Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа КЛАСС ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ХОРОВОЙ СТУДИИ «СОЗВУЧИЕ»
рабочая программа по музыке на тему

Бессонова Елена Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа класс элементарного музицирования Образцового детского коллектива хоровой студии «Созвучие» ГБОУ "Школа № 883"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 883»

Принята на заседании педагогического совета

от  «28»  августа  2017 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ «Школа № 883»

__________________      М.А.Сенин

«___»_____________________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

КЛАСС ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

ОБРАЗЦОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ХОРОВОЙ СТУДИИ «СОЗВУЧИЕ»

Направленность программы: Художественно - эстетическая

Уровень программы: Углублённый

Возраст обучающихся: 12 - 17

Срок реализации программы: 6 лет

Автор-составитель программы:

Бессонова Елена Алексеевна,

Педагог дополнительного образования

Москва – 2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: художественно – эстетическая, программа ориентирована на музыкальное воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обучение игре на народных шумовых инструментах, инструментах Орф-оркестра и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных способностей.

Уровень программы: углублённый

Актуальность программы.

Коллективное музицирование дает положительную динамику в развитии всех детей, пришедших на занятия в класс элементарного музицирования, независимо от уровня музыкальной подготовки и от возможностей каждого ребенка. Занятия развивают в детях  творческие способности, формируют духовный мир ребёнка, делая его богаче и одухотворённее. Не все учащиеся хоровой студии имеют возможность заниматься в классе фортепиано или в классе флейты/блокфлейты. Занятия в классе элементарного музицирования дают детям возможность восполнить данный пробел в музыкальном образовании, а также научиться играть на инструментах в составе коллектива. 

Цель и задачи программы.

Цель программы – музыкально-эстетическое воспитание учащихся, развитие музыкальных способностей и творческой активности учащихся, углубление их музыкальных знаний.

 Задачи программы.

Обучающие:

  • формирование у учащихся начальных умений и приемов игры на музыкально-шумовых инструментах;
  • знакомство с разновидностями  элементарных музыкальных инструментов мира (ритмических, звуковысотных), овладение приёмами игры на них;
  • знакомство с жанрами и формами инструментальной музыки.
  • формирование  навыков и умений дифференцированного «слышания» музыкальной ткани произведения - вычленение из неё характерных интонаций (подчёркивание мелодических, метроритмических, тембровых  особенностей произведения), элементов формы (фраза, вступление, заключение, разделы частей  произведения), приёмов развития;

Развивающие:

  • развитие у учащихся музыкальной памяти, общего музыкального слуха, координации движения;
  • развитие эмоциональности

Воспитательные:

  • формирование у учащихся чувства уважения к национальной музыкальной культуре своей страны, к культурным традициям народов мира;
  • воспитание коллективизма и чувства взаимопомощи, дружбы, ответственности, дисциплинированности.

Категория учащихся по программе: возраст учащихся  12 – 17 лет. В классе элементарного музицирования занимаются учащиеся Концертного хора хоровой студии «Созвучие».

Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса – 5 лет, количество учебных часов – 36 часов в год. Всего  - 180 часов.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– групповая (в группе 12-15 человек)

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность  - один академический час.

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

1 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- понятие «оркестр», особенности шумового оркестра;

- понятие «жанр» в инструментальной музыке;

- понятие метроритма, простых длительностей;

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

-соблюдать правильные приемы игры на музыкально-шумовых инструментах;

- ритмично исполнять свою партию;

 - соблюдать ансамбль при игре в оркестре.

2 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, размер, фразировка.

- определение музыкальных жанров;

- понятие ритмического ostinato.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- изменять по руке дирижера темп, нюансировку;

- овладеть приемами игры на блоктроммеле, тон-блоке.

3 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- понятие «канон»;

- понятие сложных ритмических структур – синкопа, триоль, пунктирный ритм;

- жанр балета.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- ритмическое многоголосие;

- начальные навыки импровизации;

 - приемы игры на барабане, кахоне.

