Методическая работа «Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста»
методическая разработка по музыке на тему

Среди музыкантов – педагогов давно утвердилась истина: техника – средство, а не цель. Однако неправильное понимание этой бесспорной истины приводит к ошибочным выводам о второстепенности работы над упражнениями и гаммами. А между тем работа над гаммами и другими упражнениями - это действительно необходимая составная часть воспитания пианиста, "Музыкальной таблицей умножения" назвал гаммы Иосиф Гофман.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_tehnikoy.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа

«Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста»

Педагог дополнительного образования

Волдина В.М.

Москва

2016

Среди музыкантов – педагогов давно утвердилась истина: техника – средство, а не цель. Однако неправильное понимание этой бесспорной истины приводит к ошибочным выводам о второстепенности работы над упражнениями и гаммами. А между тем работа над гаммами и другими упражнениями - это действительно необходимая составная часть воспитания пианиста, "Музыкальной таблицей умножения" назвал гаммы Иосиф Гофман. Да, играющему на рояле надо знать и гаммы, и другие компоненты гаммового комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Гаммы нужны пианисту всегда. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они "одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю", - замечает К.Черни. - "Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним" (цит. по: Алексеев А.Д.  Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974. с. 101).

Кстати говоря, откуда взялось слово "гамма"? "Гаммой", т.е. названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо Д' Ареццо - музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием и самих нот. Кроме русского языка, слово "гамма" употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово "лестница". В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют "лестница" или "лествица" (также "музыкальная лестница" или "лестница тонов"). Пользу от изучения гамм (как и гаммового  комплекса в целом) обычно видят в том,  что такое  изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакотиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Гаммаобразные последовательности, а также арпеджио действительно составляют сушественную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те "ключи", владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению. Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле - в музыке Гайдна, Mоцарта, Бетховена. Кто имеет заранее сделанные заготовки - хорошо выученные гаммы, - тот сыграет без особого труда.

В работе над гаммами для ученика нередко представляет известную трудность подкладывание первого пальца. Первый палец не должен занимать слишком низкого положения. "Лежащий первый палец, - замечает Л. Оборин, -неловок, неуклюж в движениях и более напряжём, чем "высокий" первый палец». Важно отметить, что сам термин "подкладывание" не слишком удачен, он вызывает представление  о пальце, который кладется на клавишу. Рука при этом падает на клавиатуру, а запястье  "ныряет". Примем  к  сведению   ценную рекомендацию Г. Нейгауза, который предлагает "понятие подкладывания первого пальца под руку" заменить "более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец". И, действительно, психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь...

Существует множество упражнений на подкладывание первого пальца. Чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение гаммы, необходимо использовать его природную ловкость и лёгкость. При смене позиции кисть переносится через первый палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции.

Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведётся плавно и спокойно на одном уровне (в медленном темпе она слегка поворачивается, чтобы подготовить подкладывание первого пальца). Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.

Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш.

С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами, считал вслух на две четверти. Можно также быстро и четко проговорить названия нот - такой "приказ" заставляет пальцы работать подвижнее и четче.

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова. Часто ученики бывают вполне удовлетворены, когда играют гаммы и арпеджио в достаточно подвижном   темпе,    ровным,    "учебным"    звуком    средней    громкости и правильными пальцами. Между тем, настоящая работа только тут и начинается. Можно ставить перед собой такие, например, задачи; исполнить гамму в разных темпах, то очень медленно, то подвижно. А то так быстро, как только возможно. Полезно также играть с постепенным ускорением или замедлением движения, хотя  злоупотреблять этим  не следует:  сначала  надо научиться соблюдать ритмическую ровность.

Сыграть гамму legatissimo и staccato, причем staccato может быть разным - пальцевым или кистевым. Играть громко и тихо, ровно по звуку или с crescendo и diminuendo (при этом не обязательно делать нарастание при движении вверх и наоборот; полезны и обратные нюансы). Можно менять и артикуляцию, и динамику на протяжении одной и той же гаммы. Скажем, начать с legato, а с третьей октавы перейти на staccato, или сделать еще более дробную разбивку.

А еще лучше вместо этих деловых рекомендаций ("громко-тихо", "быстро-медленно", "связно-отрывисто" и пр.) делать установку на выразительность звучания, иными словами, ведя работу над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами ставить задачи художественного порядка. "Никакое упражнение, каким бы сухим оно не казалось, не должно быть играно мертвым. Безжизненным тоном,- пишет В.Сафонов. - Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения".

Можно поставить задачу таким, например, образом: сыграть гамму певучим, полновесным forte, в умеренном темпе, приемом portato , Или: "пропеть" гамму так, как если бы ее играли скрипач или виолончелист, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой. Или еще: исполнить гамму серебристым, прозрачным и легким звуком с постепенным diminuendo к концу.

Польза такого подхода еще и в том, что ясное представление о желаемом характере звука способно "настроить" руку, навести на нужный технический прием, подсказать наиболее целесообразное движение. Прекрасным образцом при этом могут быть конкретные примеры из пьес. Такая работа, приближенная к условиям художественного исполнения, гораздо более эффективна, чем постоянная игра гамм нейтральным звуком и "учебным" шагом.

Наряду с артикуляционными, динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и варианты ритмические.

"Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре..." (Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М, 1961.с.85).

Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.

Но и тогда, когда период ученичества остается позади без систематической разработки этой поистине золотой жилы не может обойтись ни один пианист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Работа над ансамблем в младших классах"

В данном пособии представлены методы и приемы работы над ансамблем  с детьми младших классов. Этот материал будет полезен педагогам детских школ искусств и музыкальных школ....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией"

В разработке представлены методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, задания на танцевально-музыкальную импровизацию, образные этюды, сюжетные занятия, методики диагностики ...

методическая работа" Работа над полифонией в классе баяна"

Что такое полифоническое произведение? Как работать над  таким произведением на начальном этапе обучения....

Методическая работа "Работа над музыкальным произведением с начинающими"

В разработке даны методы и приёмы ра боты над музыкальным произведением с начинающими учащимися....

Методическая работа "Работа с солистами"

В работе рассказывается об особенностях работы концертмейстера с солистами - детьми....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа пианиста-концертмейстера»

laquo;Работа пианиста-концертмейстера» РОЛЬ ЗВУКАИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ В АНСАМБЛЕСОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЛИСТА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРАНАВЫКИ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЯЗВУКОВОЙ БАЛАНСВЫС...

Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста

Учебно-методический материал: Работа над техникой в общем процессе занятий пианистаСоставители: Дидук Ю.В., Сыркашева О.Н., Козлова О.В.Ребенок по своим психологическим возрастным особенност...