Тематическое занятие "Музыкальное путешествие по радуге"
план-конспект по музыке по теме

Воронина Наталья Васильевна

Занятия мной построены в виде игр - путешествий по сказкам (в гости к ноткам, к муз.инструментам и т.д.). Дети постепенно погружаются в мир превращений, в весёлую игру занятий. Основная цель этих превращений  - научить растущего человека слышать, слушать, понимать, музицировать и творить, в полной мере проявляя свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_puteshestvie_po_raduge.docx35.94 КБ
Файл raznotsvetnye_stupenki.docx99.92 КБ
Файл raznotsvetnye_stupenki.pptx2.02 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей

 по  обучению игре на фортепиано по программе «Маленький гений»

«Музыкальное путешествие по радуге»

G:\мастер класс 2016\картинки по музыке\15815851.gif

Музыкальный руководитель – Воронина Наталья Васильевна

МДОУ детский сад № 22 г. Рыбинск

2016 год

Конспект занятия для детей  по  обучению игре

 на фортепиано

«Музыкальное путешествие по радуге»

Цель: развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

Задачи:

  1. Развивать стремление изучать названия нот, их цветовую гамму, расположение на нотном поле.

2. Продолжать развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на синтезаторе и фортепиано.

3. Воспитывать интерес к музицированию, развивать эмоциональную отзывчивость и  восприимчивость к музыкальным произведениям.

Оборудование к занятию: синтезатор напольный, синтезатор настольный, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи.

Дидактический материал: слайдовая презентация, нотное поле с набором цветных нот – фишек;  дидактические игры: «Куда спряталась нотка?», «Сказка в регистрах», «Вверху – внизу», «Телеграмма», «Весёлый звукоряд», цветные капельки с заданием.

Содержание и методика проведения.

Звучит легкая музыка, дети входят в зал.

Муз рук. Здравствуйте, ребята. У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу передать это настроение вам. Я предлагаю взяться за руки  и повторить  со мной стихотворение.

«Приветствие»

 Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Солнце поднимается,

Сердце согревается,

Просыпается земля

Вместе с ней и ты, и я.

(выполнение упражнения вместе с детьми)

Муз рук. Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные и задорные. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную музыкальную страну. Там живёт маленькая фея.

        Звучит музыкальный фрагмент «Музыкальная табакерка» муз. Лядова

Муз рук. Слышите, какие удивительные, сказочные звуки, значит,маленькая фея совсем близко.

На экраневидео приглашение маленькой феи.

        «Здравствуйте мои, друзья! Меня зовут Домисолька. Я маленькая фея музыкальной страны. Сегодня я приготовила для вас  музыкальный сюрприз,  и очень жду встречи с вами. Волшебная радуга поможет вам попасть в мою страну. До скорой встречи!»

        На  экране слайд – «Радуга»

Муз рук.        Дети, вы готовы отправиться по радуге в музыкальную страну? (ответы детей) Тогда в путь!

        Звучит музыкальный фрагмент «Гроза с дождём»

        На экране слайд – «Вредная тучка»

Муз  рук.        Ой, ой, ой! Не спроста здесь тучка появилась!

        «Тучка злючка рассердилась,

        Тучка злючка распушилась,

        Кулаками застучала,

        А потом вдруг проворчала»

Тучка (в записи)

        Вам к Домисольке не пройти, вы потеряетесь в пути. А радугу от вас я спрячу! Пусть будет так, а не иначе!

        На экране – «Бесцветная радуга»

Муз рук.        Что же делать? Как мытеперь к Домисольке попадём?

        Дети дают варианты ответов, затем обращаем внимание на разноцветные капельки под экраном.

Муз рук.        И откуда-то появились эти разноцветные капельки? (ответы детей)

        Тучка нашу радугу размыла и в разноцветные капельки превратила.(берёт красную капельку)

        Посмотрите, на этой капельке написано задание.(читает)«Найдите нотку ДО в картинках». Попробуем?

        Проводится дидактическая  игра «Нотки спрятались в картинках». Дети берут картинки и находят те, где спряталась нотка ДО. Когда задание будет выполнено, нотку помещают на нужной клавише напольного синтезатора.

На экране – «Радуга с  одной красной полосой»

Муз рук.        Видимо, капельки не простые, а волшебные. Давайте вторую капельку поднимем,  и посмотрим что там написано.

        Дети выбирают оранжевую капельку.  Муз руководитель читает задание: «Отгадайте, кто каким голосом поёт?»

Муз рук.        Скажите, какая нотка оранжевого цвета?  (РЕ)        

Проводится дидактическая игра «Сказки в регистрах». Муз руководитель или один из детей проигрывает ноту РЕ в разных регистрах, дети на карточках раскладывают фишки – цифры в порядке звучания. Когда задание будет выполнено, нотку помещают на нужной клавише напольного синтезатора.

