Тема « Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Тема урока «Образы скорби и печали»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Корчагина Татьяна Андреевна

Это  зачетная  модель  урока   слушателя курсов  повышения квалификации   по программе «Теория и методика обучения музыке в 5 – 8  классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     Санкт – Петербургская Академия Постдипломного

                                Педагогического Образования

                          Кафедра культурологического образования

   

                                     Зачетная  модель  урока

                   слушателя курсов  повышения квалификации

 по программе «Теория и методика обучения музыке в 5 – 8  классах»

                                                             Корчагиной Татьяны Андреевны,

                                                     учителя музыки  и Мировой  художественной

                                                     культуры ГБОУ гимназия № 586

                                                     Василеостровского района

                                         

                                          Санкт – Петербург

                                                     2012 г.

                                   

                                                        6 класс

                                   Программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.

                                                 II триместр.

         Тема « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

                        Тема урока «Образы скорби и печали»

Цель урока:

-  формировать у учащихся представление о стилевом многообразии

музыки XX века.

Задачи урока :

    Обучающие :

                -  Учить различать простые и сложные жанры музыки  на примере

                    Сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана»;

    Развивающие:

                     -  Развивать навыки  нахождения ассоциативных связей между

                        художественными  образами музыки и литературы;

                     -  Развивать способность анализировать приемы воздействия

                        и развития  музыкальных образов  сценической кантаты

                        «Кармина  Бурана»;

                     -  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством немецкого

                        композитора и педагога  Карла Орфа;

                     -  Создавать условия для развития  вокально-хоровых навыков;

                     -  Развивать навыки напевания мелодий классического репертуара;

    Воспитывающие:

                      -  Воспитывать музыкальную и общую культуру учащихся

                      -  Воспитывать внимание слушателя.

Тип урока:  комбинированный   

Технологии и методы, применяемые на уроке:  традиционные (словесные, практические наглядные), развивающего обучения; проблемного обучения;

метод сравнения; метод контрастного сопоставления; метод музыкального

обобщения; метод наглядно-слухового  показа; поисковый метод; дифференцированного и интегрированного обучения.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Музыкальный материал урока: знаменный распев; фрагменты сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»; песня  «Из вагантов» Д.Тухманова, Л.Гинзбурга.

Средства наглядности:

     - запись на доске

     - нотный пример для сольфеджирования, распевания

     - нотная запись  разучиваемого песенного материала

     - презентация к уроку

Оборудование

      - классная доска

      - музыкальный центр

      - пианино

      - компьютер

      - мультимедиа

      - экран

                                                        План урока

 

 1.Организация класса – 2 мин.

 2. Распевание – 3 мин.

 3. Знакомство с жизнью и творчеством Карла Орфа – 5 мин.

 4. Слушание фрагментов  и анализ сценической кантаты К. Орфа

    «Кармина Бурана» -15 мин.

 5. Вокально- хоровая работа над песней – 15 мин

 6. Обобщение урока, рефлексия, домашнее задание –3мин.

                                                     Ход урока                                                    

                   

 

Материал к  уроку

 

       Задачи

           Ход урока

1.

Настроить на

урок.

Организация класса.

2.

Распевание

Подготовка голосового аппарата к вокально-хоровой работе.

Упражнение на дыхания.

Поем сольфеджио весь пример.

Обращаем внимание на поступательное движение мелодии.

Работа над чистотой интонации, унисоном, ритмическим рисунком.

Поем со словами.

3.

Знакомство с

жизнью и творчеством К.Орфа

Работа с музыкальным словарем.

Объявить тему урока.

Научить находить на поставленный вопрос ответ в тексте.

 Объяснение значений новых слов и закрепление старых

Звучит эпиграф к уроку из поэмы вагантов: Слезы катятся из глаз,

                  арфы плачут струны.

                  Посвящаю свой рассказ

                   Колесу Фортуны.

Ребята в учебнике 6 кл, на стр.76

Ищут ответ на вопрос :

Кто такие ваганты? И что обозначает это слово в переводе с латинского языка.

Запись в словарь ваганты -(лат. бродячие) странствующие поэты-музыканты .

 Краткий рассказ учителя о жизни композитора.

Работа с учебником.

Какой подзаголовок имеет кантата?

(мирские песни)

-Как вы думаете, почему такое название?

-Сколько частей в кантате, и какие название они имеют?

- Значение словосочетания сценическая –кантата (Музыкально- театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие)

В кантате три части:

1. «Весна»-рисует пробуждение природы и радость жизни

2. «В таверне»-картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны.

3. «О любви»- воспевание счастья и радость взаимного чувства  

4.

Фрагмент сценической кантаты К. Орфа

«Кармина Бурана»

Пение фрагментов из пролога.

Обращаем внимание на указанные в нотах темп и динамику.

Открывает кантату пролог.

В учебнике (стр.78-79)ноты двух муз. фрагментов.

Поем их закрытым ртом или на слог  «та»(напевая )

Прослушиваем музыку пролога в записи.

-Какие новые краски вносит оркестр

образный строй музыки .

-Найдите выразительный жест, движение , которое передают характер музыки, многократное повторение ритмической фигуры. Исполни под фонограмму Пролог, подпевая главную тему и используя выразительное движение руки.

-Какие образы рождаются в твоем воображении? ( Суровая , драмати-ческая, захватывающая, завораживающая и т.д. музыка)

Основная мысль этого произведения- раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне. 

На следующим уроке мы продолжим работать над этим интересным произведением.

5.

Песня «Из вагантов»

Д.Тухманов, Л.Гинсбург

 Продолжение разучивания песни.

 Продолжение работы над интонацией , проработка сложных фрагментов, работа над ритмическим рисунком, активное проговаривание текста  

6.

Обобщение урока

Обобщение и закрепление полученных знаний

Домашнее задание

 -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какая часть урока вам больше понравилась? Почему?

Предлагаю ребятам по желанию поработать в сети Интернет над поиском аудиофайла с композицией

«Кармина Бурана» в исполнении группы «Linkin Park»

Ресурсы

Учебник Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой «Музыка» 6 кл.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Carmina_Burana

http://www.folkbunker.com/7965-carl-orff-carmina-burana/

http://video.mail.ru/mail/t_designer/1932/

http://slovari.yandex.ru/~книги/Краткий музыкальный словарь/

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»...

Презентация к уроку по музыке 6 класс "Образ скорби и печали" (по программе Е.Д.Критская)

Используются призведениея - Кантата "Stabat mater" Дж.Перголези, "Реквием" В.А.Моцарта...

Методическая разработка по теме: Образы скорби и печали. Реквием Моцарта

Методическая разработка урока по музыке в 6 классеТема урока: «Образы скорби и печали. Реквием Моцарта»Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: Обогатить эмоциональный опыт у...

Образы скорби и печали

Презеньация к уроку музыки в 6 классе...