Проект "Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьника"
проект по музыке на тему

Захарова Фарида Баграмовна

 Данная проектная работа посвящена изучению влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов и других негативных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx65.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»

                              Проект  в рамках программы ДПО КПК

«Профессиональное становление, развитие и совершенствование учителя музыки в современных условиях»

Тема проекта:  «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьника»

Проект выполнила:  Захарова Ф.Б., учитель

 музыки МБОУ «Набережно – Морквашская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2.

1.Теоретический анализ литературы об исследованиях  ученых, педагогов по проблеме влияния музыки на психоэмоциональное  состояние  людей……………………………………………………………..3.

2. Эмпирические  исследования  влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников…………………………………………………………………..10.

Заключение…………………………………………………………………..20.

Литература………………………………………………………………...…22.

Приложение 1 Фонотека здоровья…………………………………………24.

                                                   

                                                  Введение

       Данная проектная работа посвящена изучению влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьника. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация в школе ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учебе, ухудшению их здоровья. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Также терапия музыкальным искусством может стать решением проблем, связанных с конфликтными семейными отношениями,  улучшения здоровья ребенка в целом. В этом заключается актуальность темы данного проекта.

  История развития общества оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Исследованию проблемы влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека посвящали свои труды такие учёные, как Аристотель, В.М. Бехтерев, Демокрит, И. Догель, Пифагор, Платон, И.М. Сеченов, Ж. Эскироль, З. Фрейд и другие.  Наряду с учёными над данной проблемой трудились и педагоги-музыканты: Л.Д. Назарова, Т. Овчинникова, В.И. Петрушин, Г. Шанских, Т.В. Яковенко и другие.

  Цель  проекта заключается в изучении особенностей влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьника и в разработке рекомендаций по улучшению психоэмоциональной сферы ребенка  с помощью средств музыкального искусства.

Проблема: Каким образом музыка влияет на психоэмоциональное

состояние школьников.

Объект исследования: Психоэмоциональная сфера ребенка как психологическая проблема.

Предмет исследования: Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников.

Задачи:

  • Провести анализ научной литературы по теме проекта.
  • Изучить влияние музыки на психоэмоциональное развитие школьников.
  • Изучить особенности влияния классической и народной музыки на состояние здоровья школьников.
  • Предложить методы по улучшению психоэмоциональной сферы с помощью средств музыкального искусства.

Для исследования использовались теоретические методы: изучение и анализ литературы, анализ экспериментального материала, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистики.

Ценность данного проекта:

Выявление некоторых особенностей психоэмоционального развития детей школьного возраста.

- Изучения влияния музыки на психоэмоциональное  состояние школьников.       Разработка рекомендаций по улучшению психоэмоционального состояния школьников с помощью средств музыкального искусства.

1.Теоретический анализ литературы об исследованиях  ученых, педагогов по проблеме влияния музыки на психоэмоциональное  состояние  людей.

    Изучение воздействия музыки на мозг – сложнейшая научная проблема. Общий результат имеющихся на сегодняшний день исследований говорит о том, что под воздействием музыки наш мозг начинает вести себя несколько иначе, перестраивая, при этом свои биоритмы. Музыка окружает нас повсюду. Музыка к кинофильмам усиливает художественную выразительность происходящих событий в кино. Фанфары военно – духового оркестра создают настроение праздничности и торжественности.  Колыбельные расслабляют,  вносят умиротворение. Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли па каменных флейтах и костяных арфах.

  Музыка издавна связывается с эмоциями. Еще Аристотель считал, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.  Пифагор считал ее одним из проявлений космической гармонии.  Человек  поворачивается к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачивается от неприятных (диссонансов). Почему же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Окончательных ответов у нейробиологов  пока нет.

  Ещё в средние века музыкальная практика была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом и предпочтением человека того или иного характера музыки. Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и других выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с взрослыми и детьми.