На экране – «Радуга с двумя полосами»

Муз рук.        У нашей радуги появилась вторая, оранжевая  полоска!

Скажите, а третья капелька какого цвета должна быть? (жёлтого) И это нотка…(МИ). Прежде чем  нотку МИ сыграть, нужно вспомнить, с какими нотками  она живёт по соседству.

        

Дети читают.

Чёрных клавиш ровно две,

Между ними нота РЕ,

Слева - До, а справа - МИ.

Проиграем ДО – РЕ – МИ!

Муз рук.        Посмотрите, на жёлтой капельке написано «До – ре – ми». Прежде, чем сыграть нотки на синтезаторе, нужно подготовить пальчики к игре.

        Повторяем пальчиковую гимнастику:

        «Из пальчиков мы сложим дом,

        Затем поселим мышку в нём.

        Мышка, мышка, там сиди,

        Никуда не уходи».

Далее дети проигрывают  упражнение «До – ре – ми» в разном темпе (как ползёт улитка, как бежит мышка, как скачет зайчик и т.д.)

Когда задание будет выполнено, жёлтую нотку помещают на  клавише напольного синтезатора.

На экране – «Радуга с тремя полосами»

Муз рук.        Вот и третья полоска у радуги  появилась! Какая у нас следующая капелька.(зелёная)

Совершенно верно! Читаем задание: «В гости к ёжику».

                И так, отправляемся в гости  к ёжику, а помогут нам уже знакомые нотки и новая нотка. Как она называется? ( ФА)

        Дети сначала обыгрывают песенку с моделями-нотками, а потом проигрывают упражнение «В гости к ёжику» на напольном синтезаторе.

        Затем нотку помещают на клавиатуре напольного синтезатора.                На экране – «Радуга с четырьмя полосами»

Муз рук.        Четыре радужные полоски на месте! Пора найти пятую капельку.

        Дети поднимают голубую капельку. Читаем задание:

        «Кто живёт вверху?» (зайчик)

«Кто живёт внизу?» (мишка)

Муз рук.        А сейчас мы поселим зайчика на пятую нотку. Как она называется?  (Нотка СОЛЬ)

        Дети проигрывают упражнение и пропевают «Зайкин дом в верху, в доме я живу»

Муз рук.        На какую нотку мы поселим мишку? (На нотку ДО)

        Дети проигрывают упражнение и пропевают «Мишкин дом внизу, в доме я живу» Затем помещают голубую капельку на клавиатуре напольного синтезатора.

        На экране – «Радуга с пятью полосами»

Муз рук.        Наша радуга становится всё ярче и красивей.

Затем читаем задание на синей капельке: «Телеграмма».

Муз рук.        Дятел сел на толстый сук,

«Тук – тук – тук, тук - тук- тук»,

Всем друзьям своим на юг,

«Тук – да – тук, тук – да - тук»,

Телеграмму срочно шлёт,

«Туки – туки – туки – тук, туки – туки – туки – тук»

Что уже весна идёт.

«Тук – туки – туки - туки – тук, тук – туки – туки – туки - тук»

Дети проигрывают на напольном или настольном синтезаторах ритм телеграммы на ноте ЛЯ, повторяя за муз руководителем упражнение «Телеграмма». Затем нотка ЛЯ устанавливается на клавиатуре.

На экране – «Радуга с шестью полосами»

Муз рук.         Посмотрите, последняя седьмая капелька осталась. И это нотка СИ. А если мы её поместим к другим ноткам, у нас получится целый звукоряд.

        Дети раскладывают  на ковре карточки с картинками звукоряда. Затем напевают песенку «Весёлый звукоряд».

«Домик под горой стоит,

Репка рядышком лежит,

Мишка к дому подошёл,

Фантик у крыльца нашёл,

Соль стояла на столе,

Лягушонок пел во сне,

В сито прыгнул серый кот.

Вот и все мои семь нот!»

На экране – «Радуга с семью полосами»

Муз рук.        Наша радуга засверкала всеми семью цветами! А вот  и  волшебный домик нашей  маленькой феи.

На экране – «Домик Домисольки»

Звучит фрагмент «Музыкальная табакерка» муз Лядова. Входит Домисолька с дирижёрской палочкой в руках.

Домисолька.        Я так рада встрече с вами! Как хорошо, что вы не испугались трудностей  и выполнили все музыкальные задания.

Мы рисуем радугу и целый небосвод,

        И над нашей радугой солнышко встаёт!

        Семь цветов-полосок – разные совсем.

        Музыкальных ноток мы играем семь!

Сегодня я подготовила для вас музыкальный сюрприз.

