Первое путешествие в музыкальный театр
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Гайсина Милана Махмутовна

Конспект урока: Первое путешествие в музыкальный театр (5 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr.docx44.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гайсина Милана, 40 гр.

Класс: 5

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ  

Учитель музыки: Бабенко Н.П.

Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: сформировать представление учащихся об опере, как жанре музыкально-литературного искусства, на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова

Задачи:

Метапредметные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;

формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни; формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Предметные: способствовать формированию представлений об опере;

Личнотные: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

воспитывать музыкальный вкус;

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный материал:  Н. А. Римский-Корсаков «Садко», «Ой ты, темная дубравушка», Волховы «Колыбельная», А. Ермолов «Все мы просто дети»

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(2 минуты)

         

Здравствуй, ребята! Меня зовут Милана Махмутовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний (10 минуты)

 

 

гармонии. 

Ребята, вспомним, с творчеством какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (В.А. Моцарт). Какие произведения мы слушали? («Маленькая ночная серенада», Симфония №40, «Лакримоза».). Что такое серенада? Как переводится Лакримоза?

Вспомните, как называется спектакль, где все герои поют? (Опера) Правильно. А где происходит показ оперы? (В музыкальном театре)

Верно. Откройте учебник на странице 48 и прочтите тему урока. «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Определите цель нашего урока. (продолжить знакомство с музыкальным спектаклем – Опера)

Дети формулируют тему урока

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

П - способность детей к рассуждению, принятию решений;

3. Открытие нового знания (10 минут)

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите

их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.  

Задание 1.  Перед  вами лежат карточки для самопроверки, давайте их  вспомним. Соотнесите

понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде). 

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой,  

изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы. 

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно  не красные и

синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое

солнышко, бегущий ручей, которые  рисует композитор, используя  удивительные музыкальные

инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – 

это многоголосная  музыкальная краска, которую создают аккорды.  

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где

необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир. 

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите

их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.  

Задание 1.  Перед  вами лежат карточки для самопроверки, давайте их  вспомним. Соотнесите

понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде). 

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой,  

изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы. 

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно  не красные и

синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое

солнышко, бегущий ручей, которые  рисует композитор, используя  удивительные музыкальные

инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – 

это многоголосная  музыкальная краска, которую создают аккорды.  

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где

необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир. 

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите

их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.  

Задание 1.  Перед  вами лежат карточки для самопроверки, давайте их  вспомним. Соотнесите

понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде). 

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой,  

изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы. 

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно  не красные и

синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое

солнышко, бегущий ручей, которые  рисует композитор, используя  удивительные музыкальные

инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – 

это многоголосная  музыкальная краска, которую создают аккорды.  

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где

необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир. 

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите

их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.  

Задание 1.  Перед  вами лежат карточки для самопроверки, давайте их  вспомним. Соотнесите

понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде). 

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой,  

изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы. 

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно  не красные и

синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое

солнышко, бегущий ручей, которые  рисует композитор, используя  удивительные музыкальные

инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – 

это многоголосная  музыкальная краска, которую создают аккорды.  

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где

необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир. 

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите

их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.  

Задание 1.  Перед  вами лежат карточки для самопроверки, давайте их  вспомним. Соотнесите

понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде). 

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой,  

изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы. 

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно  не красные и

синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое

солнышко, бегущий ручей, которые  рисует композитор, используя  удивительные музыкальные

инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – 

это многоголосная  музыкальная краска, которую создают аккорды.  

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где

необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.

