Открытый урок по музыке в 3 классе ПНШ.
план-конспект урока по музыке на тему

Головацкая Наталья Валерьевна

Открытый урок в третьем классе.Тема четверти "Развитие музыки". Тема урока «Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_muzyke_v_3_klasse.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 3

Урок: № 23

Проведён: 5.03

Тема четверти: «Развитие музыки»

Художественно-педагогический замысел темы четверти: осознание движения как постоянное состояние музыки, которая развивается во времени.

Подтема: «Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»?»

Цель уроков: наблюдение за музыкальным развитием в симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк».

Задачи уроков:

- мотивировать школьников на самостоятельную работу с тестом на с. 104 (сведения о композиторе С.Прокофьеве, размышления Д.Б.Кабалевского о симфонической сказке «Петя и волк»);

- напомнить учащимся содержание симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», музыкальные темы её главных героев и музыкальные инструменты, которые исполняют их;

- побудить школьников к самостоятельному обращению к тестовому содержанию симфонической сказки на с.105-113;

- помочь детям выявить особенности развития тем героев симфонической сказки;

- установить вместе с учащимися соответствие текстового и музыкального содержания симфонической сказки;

 - ориентировать школьников на использование нотной записи мелодий этих тем;

- обратить внимание третьеклассников на жизненную основу этого соответствия;

- учить детей целостно воспринимать сюжетное развитие симфонической сказки;

- подвести совместно со школьниками итог работы с музыкальными характеристиками симфонической сказки «Петя и волк», используя авторский и учебные тексты на с.114 учебника.

Тип урока: комбинированный

Методы: репродуктивный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, наглядно – практический, частично-поисковый, контрольно-практический, словесно-практический

Форма деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Наглядность: дидактический материал, компьютерная презентация.

Оборудование: фонограммы песен: «Почему медведь зимой спит» Сл. А. Коваленкова, муз. Л.Книппера, «Глупые снежинки» музыка и слова С. Кузнецова; аудиозапись фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева: темы Пети, темы птички, Петя с птичкой разговаривает; темы утки, утка и птичка спорят; темы кошки, темы дедушки, темы волка, кошка полезла на дерево, утка бросилась из лужи, волк в бешенстве; Петя с птичкой поймали волка, темы охотников, Петя-герой;

Основные понятия, изучаемые на уроке: Развитие музыки, виды развития, композиторское развитие.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер учителя, флешкарта, мультимедийный проектор, проигрыватель.

Методическое назначение средств ИКТ: Слушание музыки, зрительное представление образов – героев произведений, вокальное исполнение, организации деятельности обучающихся.

Программное обеспечение: Учебник «Музыка» 3 класс. Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова;

Задачи урока

УУД

Структура урока

Ход урока.

Примерные ответы детей на

проблемные вопросы.

Микрообобщения - связки.

Обобщение.

Примечания.

Самоанализ.

Драматур-

гический

Этап.

Хрономет

раж

Произведения.

Авторы

Виды му-

зыкально-

Творческой

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Развивать способность школьников разбираться в том, как взаимосвязаны средства музыкальной выразительности виды музыкального развития заложенного в самой музыке.

Личностные:  

-проявлять эмоциональный отклик на собственные суждения о роли средств музыкальной выразительности в развитии музыки.

Регулятивные:

- решать учебную задачу, опираясь на полученные ранее знания о видах развития и СМВ, влияющих на него

Познавательные:

- делать самостоя -

тельные выводы о муз. развитии.

Коммуникативные:

- принимать участие в коллективном решении проблемы

Завязка

     7 мин.

«Почему медведь зимой спит»

Сл. А. Коваленков

Муз. Л.Книппер

Вход под музыку.

Коллективное размышление.

«Мозговой штурм»

По пройденному материалу

Вход в класс под музыку  из песни «Почему медведь спит». Музыкальное приветствие.

Вспомните, что за музыка звучала на входе?

 (Песня «Почему медведь зимой спит»)

А с каким понятием, разучивая песню, мы познакомились? (Исполнительское развитие) А когда мы говорим, что в этой музыке есть исполнительское развитие? (Когда музыка исполняется, и каждый исполнитель добавляет что- то своё.) Давайте вспомним первый куплет песни и исполним его. (Исполняют)  А что это такое мы сделали в конце первого куплета в своём исполнении? (Остановку в музыке) А как называется остановка в музыке? (Фермата) А  для чего она нужна?  (Чтобы лучше передать характер.) А разве только фермата передаёт характер? (Нет, изменение динамики и темпа) И к чему же в музыкальном мире относятся динамика, темп? (К средствам муз. выразительности)  А зачем музыке нужны эти средства? (Чтобы музыка была интересней. Чтобы в музыке прослеживалось развитие. Чтобы нам было интересней её слушать и исполнять.) Вспомните, какие мы знаем СМВ и какие развития в музыке они рождают? А помогут нам разноцветные лепестки и карточки с название развитий. Что можно сделать из них? (Цветок). (Собирают цветок, объясняя значение терминов  различных средств муз. выразительности) Красивый получился цветок? (Да!) Вот и музыка, когда в ней дружат СМВ становится яркой и очень красивой.