На экране слайд – «Весёлые нотки»

Муз руководитель и дети присаживаются на стулья, Домисолька играет пьесы на фортепиано: «Ёжик» муз Д. Кабалевского, «Собачий вальс», «Украинская  народная песня». В заключение все аплодируют Домисольке.

Муз рук.        Спасибо, Домисолька, за приятный сюрприз. Мои юные музыканты, если будут прилежно заниматься музыкой, тоже скоро покажут свои первые навыки игры на фортепиано.

Дети.                А сейчас мы хотим подарить Домисольке и всем гостям песенку «Весёлые нотки».

        Дети исполняют песню «Весёлые нотки» минус на диске, Домисолька дирижирует.

 Муз рук.        Дети, чтобы вы хотели пожелать нашим гостям? Ведь у них в детских садах, наверно, тоже есть способные и талантливые дети?

Дети.                Мы хотим, чтобы их дети тоже учились музыке, как мы!

                На экране слайд – «Разноцветные шары»

        Звучит музыка,  в зал вносят разноцветные шары с нотками.

Домисолька.        Пусть эти шары вам напоминают мою разноцветную радугу.

Дети и Домисолька уходят из зала.

        



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Обучение дошкольников игре на фортепиано

 по программе «Маленький гений»

C:\Users\Natasha\Desktop\Комп картинки\музыка\400_F_25146653_PjEf6OanR4722Jl3zVo7fZEyz8XJfKLu.jpg

Музыкальный руководитель Воронина Наталья Васильевна

Высшая квалификационная категория

Детский сад № 22 г. Рыбинск

 «Разноцветные ступеньки»

Мастер класс

Обучение дошкольников  музыкальной грамоте и игре на фортепиано

по программе «Маленький гений»

Цель: знакомство детей с нотной азбукой и  элементами музицирования.

Задачи: 

- Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

-   Формирование навыков игры на синтезаторе (пальчиками и ладошками)

-   Закрепление  знаний о графическом изображении нот.

Пояснение.

Мастер - класс «Разноцветные ступеньки» проводится в игровой форме обучения, помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот (в картинках), а также  основные элементы музыкальной грамоты.

Оборудование:

        Пианино, настольный синтезатор, напольный синтезатор, мольберт, ноутбук, проектор.

Дидактический материал:

        Картинки и иллюстрации  с изображением нот,  обучающая презентация о нотах.

        Дети входят в музыкальный зал и располагаются у настольного синтезатора.

Муз рук. Сегодня к нам в гости спешит маленькая фея, а вот как её зовут, вы должны отгадать сами по трём звукам.

Педагог проигрывает три звука (до, ми, соль). Ответ детей  (Домисолька)

На экране слайд -  Домисолька.

Муз рук. Домисолька предлагает нам прогуляться по разноцветным ступенькам, эти ступеньки не простые, а музыкальные.

 Кто же там живёт? (нотки) 

Почему ступеньки разноцветные? (у каждой нотки свой цвет)

        Давайте проверим наши ответы и прогуляемся по разноцветным ступенькам.

На экране слайд – Разноцветные ступеньки

Муз рук.        

На красной ступеньке живёт нотка… ДО,

        С ней все ребята знакомы давно.

        А на оранжевой прячется… РЕ,

        Ей на ступеньке уютно вполне!

        На жёлтой ступеньке живёт нотка …МИ,

        Если не веришь, сам посмотри!

        А вот на зелёной пыхтит нотка… ФА,

        И чем-то сейчас недовольна она!

        Чуть выше её живёт нотка …СОЛЬ,

        И цвет у ступеньки её голубой!

        На синей ступеньке живёт нота …ЛЯ,

        Всегда   с настроеньем весёлым она!

        Вот мы на седьмую ступеньку пришли,

         И сразу попали к фиолетовой… СИ!

        

        У нот семь ступенек, семь разных цветов,

        И если не трудно повторим всё вновь?

(во время декламации стихотворения дети повторяют названия нот, на слайде появляются поочерёдно нотки)

Муз рук. Но повторять мы будем песенкой, наши нотки превратятся в интересные картинки.

        Исполняется «Веселый звукоряд». Дети раскладывают поочерёдно на ковре дидактические картинки с нотками. (ДО – домик, РЕ – репка, МИ – мишка, ФА – фантик, СОЛЬ – солонка, Ля – лягушонок, СИ – сито с серым котом).

        «Домик под горой стоит,

        Репка рядышком лежит,

        Мишка к дому подошёл,

        Фантик у крыльца нашёл,

        Соль стояла на столе,

        Лягушонок пел во сне,

        В сито прыгнул серый кот,

        Вот и все мои семь нот!

        До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До!»

Затем все поют песенку про нотки – картинки, сначала педагог проигрывает мелодию сам, затем предлагает проиграть песенку одному из детей.

