Конспект урока музыки в 5 кл. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Хейчиева Юлия Сергеевна

Урок музыки в 5 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Заключительный урок из цикла

«Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Заключительный урок из цикла

«Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

Цель урока: сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;

- продолжать эстетическое воспитание на примере мюзикла «Кошки»;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

- воспитывать музыкальный вкус.

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: урок-представление.

Межпредметные связи: музыка, литература.

Методы: общенаучные: системного анализа, обобщения, сравнительный;

педагогические методы: иллюстративный, репродуктивный,  артметод, игровой метод.

Музыкальный материал: увертюра из мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббер; фрагмент  из мюзикла «Кошки» «Память», фрагмент  из мюзикла «Кошки» «Песня Джелликл кошек»; фрагмент из мюзикла «Стая» А. Манджиева «Ария Ланы».

Наглядный материал: мультимедиа презентация на компьютере; старые, ненужные вещи; кошачьи маски.

                                                                   Ход урока

На урок учащиеся принесли ненужные вещи и предметы, а также кошачьи маски (это было дом. зад.).

(Слайд 1) Звучит увертюра, дети заходят в актовый зал и складывают вещи и предметы возле шины, лежащей на сцене.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Какая музыка нас встретила в зале? Попытайтесь охарактеризовать её. (Торжественная, приподнятая, яркая, блестящая… Похоже на вступление, увертюру.)

Ответы детей…

Учитель: А что такое увертюра? (Увертюра - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища.)

Ответы детей…

Учитель: Куда может повести эта музыка?

Ответы детей…

Музыка пригласила на спектакль, вот и занавес. Но посмотрите на декорации, они необычны. Что вы видите? (Свалку).

А кого же мы видим здесь? (Кошек)

Свалка - место не очень приятное, непривлекательное. А музыка звучит совсем иначе. Почему такой контраст, как это можно объяснить? ( на этой свалке будет праздник?)

Ответы детей…

Учитель: Верно! Ведь в увертюре даётся общее представление о спектакле, будущем действии. Мы уже знакомились с крупными музыкально-сценическими жанрами, в которых сочетается музыка и литература. Вспомним их.  (Опера, балет. Это два абсолютно разных жанра, но они схожи тем, что объединяют музыку и литературу.)

Слайд 2, щелчок.     Ответы детей…

 Слайд 3 .  Тема нашего урока «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».      Откройте в учебниках стр._____

Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета.

Учитель: Мюзикл – это самостоятельный жанр, он имеет важные отличия от других жанров, основанных на взаимосвязи двух видов творчества: музыки и литературы. Скажем проще: МЮЗИКЛ - НОВЫЙ ЖАНР.

Какова же история возникновения мюзикла?   Щелчок  Слайд

       Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Слайд 4. (Фото из мюзикла «Волк и семеро козлят» (на новый лад) А Рыбникова, (Слайд 5) «Нотр-Дам де Пари», (Слайд 6) «Юнона и Авось» А. Рыбникова Слайд 7   «Снежная королева», «СТАЯ» А. Манджиева.

Я предлагаю вам послушать фрагмент из мюзикла «СТАЯ» А. Манджиева исполняет главная героиня мюзикла Лана (Гиляна Бимбеева).

 Какая  манера исполнения, какой вокал в мюзикле? Как в опере? (исполнение эстрадное, современное)

Ответы детей…

Учитель: Да! Это яркая особенность мюзикла.  

Вспомните кинопостановки мюзиклов. Что ещё делают актёры во время пения? (Актёры не только поют, но и танцуют.)

Ответы детей…

Учитель: Верно, очень много танцев! Эта самая яркая черта мюзикла.

Но в современном музыкальном репертуаре, помимо прозвучавшего, есть ещё много других интересных мюзиклов. И сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним из увлекательных английских мюзиклов. Как бы вы назвали спектакль, декорации которого у нас в зале?

Дети придумывают названия  («Праздник на свалке», «Кошки»)

Учитель: Вы угадали, мюзикл называется «Кошки». Как на английском языке звучит слово кошки?

Дети: CATS. (Слайд 8) 

Символом мюзикла «CATS» (эмблемой) стал скрывающийся в темноте чёрный кот, которого выдают одни только его сверкающие глаза

Слайд 9

Учитель:  Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников, таких же детей, как и вы. Эта книга и стала литературной основой мюзикла «Кошки». Как обычно называют литературную основу оперы? (Либретто.)

Ответы детей…

Учитель: Верно. Вот и у мюзикла литературная основа называется либретто.

(Слайд, щелчок).

Композитора, который написал музыку по либретто о кошках, зовут одного из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века.

 Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов.

После успешной премьеры в мае 1981 года началось победное шествие мюзикла «Кошки» по миру. Мюзикл был поставлен в более чем 30 странах мира, переведён на 14 языков, его посмотрели 50 миллионов человек.

Этот мюзикл ставили и у нас в России, в Москве. И его автор композитор Ллойд Уэббер приезжал на премьеру.

Слайд 9

Визитная карточка мюзикла – высокохудожественный кошачий грим, ведь кошек играют люди-актёры. И вот герои перед вами.

Я предлагаю вам принять участие в подготовке к мюзиклу. А чтобы лучше проникнуть в образ, я предлагаю вам надеть маски (которые сделали дома).

Окна завешаны, включается гирлянда и цветные лампы. Дети садятся на сцене возле «свалки».