Возникла опера в Италии в конце XVI века. Именно эта страна считалась родиной бельканто – прекрасного пения. Опера – самый сложный из всех видов музыки жанр. Вспомните, как переводится слово опера с итальянского? (труд, сочинение)

Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители привыкли, вдруг вместо того чтобы разговаривать, запели. Поэтому оперу восприняли неоднозначно. Некоторые отнеслись с интересом, но были и такие, кто не воспринимал этот жанр. И все-таки опера стала распространяться по всему миру, завоевывая симпатии зрителей. Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди – величайший итальянский композитор.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют. В каких театрах идут оперные спектакли? (в муз. театрах)

Чем опера отличается от театра? (в опере музыка первостепенна. Действие оперы происходит под сопровождение симфонического оркестра)

Важную роль в опере играет либретто. Кто знает, что такое либретто? (переводится – маленькая книжечка)

Либретто от итальянского – книжечка, литературная основа оперы, балета, оперетты. Либретто - полный текст музыкально-сценического сочинения, источником которого служит литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, повесть.

В опере мы встречаем произведения как вокального, так и инструментального жанра.

К произведениям вокального жанра в опере относятся: песни, арии, ансамбли, дуэт, трио, речитативы, хор и т.д.

К произведениям инструментального жанра в опере относятся: увертюра (вступление), симфонические картины, эпизоды и т.д.

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

П - способность детей к рассуждению, принятию решений;

4. Организация слушательской деятельности (10 минут)

Сегодня мы обратимся к творчеству Н.А. Римского-Корсакова. Продолжим знакомство с оперой «Садко». На уроках мы уже слушали некоторые фрагменты этой оперы.

В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства. Песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. 

Опера начинается вступлением, которое рисует образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Послушайте вступление и скажите, как композитор нарисовал музыкальную картину моря?

Послушайте «Океан – море синее», определите характер музыки, средства музыкальной выразительности.

В опере «Садко», как в любой сказке много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека.

Послушаем песню Садко «Ой ты, темная дубравушка» и песню Волховы «Колыбельная». Послушайте и охарактеризуйте их.

Что роднит эти образы, а что различает?

(Песни Садко и Волховы написаны композитором в духе народных протяжных лирических напевов. Музыкальное сопровождение напоминает звучание гуслей. Песня Садко как бы пробуждает природу. Поднимается ветерок, а вода начинается колыхаться.

В колыбельной звучат мягкие убаюкивающие интонации, плавная, таинственная, нежная мелодия, словно из старинных напевов. Зачарованным сном спит гусляр. Она поет над спящим Садко свою прощальную колыбельную, после чего разливается в полноводную судоходную реку Волхову. Музыка Садко пробудила в царевне человеческую душу, сердце, которое любит и страдает. Она горячо любит Садко и отдала свою жизнь во имя счастья людей.)

 

 

 

  

 

 

 

Ответы детей

Н. А. Римский «Садко» 

«Ой ты, темная дубравушка»

Волховы «Колыбельная»

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

П - способность детей к рассуждению, принятию решений;

5. Организация исполнительской деятельности

(7  минут)

 

Сегодня мы познакомимся с новой песней «Все мы просто дети» А. Ермолова.

ВХР

Допевание гласных

Удержание мелодии на одном звуке

Замыкание согласных

Собственный показ

Дирижерский жест

Графический показ

Дети исполняют песню.

А. Ермолов «Все мы просто дети»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия (5 минут)

Наш урок уже подходит к концу. Итак, подведём итоги нашего урока. Ответьте на несколько вопросов:

Как называется драматический музыкальный спектакль? Что такое бельканто? Что такое либретто?

С какой оперой мы сегодня знакомились?

Подводят итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Первое путешествие в музыкальный театр

Урок музыки в 5 классе по теме "Первое путешествие в музыкальный театр" по программе Е.Д.Критской...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Урок для 5 класса, Посвящен опере...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Презентация к уроку. % класс, Опера...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

Первое путешествие в музыкальный театр - Опера

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...

Тема урока "Первое путешествие в музыкальный театр"(Музыка 5 класс. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, М.: Просвещение, 2014г).;

Презентация ученицы 5 "А" класса Трошиной Дарьи "Великие итальянские композиторы"( А.Вивальди, Н.Паганини и др.)...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...