  Отвлекающее действие музыки затрагивает больше функций у маленьких детей, чем у старших, с более развитыми когнитивными  функциями. Относительно связи эффекта музыки с возрастом существует мнение, что старшие дети стремятся вытеснить дистресс дифференцированно, а у младших развиваются вербальные поведенческие реакции, и, следовательно, действие музыки наиболее наглядно.

    В.М. Бехтерев в своей работе «Объективная психология» разделял влияние музыки на деятельность сердца, артериальное давление, работоспособность и другие функции на стеническое и астеническое. Стеническое – положительное влияние тоновых раздражителей гармонии звуков и мелодии на функцию органов и обмен веществ. Астеническое влияние (угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов) оказывают шумы,  диссонансы, громкие звуки.   Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. В.М.Бехтерев  доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.

  Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, не спокойствие, эмоциональное расстройство.  На уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния.

    Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её влияния существенно возрос. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений; перинатальная музыкотерапия.

   Центральное место в процессах музыкального восприятия занимают эмоции. Анализируя специфику музыкальных эмоций, В.Н. Холопова выделяет отражаемые (преподносимые) и природные (натуральные) эмоции музыки. Отражаемые эмоции – это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных, причем в музыке XX века, подчеркивает автор, число отражаемых негативных эмоций особенно велико. Природные  (собственные) эмоции в музыке – это те, что заключаются в самом музыкальном материале: в моторно-ритмической среде, мелодико-певческой области, переносимой в тембры музыкальных инструментов. Специфика природных эмоций состоит в их исключительно положительной направленности.    

   Б.М. Теплов утверждал, что музыкальное переживание – это по существу своему есть эмоциональное переживание. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является, по Б.М. Теплову, эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.

  Л.С. Выготский считал, что эмоции долго остаются регуляторами поведения ребенка, и именно им принадлежит организующая роль в становлении личности. 

      Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение  относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

  Большое внимание на уроках музыки педагог должен уделять воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что если мышечная координация не оптимизирована, то в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе.  Когда ребёнок своим голосом, которым разговаривает, поёт свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.  Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки, автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. После занятий вокал терапией  дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокал терапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне.

    Методика В.И.Петрушина.  Он, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и в больницах, с детьми и с взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. В своей практической работе В.И. Петрушин широко использует приёмы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание эффективно насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в  школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для здоровья:

  • формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»);
  • формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»);
  • формулы позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч солнц»);
  • формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я – хороший, ты – хороший!»);
  • формулы радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»).

   Основываясь на исследованиях таких ученых, как В.М. Бехтерев, В.И. Петрушин, С.В. Шушарджан, и других, можно с уверенностью рекомендовать для улучшения психоэмоционального состояния музыку 2-ой половины XVIII века – начала XIX века (Бах, Моцарт, Гайдн, Вивальди, Шопен, Мендельсон). Но эта музыка не только оказывает влияние на психоэмоциональную сферу, но и на творческую, умственную активность, мышление, интеллектуальные способности.

Группа ученых института Филадельфии по изучению нейрохимических связей мозга, дала рекомендации по прослушиванию классических произведений, и распределила их по состояниям в которых они применяются, назвав это «Лечебный эффект от музыки».

К примеру, музыка в стиле барокко:

  • Улучшает память, запоминание новых и иностранных слов, стихов. Она успокаивает, мобилизует механизмы памяти.

Музыка Баха, Генделя:

  • Улучшает логическое мышление и повышает математические способности.

    В чём же секрет воздействия музыки на психоэмоциональную сферу человека? Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на психоэмоциональное состояние: вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма.  Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние.

     Итак, современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием.

2. Эмпирические исследования влияния музыки на психоэмоциональное состояние  школьников.

  На уроке музыки очень важно ребенка  научить любить высокое искусство (классическое и народное). Уже с 1-го класса в школе начинается знакомство с подобной музыкой - фрагменты из симфоний «Перезвоны» В. Гаврилина, П. Чайковского (№4), В. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и других. Используя классическую и народную музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях.  Для того, чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звучащей музыке.  Наблюдения за детьми на уроке  показывают, что музыка,  сопровождаемая просмотром репродукций, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние, усиливает эффект музыкального восприятия.

   Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического эмоционального состояния  школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. В младших классах, например, дети сочиняют: мелодизация собственных имён, образов животных, природных явлений и так далее. Такие творческие задания выполняются индивидуально, но возможно и коллективное создание музыкальных импровизаций на следующие темы: «Наш класс», «Какая сегодня погода?» (по цепочке). Школьник учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. На необходимость включения импровизаций в учебно-воспитательный процесс указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений.                Школьники имеют возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние при помощи не только вокальной импровизации, но и двигательной, ритмической, инструментальной. На уроках музыки в начальной школе широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Среди задач, решаемых учителем при инструментальном музицировании  школьников, стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других).

Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого – опора на ритм, ритмическую композицию. Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и другие. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.

   Вовлечение школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребёнку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу и познавательное развитие.

   Немаловажную роль в корректировке эмоций ребенка играют и некоторые элементы музыкальной речи:  

1.Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека – и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток  и

молекул. Психоэмоциональное состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам.

2. Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение. 

3. Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. 
Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку. 

4. Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или вокального сопрано.

   Предложенные детям отрывки из музыкальных произведений разных жанров были лёгкими для восприятия, гармоничными, с прекрасной мелодией, тембром и постепенной сменой ритма и темпа. Некоторые из них – хорошо знакомыми. Дети с удовольствием слушали музыкальные произведения и делились своими впечатлениями и пожеланиями. Например, прослушав отрывки из произведений классической музыки, испытуемые говорили о том, что они живо смогли представить и красоту раннего утра, и восход солнца, и первые подснежники, и прелести тихого летнего вечера и даже ощутить многообразие ароматов весеннего леса. Большинству же захотелось взять в руки карандаши и отразить свои впечатления от прослушанной музыки на бумаге. Ведь общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале ребёнка.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».

   Первое практическое исследование данного проекта о влиянии  музыки на психоэмоциональное состояние школьников заключалось в том, что детям на уроке были предложены фрагменты народной  музыки.  Песенный фольклор несет в себе большие  возможности по сохранению целостности человеческой личности. В центре внимания здесь – собственно музыкальная деятельность: исполнительская творческая и слушательская.  Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б. Асафьев считал, что пульсация крови, протяжённость вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов. В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием.

   Данная практическая работа проводится с учётом возрастных особенностей  школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.

   Для прослушивания были использованы отрывки из следующих русских народных произведений:

- Русский народная песня «Калинка»

- Русский народный танец «Барыня»

- Русский народный танец «Кадриль»

  Во время прослушивания желающим было разрешено выполнять любые танцевальные движения. Результат не заставил себя ждать. Увлечённые не только слушанием, но и танцем, испытуемые сразу же оживились и на данном этапе исследования показали самый положительный результат влияния музыки на психоэмоциональную сферу.

 Ребятам давалась инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас».  Испытуемым каждый раз предлагалось оценить своё психоэмоциональное состояние до прослушивания музыки и после. После прослушивания музыки функциональное состояние учащихся значительно улучшилось. Если до прослушивания музыки лишь три учащихся оценили своё самочувствие в «5» баллов, то после прослушивания музыки таких учащихся стало двенадцать. Соответственно повысились активность и настроение: до прослушивания музыки в «5» баллов состояние активности не оценил ни один ученик, после – девять учеников, настроение до прослушивания музыки в «5» баллов оценили двенадцать учеников, после – двадцать один ученик. Итак, восприятие народной  музыки дало положительный психоэмоциональный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся. Итак,  у большинства испытуемых после прослушивания музыки поднялось настроение, улучшилось самочувствие, повысилась активность. В то же время снизились тревожность, усталость, подавленность.

  Второе практическое задание.  Школьникам старших классов предложили написать сочинение о том, какую музыку и при каких обстоятельствах хотели бы слушать.  Почти все они написали, что на уроках математики им хотелось бы слушать И.С. Баха и В.А. Моцарта. Причем свое мнение ребята подкрепляли убедительными фактами, свидетельствующими, что произведения И.С. Баха положительно влияют на мозговую деятельность, а музыка В.А. Моцарта еще и развивает умственные способности. Звучание многих старинных  инструментов  (орган, флейта, скрипка)  хорошо действуют на мозг.