Развивать вокально-хоровые навыки школьников на основе приобретённых знаний и умений, на основе осознанного восприятии образного строя предлагаемой песни

Личностные:

- выражать своё мнение об исполнительском развитии

- эмоционально окрашивать собственное исполнение песни.

Регулятивные:

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

Познавательные:

- знакомство с новым текстом.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности.

- участвовать в хоровом исполнении.

Развитие

   10 мин

«Глупые снежинки»

Сл. и муз.

С.Кузнецов

Слушание музыки.

Коллективное размышление.

Исполнение песни.

Посмотрите в окно, что вы видите? (Солнышко светит и припекает. Тает снег. Весна наступила, а снег всё равно падает и холодно.) Правильно, но ведь это только первый месяц весны, поэтому снежинки и падают. А как вы думаете, почему я об этом сейчас заговорила, ведь тема урока, какая? (Развитие музыки) А я о весне! (На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Глупые снежинки», в которой как раз и говорилось месяце марте.) Кто поможет вспомнить слова первого куплета? (Проговаривают) Но перед тем как исполнять песню, мы должны, что сделать? (Подготовить свой инструмент - голос) И для этого мы должны? (Сделать дыхательную гимнастику и распеться специальными упражнениями)

Вокально-хоровая работа:

дыхательная гимнастика Стрельниковой (насос, ладошки);

распевание закрытым ртом по полутонам; ми – я – ми;

 по звукоряду «Горошина» в разных тональностях.

Ну а сейчас, когда наши голосовые связки разогреты мы можем исполнить первый куплет. (Исполняют од аккомпанемент ф-но.)  Предложите мне приём быстрого разучивания песни. (Эхо.) Тогда мне очень бы хотелось, чтобы  «эхо»  совпадало с моим пением. (Разучиваем, повторяем.) Молодцы! Скажите, а в вашем исполнении было развитие? (А как же, динамическое, ритмическое. Исполнительское.)  Хорошо. А давайте попробуем показать своё исполнительское развитие, используя фонограмму песни, под которую вы не пели. (А как мы узнаем: где вступать, где молчать, где закончить?) Вам нужно внимательно слушать музыку и считать такты. А я вам буду помогать.  (Исполняем) Вам понравилось исполнять эту песню?  (Да, она очень красивая и радостная, хотя написана в миноре.)  Тогда почему же она воспринимается весёлой, если написана в миноре?  (У неё интересный ритмический рисунок, больше похожий на танцевальный.  Хочется танцевать, а значит радоваться.)

И какое же было развитие в песне? (Исполнительское, ритмическое, динамическое, ладовое…) Молодцы!

Обращать внимание на чистоту интонирования.

Попробовать разные формы исполнения песни.

Развивать способность школьников разбираться в том, какие виды музыкального развития заложены в самой музыке.

Личностные:

- выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам и развитию сюжета симфонической сказки «Петя и волк»

Регулятивные:

- устанавливать ассоциативные связи между видами развития, заключён -

ными в самой музыке, и её интонационно-осмысленными образами

Познавательные:

- обнаруживать мотивированную потребность в изучении текста на с.104

- ориентироваться в нотной записи как графическом изображении главных интонации тем героев симфонической сказки.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном размышлении о музыкальном развитии на примере симфонической сказки «Петя и волк».

Кульминация

   15 мин.

Фрагменты

Из симфонической сказки

«Петя и волк»

С. С. Прокофьев

Слушание музыки.

Коллективное размышление.

Работа с учебником.

Вы так уже много знаете примеров, каким может быть развитие в музыке. Но ведь на каждом уроке мы узнаём что-то новое. И сегодня новое познание будет, а поможет  нам сказка… (на экране показ фрагмента из мультфильма на тему симфонической сказки «Петя и волк» объединения фото и видео-творчества «Удачный кадр» - стихотворение о сказке) И что же эта за сказка (Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева.)

Слайд1, 2.

