НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ МУЗЫКИ
методическая разработка по музыке на тему

Бортникова Светлана Викторовна

методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo_na_urokah_muzyki.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

                                         НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

  НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ

                                                                                                                 Бортникова

Светлана Викторовна

                                                                                  Учитель музыки

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков - трудная и благородная задача.

Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти . Народное искусство дарит детям встречи с напевными и  искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнцу. Потому наша задача состоит в том , чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно?

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы– все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.

На уроках музыки мы с первого класса начинаем знакомить ребят с русским фольклором. Способствуют этому темы: «Музыкальные инструменты» , «Садко. Из русского былинного сказа» , «Звучащие картины». На уроках по теме «Музыка вечера» первоклассники знакомятся с колыбельной.

Презентация «Колыбельная»

Во 2 классе  темы «Плясовые наигрыши» , «Музыка в народном стиле» , в 4 классе  темы «Ярмарочное гулянье» , «Оркестр русских народных инструментов»  и др. знакомят ребят с русскими народными инструментами .

Презентация « История русских народных инструментов»

В учебниках для 2—4 классов разделы «Россия — Родина моя» , «День, полный событий» , «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  и др. ориентируют учащихся на знакомство с образцами русского музыкального фольклора, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду, предполагают изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций. В учебнике для 3 класса темы  «Настрою гусли на старинный лад», «Прощание с Масленицей»  и др. способствуют воспитанию чувства любви к родной природе. В учебнике для 4 класса темы «Ты запой мне ту песню…», «Вся Россия просится в песню…», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» «На великий праздник собралася Русь!» , «Композитор — имя ему народ» , «Народные праздники» , «Троица»  и др. раскрывают истоки русского народного творчества, красоту русской души.

Презентация « Возвращение к истокам»

Хочу остановиться на программе 2 класса.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» связан с изучением русского музыкального фольклора. Фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который связан с жизнью, бытом, народными традициями народа. Жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Освоение образцов музыкального фольклора  происходит через  различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (элементы костюма, орнамент и др.), инсценирование, «разыгрывание» песен, участие в народных играх. Одной из задач изучения фольклорного раздела Учебника  становится освоение жанров русской народной песни.

 Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся связаны с формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов.  При пении фольклора следует избегать форсированного звучания голосов учащихся, бережно использовать традиции родного края, региона в выборе манеры звучания детского хора.

 Импровизационность – важнейшее качество  фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс разучивания песни (пение с «голоса» учителя, пение без сопровождения, «разыгрывание» песни и др.). Именно народный фольклор дает возможность включать в учебно-воспитательный процесс импровизации – речевые, вокальные, пластические.

 Инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представление ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия.

 Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных и стилизованных образцов народного фольклора: во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Рассматривая  рисунки художника и цветную фотографию народного праздника на развороте «Русские народные музыкальные инструменты» , второклассники могут перечислить изображения музыкальных инструментов – бубен, балалайка, гармонь, гусли, рожок, свирель, трещотка, многоствольная флейта (флейта Пана). Чтобы дети представили звучание некоторых из этих инструментов, учитель может предложить послушать учащимся и узнать «голоса» этих инструментов, используя аудиозаписи русских народных песен и плясок из Фонохрестоматии : «Березка» (оркестр русских народных инструментов); «Полянка» (свирель); «Во кузнице» ( трио рожечников); «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» (гусли).

 Стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?», которое дети читают на этом уроке, дает повод к проведению беседы о том, какое значение имеет музыка в жизни русского человека. Важна главная мысль этого стихотворения, выраженная в словах: « С песней на Руси родились». Она позволяет связать представления детей о песенной основе русской музыки, которые они получили при изучении такого раздела Учебника 2 класса как «Россия – Родина моя», а также осуществить переход к исполнению знакомых детям русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Дон-дон», «Андрей-воробей», «Солнышко, солнышко», «Дождик», «Заинька»», «Жук», «Скок, поскок».

Перечисленные выше русские народные песни имеют ограниченный диапазон звучания, поэтому их можно использовать  в качестве распевания. При этом можно решать задачи выстраивания унисона, кантиленного пения, пения без сопровождения (a capella). Поскольку практически все эти песни имеют игровой характер, то следует активнее применять в процессе их разучивания сольные, групповые и коллективные формы работы – пение по фразам,  инсценировка сюжетов песен, сопровождение их выразительными движениями, передающими характер их героев.

 Работу с разворотом Учебника «Плясовые наигрыши» может завершить звучание в народной песни-пляски «Светит месяц». Послушав ее, дети могут определить  жанровую принадлежность (пляска), радостный, удалой характер, который подчеркнут быстрым темпом звучания, острыми ритмами, повторами одной и той же мелодии, а также – тембры некоторых музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов –  балалайка, гармонь (баян), гусли.

 Можно предложить второклассникам после прослушивания этой пьесы подумать над тем, какими музыкальными инструментами можно сопровождать ее звучание. На первоначальном этапе развития тембрового слуха можно воспользоваться таким приемом: учитель называет инструменты (например, бубен, ложки, свирель, барабан ), а дети выбирают те, которые, по их мнению, наиболее ярко передают характер и настроение пьесы.

 Обратившись к Учебнику (с. 56), учащиеся увидят необычную для них запись: под нотной строкой, на которой выписана мелодия песни-пляски «Светит месяц», изображены линейки с изображением различных ритмических рисунков. Это – ритмическая партитура . При этом слева от линеек дети смогут увидеть изображения музыкальных инструментов

 (ложки, бубен), а также слово – «хлопки».

После того, как каждая партия детского оркестра ритмично сыграет свою строчку, можно предложить детям исполнить всю пьесу целиком под фонограмму.

 Аналогично  можно организовать исполнение русской народной плясовой «Камаринская». Повторение основной мелодии в народных плясовых «Светит месяц» и «Камаринская» с разным ритмическим сопровождением и выразительными движениями, имитирующими звучание различных музыкальных инструментов (балалайка, баян, дудочка и др.) дает основание познакомить второклассников с названием музыкальной формы, в которой они сочинены – вариации.  На следующих уроках продолжается работа над освоением  понятия – фольклор, что означает народная мудрость. Пусть ребята вспомнят, какие произведения русского литературного фольклора они знают – пословицы, поговорки, сказки. В музыкальном фольклоре можно выделить вокальные произведения  (песни) и инструментальную музыку (наигрыши).

 Два разворота учебника «Разыграй песню» продолжают знакомство второклассников с жанром игровых русских народных песен – «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».  Разучивание и исполнение песни «Бояре, а мы к вам пришли» предполагает использование приема ее озвучивания двумя группами – мальчики и девочки, с использованием движения навстречу друг друга («стенка на стенку»).  Освоение различных жанров народных песен – песня - закличка, хороводная песня, песня-игра, песня-диалог – можно продолжить на страницах Рабочей тетради.