Муз рук. Посмотрите, а на пианино  клавиши  белые и чёрные, на синтезаторах клавиши тоже белые и чёрные. Здесь нет ничего разноцветного! Как же мы здесь отыщем наши нотки? Домисолька, помоги нам, пожалуйста!

На экране слайд – Разноцветная клавиатура.

Муз рук. Домисолька, разукрасила клавиши в знакомые цвета! Смотрите и запоминайте!

Дети просматривают расположение нот на клавиатуре в цвете.        

        На экране слайд - Клавиатура с белыми и чёрными клавишами.

Муз рук. Смотрите, все цвета исчезли, и клавиши вновь стали белыми и чёрными.

        Давайте попробуем отыскать нужные нам нотки на клавиатуре большого синтезатора, а помогут нам черные клавиши.

«Черных клавиш видим две,

Между ними нота РЕ!

Справа - ДО, а слева – МИ.

Проиграем, ДО – РЕ – МИ!»

Дети повторяют упражнение.

        «Чёрных клавиш ровно три,

Видим справа ноту СИ,

Рядом с ней присела ЛЯ,

Перед ЛЯ есть СОЛЬ и ФА»

Дети повторяют упражнение за педагогом, нажимая клавиши ладошками.

Муз рук. А сейчас повторить нам легко, и  мы начинаем играть с нотки ДО.

Дети проигрывают  упражнение «Цирковые собачки»

        «Вверх по ступенькам поднимись,

        Потом обратно вниз спустись»

Затем предлагаю проиграть знакомое упражнение «Ёжик»

        «ДО, РЕ, МИ,

        ДО, РЕ, МИ,

        В гости к ёжику пришли»

Упражнение «Кот Мурлыка»  более сложное по исполнению, дети повторяют по показу педагога.

        «Кот учёный, кот Мурлыка

        Учит деточек считать!

        Ну-ка, детки, повторяйте:

        - Раз, два, три, четыре, пять»

Муз рук. Молодцы, вы сегодня успешно справились с музыкальными заданиями, и наша прогулка по разноцветным ступенькам прошла весело и занимательно. Посмотрите, у меня на столе появились какие-то картинки с нотками.

Дети разглядывают картинки, и находят там красочные музыкальные упражнения в нотных тетрадях. Подарок от Домисольки.

Дети.        Спасибо тебе, Домисолька!

Дети        уходят  из зала с нотками - картинками.

.

        

        

Музыкальный руководитель Воронина Наталья Васильевна

Высшая квалификационная категория

Детский сад № 22 г. Рыбинск

Я работаю по программе «Маленький гений», обучение дошкольников игре на фортепиано.

 Основа программы - это постепенность погружения в мир музыки.  

Каждое занятие - новый шаг в познании через восприятие музыки и практическую музыкальную деятельность ребенка.

Занятия построены в виде игр - путешествий по сказкам (в гости к ноткам, к муз. инструментам и т.д.).

Я стараюсь научить дошколят слышать, слушать, понимать, музицировать и творить,  проявляя свои музыкальные способности.

Постепенно дети включаются в круг музыкальной жизни через четыре формы музыкальной деятельности, которые предстают перед ними в виде сказочных персонажей: маленькой феи Домисольки, гнома Фа-сольки, двух братьев Мажора и Минора, дядюшки Ритмуса и феи Музыки.

На занятиях дети

- постепенно знакомятся с музыкальной азбукой (нотки и нотные домики-линеечки, звуки и звукорядные ступеньки и т.д.);

-  учатся  слушать, понимать и эмоционально откликаться на услышанное;

- здесь формируются первые навыки элементарного музицирования;

- развиваются музыкально-творческие способности ребенка, его наблюдательность, умение выбирать нужные музыкальные произведения для создания того или иного образа.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Презентация к занятию во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида "Путешествие по радуге" (закрепление представлений об основных цветах и их оттенках).

Презентация разработана для занятия обобщающего занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Основные цвета и их оттенки". Цвет определяется как светово...

Досуговая программа "Путешествие по радуге"

Программа «Путешествие по Радуге» составлена для организации детского досуга в период осенних каникул.Прививать любовь к родному Коми краю, развивать стремление изучать историю родного края, сох...

Презентация к уроку "Путешествие по радуге"- часть 1

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют ц...

Занятие по изобразительному искусству "Путешествие по радуге"

Сценарий «Путешествие по радуге» разработан для детей 7-12 лет. В мероприятии принимают участие обучающиеся детских объединений старшей и младшей группы. Дети из старшей группы, выступают проводниками...

СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ"

Сценарий отчётного концерта отделения ДО Минусинского кадетского корпуса...

Разноцветная вечеринка "Путешествие по радуге"

Общеинтернатное мероприятие, проведенное в качестве презентации промежуточных итогов реализации коллективного творческого проекта "Путешествие по радуге", затем "переросшего" в пол...