4 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- понятие «Орф-оркестр», особенности звучания;

- импровизация на Орф-инструментах;

- понятие несимметричных (сложных) размеров;

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

-соблюдать правильные приемы игры на Орф-инструментах;

- исполнять партию на глекеншпиле, металлофоне, ксилофоне;

 - соблюдать ансамбль при игре в Орф-оркестре.

5 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- понятие «оркестр», особенности шумового оркестра;

- понятие «жанр» в инструментальной музыке;

- понятие метроритма, простых длительностей;

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- приемы игры на балийских ксилофонах;

- ритмическая и мелодическая импровизация;

 - умение исполнять партитуру без дирижера.

6 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- правила игры на простых духовых инструментах – блокфлейта

( сопрано, альт, тенор), гармонике;

- танцевальные жанры: фокстрот, танго;

- джазовая музыка: блюз, регтайм.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

-соблюдать правильные приемы игры на звуковысотных инструментах;

- ритмично исполнять свою партию;

- соблюдать ансамбль при игре в оркестре.

Личностные результаты:

– положительная динамика показателей развития эмоциональной отзывчивости на музыку;

– более высокие показатели развития музыкально-исполнительских способностей: музыкальной памяти, чувства ритма, координации движений;

– более высокие показатели развития способности концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, способности к анализу личного и общего исполнения музыкальных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план[1]

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

5

2

3

2.

Метроритмические упражнения

30

5

25

Контрольный урок

3.

Игра на шумовых ударных инструментах

40

5

35

4.

Игра на звуковысотных инструментах (Орф-инструменты: глёкеншпиль, металлофон, ксилофон, блокфлейта)

30

5

25

5.

Игра в ансамбле

40

-

40

6.

Импровизация

30

5

25

7.

Итоговое занятие

5

1

4

Итого:

180

23

157

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36(*6 лет обучения) учебных недель; всего 180 часов.

– одну учебную группу.

Содержание учебно-тематического плана[2]

Метроритмические упражнения.

        Для метроритмических упражнений используются стихи, считалки, тексты, дающие возможность выявить чёткую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Упражнения ребята выполняют с помощью «звучащих» жестов (хлопки, притопы, шлепки, щелчки) и на шумовых инструментах.

Виды работы:

- знакомство с основными ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/4, 4/4,

- ритмическое «Эхо»,

- ритмическое ostinato,

- ритмические каноны,

- ритмические партитуры.

Во всех видах работы используются ритмические карточки.

Игра на шумовых ударных инструментах.

Овладение приёмами игры на следующих инструментах:

Ложки, пандейра, бубен, колокольчик, треугольник, тонблок, клавес, блоктроммель, ксилофон, кастаньеты, маракасы, трещётка, рубель, хлопушка, тамбурин, барабан.

        Игра на шумовых ударных инструментах обязательно сопровождается специально подобранной для каждого задания музыкой.

Игра на звуковысотных инструментах (Орф-инструменты: глёкеншпиль, металлофон, ксилофон)

- знакомство с буквенными обозначениями на пластинках инструментов.

- постановка корпуса и рук,

- умение правильно держать палочки,

- овладение приёмами игры одной и двумя руками,

- игра на инструменте с диатоническим звукорядом,

- игра на инструменте с хроматическим звукорядом.

Игра в ансамбле.

        Игра в ансамбле предполагает совместное музицирование учащихся с использованием шумовых ударных, звуковысотных инструментов и фортепиано. Музыкальной основой может стать произведение, исполняемое на фортепиано.

Для работы педагогом готовиться оркестровая партитура, которая будет разучиваться. На начальном этапе работы с партитурой педагогом разучивается партия каждого инструмента. Это может быть группа ребят, исполняющих одну партию или ребёнок исполняющий свою сольную партию. На занятиях используется нотная и ритмическая запись для работы с наиболее сложными партиями, например, для звуковысотных инструментов.  В этом случае учащиеся на начальном этапе разучивания пользуется партитурой.

Импровизация.

