Программа "Домисолька"
методическая разработка по музыке на тему

Стрельцова Наталья Викторовна

Программа «Домисолька» относится к  общекультурному направлению  и рассматривается  как одна из ступеней формирования   музыкально - эстетического воспитания школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domisolka_bez_kart.doc138 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 19 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 (Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД»)

Программа рекомендована                                            УТВЕРЖДАЮ:                                                               

к работе педагогическим                                               директор школы – интерната №

советом школы - интерната  № 19                                      ______________Пугачева И. В.              

протокол № 1 от 25.08.2016г.

                                                                                            Приказ №160 от 01. 09. 2016г.

                                         

Программа обсуждена  на                                          

заседании МО

Протокол № 1 от 24.08.2016г.

  ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

общекультурного направления

«ДОМИСОЛЬКА»

Составитель:

Стрельцова Наталья Викторовна,

учитель музыки

г. Новокузнецк, 2016г.

Пояснительная записка

Программа «Домисолька» относится к  общекультурному направлению  и рассматривается  как одна из ступеней формирования   музыкально - эстетического воспитания школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей среднего школьного  возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения  –  на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива.  Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

 В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Цель программы: Овладение  основами  вокального и музыкального образования

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие  задачи:

  1. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
  2. Развить навыки вокала, а именно:
  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
  1. Сформировать у  детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
  2. Развивать  музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
  3. Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
  4. Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
  5. Научить  импровизировать.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе – интернате №19

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с ФГОС на ступени среднего общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Ожидаемые   результаты  работы по программе

Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков  являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

- умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

- умение применять знания о музыке вне учебного процесса

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

           Программа рассчитана на 4 год обучения. Возраст детей 5 класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35часа в год.

         

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемые приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение музыкального  материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.  

Музыкально - теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание: Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Форма: Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма: Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма: Практическая работа, дидактические игры.
 
Вокально-хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно - фронтальная.
Концертно-исполнительская деятельность: это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями лицея. Качества, необходимые для исполнения в процессе концертной деятельности - заинтересовать, увлеченность  детей со слуховой депривацией коллективным творчеством.
Итоговое занятие.
 Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.

По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:

-соблюдение певческой установки;

-понимание дирижёрского жеста;

-знание основ музыкальной грамоты;

-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-умение точно повторить заданный звук;

-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-умение петь чисто в унисон;

-умение дать критическую оценку своему исполнению;

-умение  работать в сценическом образе;

-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-принимать участие в творческой жизни кружка;

-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  
-регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
 балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,  
 уметь различать их по звучанию;
  - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
  - знать и применять правила сценической культуры.
 
Уметь:
  - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя;  
 понимать дирижерские жесты;
  - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
  - соблюдать при пении певческую установку:  
  - использовать в пении приобретенные певческие навыки;
  - слитно произносить песенный текст;
  - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
 в диапазоне 
ре (до) первой октавы – до второй октавы

Учебно-тематический план на первый  год обучения

п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие.

Строение голосового аппарата. Прослушивание голосов.

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

1

1

3

Правила охраны детского голоса. Вокально певческая установка.

1

1

1

4

Упражнения на дыхания по методике Стрельниковой.

1

1

1

5

Дикция и артикуляция.

Разучивание произведений современных композиторов.

1

1

1

6

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

1

1

7

Музыкально-исполнительская работа

1

1

1

8

Ритм

1

1

1

9

Сценодвижение

1

1

1

10

Работа над репертуаром

1

1

1

11

Концертная деятельность

1

1

1

12

Певческая установка. Певческое дыхание.

1

1

1

13

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

1

1

14

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

1

1

15

Формирование чувства ансамбля.

16

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

17

Использование элементов ритмики. Движение под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

1

1

1

18

Основы музыкальной грамоты. Тональность.

1

1

1

19

Опорное дыхание. Артикуляция. Певческая позиция.

1

1

1

20

Опорное дыхание. Артикуляция. Певческая позиция.

1

1

1

21

Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция.

1

1

1

22

Расширение диапозона голосов. Выявление индивидуальных красок.

1

1

1

23

Охрана голоса. Теоретическая основа. Гигиена певческого голоса.

1

1

1

24

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

1

1

1

25

Музыкально – исполнительская работа. Распевание. Работа над подвижностью голоса.

1

1

1

26

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

1

1

27

Дикция. Работа над согласными и гласными.

1

1

1

28

Теоретические основы. Нотная грамота.

1

1

1

29

Работа над репертуаром. Работа над выразительностью слов в пении.

1

1

1

30

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

1

1

1

31

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

1

1

1

32

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению

1

1

1

33

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению

1

1

1

34

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

1

1

1

35

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

1

Материально-техническое обеспечение

  • фортепиано;
  • фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
  • компьютер;
  • музыкальные колонки;
  • мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов);
  • экран или интерактивная доска.

Список   литературы  для педагога

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
  5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
  6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
  7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
  9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
  11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
  14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998