   В следующем, 3 –м этапе исследования, участвовали младшие школьники. Им  предложили исполнить знакомые и любимые песни: «Чунга – чанга», «Вместе весело шагать», «Песенка друзей» с импровизацией движений. Учащимся понравилось данное предложение. Они с удовольствием исполняли все песни, радуясь и веселясь. Хотя перед этим уроком многие школьники были малоактивными, без настроения.  После исполнения песен дети с удовольствием делились своими впечатлениями, вспоминали героев мультфильмов, из которых звучали данные песни и просили, чтобы на уроках музыки таких заданий  было больше.  Учащиеся после сеансов такой музыкальной терапии уходили с приподнятым настроением, с выражением радости и оптимизма на лицах, заряженные бодростью и энергией. Самым главным пожеланием у школьников  после проведённого эксперимента было предложение о том, чтобы не только на уроках музыки звучала музыка. Они предлагали во все остальные уроки включать музыкально-ритмические паузы. Проанализировав все высказывания испытуемых и их пожелания, мы пришли к следующему выводу: поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы. Ещё известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

   Для того чтобы правильно подобрать ребенку музыкально-терапевтическое средство, очень важно определить его любимый музыкальный жанр, который ему более всего близок и понятен. Это может быть фольклорная и популярная, эстрадная и джазовая, камерная и оперная, симфоническая музыка и просто различные музыкальные упражнения.

Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно - поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения. Создание спектакля на основе песни является неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокалотерапии и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе спектакля происходит идентификация себя с образом.  Многоплановое восприятие происходящего подготавливает будущий коррекционный момент, который затем проявляется в тех или иных поведенческих реакциях школьников.

   Не менее важно применение на уроках музыки и других уроках музыкально-ритмических упражнений. Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

  Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Если у школьников  угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, они перевозбуждены, не могут уснуть или сосредоточиться, попробуйте помочь им выйти из этих состояний с помощью музыки  (См. Приложение 1 Фонотека здоровья).

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

  • Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
  • Мелодии не такие печальные.
  • Мелодии радостные и веселые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

  • Быстрые, веселые мелодии.
  • Мелодии менее радостные.
  • Мелодии плавные и задумчивые.

     Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия  может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

  Современные дети не очень любят слушать классическую музыку.

Исследователи провели опрос в одной из школ, и результат был таким. Любят слушать  поп музыку – 18 %,  рок музыку – 31%,  реп – 15%,

 классическую музыку – 3%,  другую музыку – 33%. Но дети даже не подозревают о воздействии различных жанров на организм. Классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие

– и на психику и на тело. Духовная музыка снимает болевой синдром. Джаз, блюз и регги избавляет от депрессии. Поп – музыка может, как поднять настроение, так и испортить его. Мелодический рок в небольших количествах снимает нервное и мышечное напряжение.

  Отрицательное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние школьников.

   Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, или, напротив, может вызвать отрицательные эмоции. На кафедре акустики МГУ проводили исследования. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок - композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

Даже 10-минутное “наслаждение” рок-музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря

слуха. Американские  коллеги утверждают,  что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс - гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге.   Хард-рок  нередко  вызывает несознательную агрессию. Реп тоже не рекомендуется для частого прослушивания, он также пробуждает негативные эмоции.