 А как вы понимаете, что такое симфоническая сказка? (Это когда всех героев сказки изображают инструменты симфонического оркестра с подходящим тембром.) Откройте учебник на стр. 104 -113 , вспомните какие инструменты играют роль героев сказки. (Ответы)

Слайд 3

Прослушивание темы Пети. (Тема Пети – весёлого мальчишки,  тема в шествие – Петя - герой.)

Как вы думаете, что-нибудь в музыке изменилось (Да, музыка развивалась.) Выберете таблички с написанными развитиями, которые подходят.

Слайд 4

– А теперь посмотрим развитие ещё двух тем – темы Утки и Птички.

(Прослушивание темы Птички и темы Утки по отдельности. Затем тему Птичка разговаривает с уткой. Дети сравнивают и выбирают карточки с подходящими развитиями.)

Слайд 5

(По той же схеме: Тема Кошки, затем Кошка залезла на дерево.)

Скажите, ребята, а если бы в сказке не было развития, получилась бы она? (Нет! Развитие – это как живёшь: ходишь, ешь, бегаешь, спишь… Это постоянное движение. Изменение. А если бы не было развития, то и сказки бы не было симфонической.)

Я с вами, совершенно, согласна. А кто же нам рассказал про каждого героя и их действия в сказке? (С.Прокофьев)

А кто такой С.С.Прокофьев? (Композитор) А можем мы сказать, что в симфонической сказке композиторское развитие? (Почему бы и нет, ведь музыку придумал он – композитор!)

Слайд 6

Чаще использовать самостоятельную работу школьников  с учебником.

Создать условия для самостоятельного «проживания» детьми характеров музыкальных героев с реальными характерами людей.

Мотивировать обращение школьников к графической записи для прослеживания развития музыки.

Организовать самостоятельную работу школьников с использованием муз.словаря, песенника.

Личностные:

- выражать мотивированную готовность к выполнению творческого задания

Регулятивные:

решать учебную задачу, опираясь на полученные ранее знания о видах муз. развития и СМВ влияющих на него.

Познавательные:

делать самостоятельные выводы о музыкальном развитии, ориентируясь на авторский и учебный тексты с.114 учебника.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обобщении темы урока.

Логическое завершение

   10 мин.

Обобщение темы урока.

Самоанализ работы на уроке.

Обобщение:

Итак, скажите, что же мы выяснили сегодня на уроке? (Что СМВ влияют на развитие музыки. Познакомились с понятием - композиторское развитие. Научились целостно воспринимать сюжетное развитие симфонической сказки. Закрепили понятие симфоническая сказка, фермата, …. На нотных примерах увидели, как графически композитор написал развитие музыки. Доучили слова и исполнили песню «Глупые снежинки»)

Откройте учебник на стр. 104 и сделайте самостоятельно  выводы о музыкальном развитии.

Оцените себя:

 - Я всё понял на уроке

 - Я понял не всё  на уроке

 - Я ничего не понял  на уроке

Вот и подошёл к концу наш урок. Вы сделали выводы. Какие?  

(Что развитие в музыке необходимо, как и в жизни.

Всё должно развиваться, а иначе, будет не интересно жить.)

И в этом нам помогла симфоническая сказка … (Петя и волк)

Фиксировать внимание  детей на словах в учебнике, выделенных в красную рамочку, чаще отсылать их к Словарю эстетических

эмоций, Музыкальному словарю.

Личностные:

- проявлять эмоциональный отклик на интонационно-образное содержание песни.

Регулятивные:

- фиксировать внимание детей на словах в учебнике, выделенные в красную рамочку, чаще отсылать их к Словарю эстетических эмоций, Музыкальному словарю.

Познавательные:

- соотносить темы героев с простейшими жанрами, выявлять их песенный, танцевальный, маршевый или смешанный характер.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном размышлении о музыкальном развитии на примере симфонической сказки «Петя и волк».

- взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности.

После

действие

   3 мин.

«Три кита»

Домашнее задание. Внеурочная деятельность.

Выход из класса под музыку.

Дома нарисуйте героев сказки и инструменты, которые их изображают для нашей выставки «Я вижу музыку»

- Вы сегодня поработали очень хорошо, спасибо за урок!

 - А выйдем мы из класса под песню «Три кита». Ведь царство трёх китов помогает нам лучше разобраться в мире музыки.

(Поют и по жесту учителя со звонком, выходят из класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Открытый урок по музыке 5 класс

Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"...

Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."

История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева,  А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

открытый урок по музыке 4 класс ФГОС

открытый урок по музыке 4 класс ФГОС...

открытый урок по музыке 4 класс ФГОС

открытый урок по музыке 4 класс ФГОС...