Учебная программа по музыке 7 класс.
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Савельева Тамара Захаровна

Рабочая общеобразовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьма Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по музыке для 7 класса.

Программа по музыке для 7 класса изучается  в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4им.Героя Советского союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией Г.П.Сергеевой, Е,Д, Критской

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_muzyka_novaya.doc80.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя школа №4 имени Героя Советского Союза

 А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области

Согласовано (одобрено)                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного методического                                                                                          объединения                                                                            Директор  МБОУ СШ№4

протокол №_________                                                               ________Г.И. Мимангалиева

«_____»______________2016 г.                                                «_____»____________2016 г.                                                                                                                                                                                                

Рабочая программа по музыке в 7 классе

МБОУ СШ №4 им. героя РФ А.Б. Михайлова

2016-2017 учебный год

                                                                                 Учитель Т.З. Савельева

г. Вязьма

пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьма Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по музыке для 7 класса.

Программа по музыке для 7 класса изучается  в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4им.Героя Советского союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией Г.П.Сергеевой, Е,Д, Критской

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета

2) содержание учебного предмета

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по музыке, предполагающее реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования, ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние, поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей как воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (драматургия вокальной, инструментальной и симфонической музыки, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Результаты изучения предмета «Музыка»

В соответствии с требованиями ФГОС выработана определённая система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных, которая устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладение системой учебных действий (УУД).

УУД  - на формирование которых направлен учебный процесс -

умение учиться и самосовершенствоваться, подразделяются на 5 категорий:

  1. Личностные
  2. Познавательные
  3. Регулятивные
  4. Коммуникативные
  5. Информационные

Личностные результаты:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

-удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизация сил и волевой само регуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • основные жанры и стили музыкальных произведений;
  • основные формы музыки и приёмы музыкального развития;
  • название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;
  • характерные особенности музыкального языка Глинки, Бородина, Прокофьева, Свиридова, Шнитке, Щедрина, Калинникова,  Моцарта, Бетховена, Шуберта, Бизе Гершвина, Уэббера;

-особенности  драматургии сценической, камерной и симфонической музыки;

  • -представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Содержание программы:

1.Особенности музыкальной драматургии сценической музыки: Классика и современность Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Светская и духовная музыка. В музыкальном театре. Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин". Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. "Судьба человеческая - судьба народная". Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". Русская эпическая опера. В Музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко Ярославна". Героическая тема в русской музыке. Дж. Гершвин "Порги и Бесс" Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

2.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки:

Камерная инструментальная музыка:этюд.Транскрипция.Ф. Лист

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» и «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена Соната№2 С.С, Прокофьева соната№11 В.А. Моцарта.Симфоническая музыка. Симфония № 103 (« С тремоло литавр») И. Гайд  Симфония № 40 В.-А. Моцарта и симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева Симфония № 5 Л. Бетховена Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта и симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича .Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна

"Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

 Исследовательский проект. «Мастера симфонической музыки»

 Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.

                         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Т№

Тема

Кол-во часов

1

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

20

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

14

Итого


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Музыка 7 класс

(Всего часов – 34часа; 1 час в неделю)

№ урока

Тема1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

часы

1

Классика и современность. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия-Запад .Светская и духовная музыка

1

2

В музыкальном театре. Опера.М.И. Глинка «Иван Сусанин» Либретто оперы

1

3

Опера А. Бородина «Князь Игорь»». Либретто оперы

1

4-5

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. Музыкальный образ оперных героев

2

6

В музыкальном театре. Балет. Типы танцев в спектаклке.

1

7

Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко. Вступление. «Стон Русской Земли».

1

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. «Служить России» Разучивание песни

1

9-10

В музыкальном театре. "Мой народ-американцы" «Порги и Бесс»  Дж. Гершвина. Либретто. Образ героев

2

11

Опера Ж. Бизе "Кармен" Знакомство с либретто. Драматургия.

1

12

Балет Р.К. Щедрина"Кармен-сюита". Драматургия балета

1

13

Сюжеты и образы духовной  музыки. «Высокая месса» И.С. Баха.

1

14

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

15

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Уэббера. Вечные темы.

1

16

Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта

1

17-18

А.Г. Шнитке «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю

«Ревизская сказка» Образы «Гоголь-сюиты»

2

19

Музыкальная драматургия – развитие  музыки.

1

20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

1

Тема № 2 Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

21

Камерная инструментальная музыка «:Этюд» Ф. Шопена. Ф. Лист

1

22

Транскрипция.Ф. Лист

1

23

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» и «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке Шнитке.

1

24-25

. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена Соната№2, 18 С.С, Прокофьева соната№2

2

26-29

Симфоническая музыка. Симфония № 103 (« С тремоло литавр») И. Гайд  Симфония № 40 В.-А. Моцарта и симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева Симфония № 5 Л. Бетховена Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта и

симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

4

30

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна

1

32

"Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

1

33

Музыка народов мира.

1

34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

 Исследовательский проект. «Мастера симфонической музыки»

1

Итого:

34часа

Перечень музыкальных произведений

1.М.И. Глинка "Иван Сусанин" (отрывки из оперы)

2. А.П. Бородин "Иван Сусанин"(отрывки из оперы)

3. Б.И. Тищенко "Ярославна"

4. Д. Гершвин "Порги и Бесс"

5. Э. Ханок "Служить России"

6. Ж. Бизе "Кармен" 9отрывки из оперы)

7. Р. Щедрин "Кармен-сюита"

8. И.С. Бах "Высокая месса"

9. С.В. Рахманинов "Всенощное бдение"

10. Э.Л. Уэббер "Иисус Христос-суперзвезда"

11. Д. Б. Кабалевский "Ромео и Джульетта"

12. А.Г. Шнитке "Ревизские сказки" (Гоголь-сюита)

13. Ф. Шопен Этюд

14. Ф. Лист Этюд

15. А. Шнитке "Кончерто гроссо"

16. А. Шнитке "Сюита в старинном стиле"

17. Л.Ван Бетховен "Соната №8"

18. С.С. Прокофьев "Соната№2"

19.В.А, Моцарт "Соната№11"

20. И. Гайдн Симфония 103( с "тремоло литавр")

22. В.А. Моцарт Симфония №40

23. С.С. Прокофьев Симфония №1

24. Л.Ван Бетховен Симфония №5

25. Ф.Шуберт Симфония №8

26. В. Калинников Симфония №1

27. П.И. Чайковский Симфония №5

28. Д.Д. Шостакович Симфония№7 ("Ленинградская")

29. К.Дебюсси "Празднества"

30. А. Городницкий "Атланты"

31. А.Ермолов "Падают снежинки"

32. А. Ермолов Осенний блюз"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по музыке 5 класс ФГОС 2 поколения

Рабочая программа по музыке для учащихся 5 классов, обучающихся по ФГОС 2 поколения...

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Рабочая  учебная программа по  музыке для обучающихся 1- 2-го  класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)  разработана и составлена в соответствии с федеральным к...

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Данная учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) составлена на основе:примерной программы начального общего образова...

Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год 1-4 классы

Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной....

Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год, 5-8 классы

Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая учебная программа по музыке. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Рабочая учебная программа по музыке в соответствии с ФГОС. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская....

Рабочие учебные программы по музыке для 1- 3 классов.

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 3 классов составлена на основе примерной программы по музыке,  в соответствии с  Федеральным  государственным  образова...