Формирование музыкальных способностей у детей с умственной отсталостью на уроках музыки.
материал по музыке на тему

Галина Игоревна Тихомирова

    Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых детей ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx14.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Доклад на тему:

Формирование музыкальных способностей

у детей с умственной отсталостью

на уроках музыки.

1.Уровень музыкального развития учащихся значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

   В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.

   Умственно отсталые дети плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов.

    Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых детей ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

2.Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

    Основными видами музыкальных занятий являются пение и слушание музыки. Дети участвуют также в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, сказках, инсценировках, музыкально-литературных композициях, викторинах. Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности школьников с использованием средств, активизирующих работу, повышающих внимание и интерес.

   Уроки музыки с использованием наглядности не только воспитывают музыкальные способности учащихся, но и в значительной степени оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития умственно отсталых детей. К таким дефектам относятся неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Они поддерживают интерес учащихся к учебной деятельности и содействуют выработке у школьников эмоционального отношения к предмету. Во всех разделах урока музыки, включаю распевание, слушание музыки, использую средства наглядности (различные картины, раздаточный и дидактический материал, открытки и игрушки, видеофильмы). Мои наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые дети втягиваются в музыкальную работу.

3. Для активизации познавательной деятельности на уроке музыки я использую разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью, использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, инсценирование.

   Большую помощь в музыкальном воспитании оказывает дидактическая игра. Использование игры мне позволяет в простой, доступной форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях.

   Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки использую музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку». В игре «Какая музыка?» ребёнок определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов).

   Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности детей. У них возникает интерес к музыке. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у моего ученика приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики.

   Музыкально-ритмические движения активизируют развитие музыкальности учащихся, их творческие способности. Имеют большое коррекционное и воспитательное значение.

4.В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки , прошедший с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для умственно-отсталого ребёнка музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Музыкальное восприятие детей с умственной отсталостью

В статье представленна вводная часть объёмного материала о восприятии музыки детьми с умственной отсталостью....

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

открытый урок по музыке и ритмике «Прогулка по зимнему лесу» для особых детей ( глубокая умственная отсталость)

Тип урока – закрепление полученных знанийФорма проведения: фронтальнаяЦели:Обучающая: закрепление знаний о «музыкальном настроении»;Коррекционная: формирование эмоциональной отзывчиво...

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»....