        Все формы работы предполагают активное, совместное с педагогом участие детей в музицировании. На занятии обязательным элементом являются творческие упражнения, тесно связанные со всеми формами работы:

-    импровизация ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе,

-    импровизация в заданном звукоряде,

-   тембровая импровизация, подбор инструментов для оркестровой партитуры.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль, срок проведения – в конце полугодия, форма – концертное выступление;

– текущий контроль, проводится на каждом занятии в форме наблюдения и контроля качества выполнения творческих заданий учащимися в коллективной работе и индивидуально;

– промежуточный контроль, проводится в течение года на контрольных занятиях включает опрос учащихся на предмет знания ими основных понятий, терминов, изучаемых по программе;

– итоговый контроль, проведение контрольных занятий в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы:

Система контроля основана на принципах объективности, систематичности, наглядности. Работа учащихся оценивается по пятибалльной шкале.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

Для организации учебного процесса необходимо:

- настроенное фортепиано;

- стулья по числу учащихся;

- аудиоаппаратура, компьютер или ноутбук для просмотра видеозаписей;

- набор музыкально-шумовых инструментов, инструментов Орф-оркестра.

Список литературы

Список использованной литературы:

  1. Сайклер Э. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XX века. М., 1973
  2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – М., 1978

Список литературы для педагога:

1.        «Вальс, танго, фокстрот». Составитель Савинцев И. – М., Музыка,  1983.

2.        «Играем и танцуем» - М., Советский композитор,1992.

3.        «Малыш в оркестре». – М., Музыка, 1999.

4.        «Ритмика». Методическое пособие. Составитель Чибрикова-Лутовская А.- М., ИД «Дрофа», 1998.

5.        «Юный барабанщик». Методическое пособие для начинающих. Составитель Коро Л. – М., Советский композитор, 1990.

6.        Бублей С. «Детский оркестр». – Л., Музыка, 1989.

7.        Заводина И. Методическое пособие по ритмике для музыкальной школы в трёх тетрадях. – М., Музыка, 1999.

8.        Музыкальные инструменты мира. - Энциклопедия. - Минск, «Попурри», 2001.

9.        Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. Составитель Сергеев Г. – М., Academia, 1998.

10.        Хрестоматия музыкального материала по ритмике. Составитель Лифиц И. – М., Музыка, 1992.

11.        Чайковский П. И. - Детский альбом – М., Музыка, 1985.

Список литературы для учащихся:

  1. Музыкальные инструменты мира. - Энциклопедия. - Минск, «Попурри», 2001.
  2. Пекарский М. «Бей в барабан и не бойся». М.: ИД "Арт Волхонка", 2014.

Интернет-сайты:

  1. http://classic-online.ru 
  2. http://notarhiv.ru 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Календарный учебный график

Название тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема № 1.

Приемы игры на блокфлейте

теория

1 ч

практика

1 ч

1 ч

1 ч

Тема № 2.

Метроритмические

упражнения

теория

практика

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Тема № 3.

Приемы игры на гармонике

теория

1 ч

практика

1 ч

1 ч

Тема № 4.

Игра на Орф-инструментах

теория

практика

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Тема № 5.

Ритмическая импровизация

теория

практика

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Тема № 6.

Мелодическая импровизация

теория

практика

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Формы аттестации / контроля

Итоговое занятие


[1] Учебный (тематический) план оформляется по каждому году обучения.

[2] Содержание Учебного (тематического) плана оформляется по каждому году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Класс академического вокала образцового коллектива детской хоровой студии " Созвучие"

Дополнитльная общеразвивающая программа по предмету " Академическое пение" адресована учащимся в возрасте от 10 до 18 лет  при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных,музык...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Младший хор образцового коллектива детской хоровой студии " Созвучие"

Программа Младшего хора Образцового коллектива детской хоровой студии " Созвучие" разработана для детей 7 лет и рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Срок реализации - 1 год. Напра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Младший хор образцового коллектива детской хоровой студии " Созвучие"

Программа разработана для детей 8 - 10 лет и рассчитана на базовый уровень освоения. Срок реализации 2 года . Направленность - художественная....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музицирование. Аккордеон. Основы музыкального исполнительства»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон» предполагает знакомство с курсом и освоение навыков музицирования на аккордеоне у обучающихся различных возрастн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)...