воля ребенка. При создании мероприятия вокальной студии детям дается возможность обдумать сценарий, группировать песни, придумать интересные сценические ситуации, участвовать в оформлении сцены и костюмов.

Таким образом, выявление, поддержка и развитие музыкальной одаренности является одной из главных задач педагогов дополнительного образования.  Описанные в статье подходы (научные положения, инициативы Дворца пионеров и школьников г. Курска, опыт педагогов вокальных студий) предоставляют большие возможности для развития музыкально одаренных детей.  

Литература:

  1. Арутюнова А.Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) // Известия Волгоградского гос. пед. университета. 2011. № 8 (62). С. 94–98.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. 194 с.
  3. Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. [Электронный ресурс]. URL:  https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/-1208182748/03bogoyavlenskaya46-68.pdf (дата обращения 01.12.2017).
  4. Старчеус М.С., Тарасова К.В. Музыкальные способности // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. С.128–216.
  5. Сухачева Э.А. О роли преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста // Фундаментальные исследования. 2008. № 7. С. 71–72 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3469 (дата обращения 01.12.2017).
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 384 с.
  7. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. Т. 1. М.: Music Production International, 2007. 704 с.
  8. Sosniak L.A. The tortoise, the hare and development of talent // In M.J.A. Howe (ed) Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society, 1990. Р. 166–172.