    Другая, не менее значимая проблема,  это  проблема громкой, быстрой и диссонансной музыки, так популярной в настоящее время у старшеклассников. Едва ли не все исследования современных ученых разных стран  указывают на разрушительное воздействие сверх громких звуков на организм человека. Подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом". Швейцарские ученые доказали, что очень громкие звуки вызывают  торможение деятельности коры головного мозга и "растормаживание" подкорковых центров, - состояние сродни опьянению. Особо опасна музыка с аритмией, с частыми диссонансами, отсутствием формы. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление. Шумовые призвуки и дисгармоничные обертоны в музыкально-звуковом спектре серьезно вредят нервной системе: у человека при этом дрожат руки, теряется острота зрения и слуха. Музыка с преобладанием в ней диссонансов, а также резко и одновременно звучащих сочетаний разнородных звуков вызывает и у исполнителей, и у слушателей сильное психоэмоциональное напряжение, в конечном итоге это может привести к серьезной травме психики, вплоть до сумасшествия. Данным приемом широко пользуются кинематографисты, особенно в детективах, "боевиках", триллерах и рекламных роликах. Но почему же так притягательны для подростков дискотеки? Дело в том, что преобладающая ритмическая частота эстрадной музыки - 120 и более ударов в минуту, - именно эта частота активизирует сексуальный энергетический центр человека, расположенный в районе 4 позвонка, что стимулирует быстрое образование эндорфина - гормона, отвечающий за сексуальное удовольствие.  Главный научный сотрудник института психологии РАН, профессор Владимир Морозов объясняет механизм воздействия на людей "тяжелой" музыки: "Человек подвержен удивительному привыканию к какому-то фактору, не всегда полезному, это особенно касается алкоголя, наркотиков, курения; с музыкой получается так же: сначала мы бежим от чего-то жутко неприятного, потом как-то привыкаем, а после - жить без него не можем". Вот она, зависимость!  А последствия? Голландские ученые утверждают, что рок-музыка убивает живые клетки, но может стимулировать рост патологических клеток, в том числе раковых, - кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет; любители музыкального экстрима чаще совершают насилия, самоубийства, склонны к наркомании, нервным срывам.   В современной психологии существует понятие  "темпо мир личности" (собственный темп, ритм жизненной энергии, сознания, личной жизни и т.д. каждого конкретного человека). Этот темпо мир вырабатывает сам человек под влиянием внутренних биоритмов и внешних ритмов, задаваемых обществом (социумом). "Клиповая" эстетика, клубная "dance- культура", которая сегодня буквально навязывается молодежи и подросткам, основана на музыкальных ритмах,  демобилизующих  мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению. И здесь неизбежно возникает так называемый "эффект толпы", при котором человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности.

Справедливы предостережения:  заимствования чужих музыкальных ритмов отнюдь не безобидны.    Сформированные веками национальные мелодии,  отвечают оригинальным био пульсациям каждого этноса. Агрессия чужого ритма может разрушить стереотип поведения человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой.

                                                Заключение

   Воспитание музыкой – важная составляющая  развития школьника. Она помогает развиваться ребенку гармонично,  обогащает его внутренний мир, способствует развитию межличностных отношений, с ее помощью можно корректировать психоэмоциональное состояние ребенка.  В данном проекте изучались особенности  влияния музыки на его психоэмоциональное состояние.  Выявлено, что музыка благотворно влияет на

психоэмоциональную сферу подрастающего поколения. Изучение научной литературы  и педагогический опыт позволяет сделать следующие  выводы:

  1. Музыка как, никакое другое искусство, может влиять на настроение школьника,  создавать его.
  2. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие и тонизирующие, расслабляющие и успокаивающие.
  3. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами у детей, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
  4. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором ребенка, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с физиологическими изменениями.

     Таким образом,  положительные эмоции от прослушивания классической, народной музыки,  высокохудожественной  джазовой и популярной музыки  являются психостимуляторами  позитивных эмоций, радостного восприятия жизни, для активной самостоятельной работы школьников.  Это путь развития как интеллектуальных, так и творческих способностей.

Хорошая музыка, проникая в потайные уголки школьника, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки – это язык души.

Постигая на занятиях философскую музыку И.С.Баха, героику и мужество Л.Бетховена, лучезарность В.А.Моцарта, ребенок воспитывает в своей душе как стойкость, твердость духа, так и эмоциональную отзывчивость и  доброту.

