Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»
методическая разработка по музыке на тему

Хуланхова Зинаида Александровна

Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii._2017.docx44.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хуланхова З.А.

Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»

        На современном этапе проблема получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

        Сегодня роль педагога в обучения заключается не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех обучающихся, которые испытывают трудности в обучении и обладают особыми образовательными потребностями.

Данные методические рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для соматически ослабленных обучающихся, получения ими профессионального образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.

Феномен стресса, открытый канадским патологом XX века Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды (стресс полезный –  эустресс и вредоносный – дистресс). Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны.

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • стадию тревоги;
  • стадию резистентности (адаптации);
  • стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер.

Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Соматически ослабленные дети – одна из распространенных «групп риска» в профессиональных образовательных учреждениях, что, очевидно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.

Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение чаще пониженное. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.

Чаще отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (спонтанные или при переутомлении, эмоциональном напряжении), повышенная потливость, колебания артериального давления и др. Распространена метеочувствительность.

Целью изучения учебной дисциплины является знакомство и выработка навыков владения приемами дирижерской техники, с помощью которых можно управлять певческим процессом хорового коллектива. Чтобы решать художественно-творческие задачи исполнения хоровых произведений, необходимо владеть основами дирижерской техники, как средством управления хоровым пением.

Занимаясь с соматически ослабленными обучающимися на занятиях по овладению основ дирижерской техники, необходимо найти правильный подход к организации образовательного процесса, например, важно не заострять внимание на данном недомогании. Общаться со студентом точно так же, как со здоровыми обучающимися (но необходимо быть более наблюдательным, чтобы научиться определять, когда недомогание действительно присутствует).

Для того, чтобы приобщить обучающегося к дирижерско-хоровому искусству, необходимо, прежде всего, воспитать у него любовь к музыке, вызвать интерес к дисциплине, найти мотивацию к своим занятиям, вовлечь в индивидуальную и совместную деятельность. Для этого на первом занятии необходимо предложить видеопросмотр (слушание) музыкальных произведений в хоровом исполнении а,cappella и с сопровождением под управлением дирижера. Просмотреть и разные хоровые составы – детский, женский, мужской, смешанный) и проанализировать роль дирижера в данном коллективе.

При работе над постановкой дирижерского аппарата необходимы физические упражнения, помогающие не только раскрепостить мышечные зажимы, но и создать эмоциональное равновесие, проявить волевые усилия для достижения результата. Эти упражнения можно выполнять как без музыкального сопровождения (пробные), так и под музыку для передачи характера и точности исполнения движений.

Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования практических упражнений:

  • выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения, а затем объединяя их в целое;
  • выполнение движения в облегченных условиях (например, сидя на стуле; свободное падение рук на мягкую поверхность и т.д.);
  • использование сопротивлений (упражнения в паре);
  • использование имитационных упражнений (например, воображаем, что «красим стены», «играем в мяч» т.д.);
  • подражательные упражнения (повторение наглядных движений педагога);
  • использование помощи сопровождения, которое дает уверенность учащемуся при выполнении движения в соответствии с пульсом, метро-ритмом, характером музыки;
  • использование изучаемого движения в сочетании с другими действиями (например, пением мелодии, игрой на инструменте);
  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда и т.д.;
  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (теннисные мячи);

Такими «разминками-упражнениями» можно начинать все занятия, постепенно усложняя задания – выполнение ауфтактов на разные доли такта (постепенно и в разных размерах). Это будет создавать положительный эмоциональный настрой.

Трудности, с которыми обучающийся сталкивается при игре хоровой партитуры на фортепиано, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, иногда нервозности и даже агрессивности. Поэтому, обучая студента с ОВЗ технике дирижирования, необходимо дозировать поступление новой информации, исходя из его возможности усвоения и состояния здоровья, терпеливо подбирая разные методы и приемы, чтобы из трудного непонятного сделать понятное легкое.  

Быстрая утомляемость соматически ослабленных обучающихся не позволяет долго отрабатывать какой-то один навык, поэтому необходимо чаще переключать внимание с одного вида деятельности на другой (игра на инструменте, дирижирование с концертмейстером, пение с игрой на инструменте, беседа по произведению и др.)

Воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач в музыкальном образовании. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия взятых в работу хоровых произведений, детских песен, интонации и тона преподавателя. Необходимо изменять интонации, динамику голоса (громко, тихо, мягко, строго) с учетом характера музыкальных произведений, специфических особенностей, развития и восприятия учебного материала студентом с ОВЗ.

При организации учебного процесса с соматически ослабленными обучающимся необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Избегать  предъявления завышенных требований. 
  2. Сравнивать изменения в результатах овладения навыками только с самим собой. 
  3. Дозировать скорость и объем изучаемого материала в зависимости от состояния обучающегося с ОВЗ.
  4. Привлекать обучающегося к самооцениванию своей работы, результата.
  5. Помнить, что именно в состоянии тревоги обучающийся с такой нозологией «тратит» большую часть своего психического ресурса впустую.
  6.  Способствовать повышению самооценки обучающегося, чаще хвалить, но так, чтобы он знал за что.
  7. Предупреждать заранее обучающегося об изменениях в учебном процессе, требованиях к промежуточной аттестации. 
  8.  Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером.
  9. Обучающийся может находиться и в состоянии повышенного настроения, быть некритичным. В этих случаях необходимо удерживать дистанцию, быть требовательным к принятым на занятии правилам, не снижать объем изучаемого материала, чаще менять виды деятельности.

        Из вышеизложенных рекомендаций можно сделать вывод о том, что обучение соматически ослабленных обучающихся требует от педагога дополнительных навыков общения с данной категорией лиц и определенных знаний по психологии. Для работы также необходимы особый педагогический подход принятия обучающегося таким, какой он есть,  выполнение всех требований  к обучению и эмоциональная выдержка.

Рекомендуемая литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., Просвещение,1973. – 189 с.
  2. Ганим Барбара. Исцеление через искусство.Минск.: Попурри, 2005. - 352 с.
  3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосамотические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
  4. Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В. Ткаченко.— Екатеринбург, 1995. – Выпуск 1.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. – 256 с
  6. Поведение риска: современные направления исследования и профилактики: материалы Международной научно-практической конференции, СПб, 2012 г. / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 262 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...

Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....