(Слайд 10)

Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно собирается особое кошачье племя «джелли».  Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать друг другу свои уникальные способности и характерные черты в танце, в стихах и в песнях. Затем выбрать самую достойную для путешествия в кошачий рай. (Слайд 6, щелчок). В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо для путешествия в кошачий рай, после которого счастливчика ожидает воскрешение. Именно поэтому каждый член племени старается проявить себя и рассказать свою историю.

 Кошки собрались и исполняют первую песню о своём племени «джелли». Каков характер этих кошек? Что вам музыка подскажет?

Слайд, щелчок «Песня Джелликл кошек»

Каков же характер этих кошек? (Эти кошки весёлые, дружные, музыка ритмичная, танцевальная)

Ответы детей…

 Слайды 11,12.

Учитель: Напомню, что основа мюзикла – это выразительные танцевальные движения, которые мы с вами можем сейчас же использовать для танца.

Физминутка «Кошка беспородная».

Слайды 13-25

Учитель: Молодцы! Замечательные, дружные  кошки. (Дети садятся на свои места). И у каждой кошки своё имя и характер, и они иногда рассказывают друг о друге в песнях.

Слайд 26

Кошачье племя Джеликл раз в году собираются на бал, во время которого они веселятся в ожидании своего вожака — кота по имени Старик Дьютерономи. Именно он изберет ту единственную кошку, которой суждено в эту ночь отправиться в Слой Хевисайда — кошачий рай, чтобы затем, вернувшись на землю, возродиться в новой жизни.  

Слайд 27

А вот герой – кот Макавити. Кто  же он? Воспользовавшись паникой, его помощники похищают Старика Дьютерономи. Злодей снова появляется на помойке, переодетый в костюм Старика Дьютерономи — но кошки быстро его разоблачают.

Слайд 28

Рам-Там-Таггера- это кот-мачо, от которого женская половина кошачьего племени просто без ума. Характер у Рам-Там-Таггера противоречивый — он никак не может решить, что же ему нужно — ужасно капризный тип.  

Слайд 29

Учитель: А вот и главная героиня мюзикла – кошка Гризабелла. Имя Grizabella образованно от «серый» (фр. gris) и «красивая» (итал., исп., bella). В молодости Гризабелла была самой очаровательной кошкой племени и всеобщей любимицей. Однажды она решила покинуть своих соплеменников и теперь, постаревшая и одинокая, пытается вернуться обратно. Несколько раз Гризабелла пытается уговорить кошек принять её, и всё напрасно. Кошки относятся к ней с неприязнью, и когда Гризабелла, в поисках сочувствия, пытается дотронуться до кого-нибудь из них, сородичи стараются отойти от неё подальше.  

Отчаявшись, Гризабелла исполняет свою главную арию «Память», в которой призывает всех помнить о прошлом.

Слайд 30.

Перед вами текст арии.  Вслушайтесь, проникнитесь этими словами. (Чтение текста).

Какую музыку вы сочинили бы, если б были композитором?

Характер песенный или танцевальный? (Песенный)

Мелодия? (Мелодия светлая, прозрачная)

Какому инструменту можно отдать солирующую партию? (Скрипке, флейте).

Сейчас посмотрим, как Гризабелла уговаривает кошек принять её обратно.

Слайд, щелчок.

Учитель: Гризабелла, вложив все силы в исполнение этой песни, падает без сил и начинает лапками разгребать себе  могилку. Как бы вы отнеслись к Гризабелле после этой арии, ведь кошки очень похожи на людей? (Ответы детей).

Кошки понимают, что главное - уметь прощать, сострадать. Именно Гризабеллу кошки выбирают для путешествия на небо в кошачий рай, после которого её ожидает воскрешение.

Детям предлагается познакомиться с мюзиклом «Мери Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского, с музыкой из которого Учитель ярко и выразительно исполняет песню «Лев и Брадобрей» М.Дунаевского и предлагает детям выучить её. Обсуждается шуточный характер песни, выясняется, кто такой «брадобрей».

  Но перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат - распеться…

Учитель обращает внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).

(исполняется Гамма До мажор)

Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.

(разучивание песни)

Итак, давайте выделим характерные черты и особенности прослушанной музыки и сравним их с характерными чертами уже знакомых нам оперы и балета.

 Слайд 31. Заполняется таблица щелчками

А теперь ещё раз посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос нашего урока. Мюзикл – новый жанр?   (Да)

Имеет ли право мюзикл занимать отдельное место в ряду этих жанров?

(Вокал эстрадный,  роль танца – одна из главных, много спецэффектов).

Ответы детей…

Слайд

Учитель: Ребята, вспомните из прошлых уроков, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы детей…

Да, вся музыка, предназначенная для пения, превратилась бы в вокализ. А что такое вокализ? (Вокализ – пение без слов)

Слайд, щелчок

 Исчезли бы песни, оперы и балеты, потому что в основе их лежат литературные произведения, такие, которые предназначены для постановки на театральной сцене (литературно-драматические произведения).

Слайд 33

Вопросы для повторения.

Слайд 34

Ответы детей…

Слайд 35

Домашнее задание: Нарисовать героя мюзикла «Кошки»

Слайд 36

Спасибо за внимание!

Звучит  увертюра, дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр легкого стиля). Наиболее известные мюзиклы....

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр. Балет"

На уроке ученики 5 класса продолжают знакомство с темой "балет", на примере балетов П.И.Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро"...

ЦОР к уроку в 5 классе " Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"

Данный материал поможет учителю выяснить насколько усвоен учащимися ранее изученный материал по теме" Второе путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет."...

5 класс «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

Разработка урока музыки в 5 классе "Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"...

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»...