                                                 

                                               Литература

  •  Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина – М., 1983. – С. 61 – 63.
  • Балашова, С.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, Т.С. Шенталинская. – М.: Просвещение, 1993. – С. 14 – 21.
  • Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей /Т. А. Барышева, В. А. Шекалов – Ростов-на-Дону, 2004.–236 с.
  • Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения. / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 1998. – 103 с.
  • Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003.
  • Ветлугина, Н. П. Музыкальное развитие детей / Н. П. Ветлугина. – М., Просвещение 1997. – 121 с.
  • Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский // Книга для учителя, 3-е издание. – М., Просвещение, 1991. – 93с.

  • Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин
  • Кезина, Л.А. Про надомников забыли… // Учительская газета / Л.А. Кезина. 2004. 20 апреля.

  • Левина, Д. Исцеление музыкой // Музыкальная жизнь / Д. Левина. 1991. №4. – С. 32 – 33
  • Лобанова, Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе / Е.А. Лобанова, 2005, №3. – С. 36 – 52.
  • Маляренко, Г.Ю. Формирование музыкального восприятия // Музыкальная психология и психотерапия / Г.Ю. Маляренко. 2009, №2. – С. 46 – 72.
  • Маркус, Л.И. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам / Л.И. Маркус. 1990. № 3. – С. 38 – 42
  • Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1997. – 377 с.
  • Назарова, Л Д. Фольклорная арттерапия / Л.Д. Назарова. СПб.: Речь, 2002. – 114 с.
  • Науменко, Г.М. Фольклорная азбука // Молодежная эстрада / Г.М. Науменко. 1999. № 4. – С. 52 – 67
  • Овчинникова, Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2004.
  • Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
  • Райгородский, Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе / Б.Д. Седунова, Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе / Л.М. Седунова. 2004. № 1. С. 53 – 58.
  • Смирнов, В. А. Слушай, пой, играй / В.А. Смирнов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 67 с.
  • Теплов, Б.М. Избранные труды в двух томах / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
  • Тютюнникова, Т.Д. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Д.

Тютюнникова. – М.: Астрель, 2000. – 98 с.

  • Уэйнбергер, Н. Психофизиология музыки // Музыкальная психология и психотерапия, 2009, №1. – С. 38 – 48.
  • Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5. – С. 28 – 36

                        Приложение 1 Фонотека здоровья

Раздражительность:

Бетховен «Лунная соната

Бах «Кантата №2» («Шутка»)

Беспокойство и тревога:

Шопен «Military-polonaise №3»

Штраус «На прекрасном голубом Дунае»;

Бетховен «Концерт для фортепиано №5(Аллегро)»;

Брамс «Венгерский танец №4»;

Шуберт «Ave Maria».

Озлобленность:

Бах «Ария из сюиты №3»;

Гайдн «Лондонская симфония №104».

Головная боль:

Бетховен «К Элизе»;

Хачатурян Вальс из сюиты к драме «Маскарад»;

Шопен «Прелюдия ми минор»;

Бессонница:

Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола»;

Шуберт «Серенада»;

Сен-Санс «Лебедь»;

Рушель Блаво, альбом № 9 "Музыка огня».

 Гипертония:

Бах Концерт ре-минор для скрипки;

Шопен Ноктюрн ре-минор.

Музыка Моцарта уместна на уроках точных наук (математика, физика).

Произведения эпохи романтизма -  на гуманитарных предметах.

Это музыка Шуберта; Шумана; Чайковского; Шопена; Листа

Настроение умиротворения, внутреннего очищения:

Классическая  и духовная  музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».

Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...

Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования личности ребёнка

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...

Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования лич¬ности ребёнка

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...

Психоэмоциональное состояние современного родителя и его влияние на становление подростковой личности

   В современном постоянно меняющемся мире все больше родителей уделяют внимание материальной стабильности, самореализации, достижению финансовой независимости, тем самым пренебрегая ...

Проект приказа по итогам психоэмоционального состояния 6 - 9 классов

Проект приказа по итогам психоэмоционального состояния 6 - 9 классов и результаты проведения диагностики....

Презентация : " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов 12 - 13 лет на спортивную успешность ".

Данная работа может быть использована при изучении темы " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов на спортивную успешность"Цель презентации : изучить влияние психоэмоциональног...