Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"
статья по музыке

Конюшая Татьяна Григорьевна

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, операционно-деятельностный, итоговый.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

                       ПРИМЕНЕНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ   НА  УРОКАХ МУЗЫКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                    Конюшая Татьяна Григорьевна

                                     Учитель музыки средней

                            общеобразовательной  школы № 51

                                       Петроградского района                

           

                                                           

Тема педагогических технологий в последнее время часто обсуждается в учительском сообществе. Само понятие «педагогическая технология» имеет различные трактовки. Анализ этих трактовок не является целью данной работы. Поэтому приведу примеры только двух определений:

- Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)[1].

-  Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)[2].

Как педагога-практика меня привлекает в современных технологиях то, что они помогают учителю работать, а детям учиться более эффективно и с удовольствием. Изучая литературу по названной теме, я обратила внимание на то, что  очень немногие практические примеры касаются нашего предмета или смежных с ним дисциплин. Поэтому заинтересовавшие меня приёмы и техники приходится самостоятельно адаптировать к урокам музыки. На создание приведённых ниже  примеров учебных заданий меня вдохновили книги белорусского педагога, эксперта по ТРИЗ, Анатолия Гина[3];  А. Э. Симановского[4];  сборники «Учителям о ТРИЗ» (выпуски 1 – 6)[5]. Примеры заданий сгруппированы в соответствии со структурой урока.

НАЧАЛО  УРОКА

 «Мордашки» настроения.

Начало урока у нас, как правило, однотипно: учитель поёт приветствие, ученики отвечают. Здесь мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, хорошо, что начало урока строится по определённой схеме. У детей вырабатывается привычка, условный рефлекс, настраивающий их на работу при первых звуках приветствия. С другой стороны, плохо, что каждый урок начинается однотипно – в этом есть элемент скуки, рутины. Для разрешения данного противоречия у нас появились кружки с «мордашками»  . В начале урока учитель задаёт вопрос: «Как будем здороваться – в мажоре или в миноре?». Дети показывают кружок с подходящим «выражением лица». Важно, что ребёнок сам осознаёт своё состояние и видит внимание к себе. Появляется возможность подкорректировать настроение детей при помощи шутки, немного изменить начало урока и т. д. Для контроля можно попросить показать «рожицы» и в конце урока.

ОПРОС

Противоречие, знакомое каждому учителю: на уроке во время опроса тянут руку одни и те же ученики. Понятно, что учителя такая ситуация не может устраивать. Хочется услышать ответ от каждого и в то же время не нужно забывать, что на уроке музыки главное слово должно быть предоставлено музыке – её слушанию и исполнению. Для себя этот вопрос я решила следующим образом. Везде, где это возможно, дети отвечают молча. Примеров можно привести множество. Так, на вопрос «Сколько частей в этом произведении» (сколько раз звучал рефрен, сколько инструментов вы услышали…) можно ответить, подняв нужное количество пальцев. Иногда на доске выписывается три варианта ответов – А, Б, В – и дети поднимают карточку с нужной буквой. Для первого знакомства с мажором и минором у нас есть карточки с весёлой и грустной рожицами, напоминающими «мордашки» настроения. Таким образом, учителю не нужно тратить много времени на опрос, и никто из ребят не может спрятаться за спиной у товарища. Бывает, что нужно выслушать устный ответ ученика. При этом некоторые дети обижаются, если их не спрашивают. Другие же молча отсиживаются на своих местах. Можно просто вызвать ребёнка по журналу, а можно использовать детскую считалку или запустить по классу самолётик: к кому прилетит вопрос, тот на него и отвечает (подобными же способами формируются группы, создаваемые путём случайного выбора – см.ниже).

ПОДАЧА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

«Лови ошибку»

Внимание детей во время урока можно активизировать, если предупредить, что в рассказе учителя будет допущена ошибка. Услышав ошибку, дети должны поднять руку и исправить учителя. Иногда можно использовать данный приём и без предупреждения. Проверить знание слов в песнях можно, намеренно путая слова – такая «ошибка» помогает, к тому же, поднять настроение в классе.

( можно попробовать делать ошибки не только в рассказе, но и в музыке, исполняемой учителем)

Работа в группах

Разделив класс на группы, можно достигнуть нескольких целей: учим детей работать в коллективе, слушать и слышать других, уметь оценивать себя (не навязывать, но и уметь отстоять своё мнение); в увлекательной форме даём новый или закрепляем пройденный материал. Формировать группы можно по желанию учащихся; специально подбирая равное количество сильных и слабых учеников; путём случайного выбора (см. раздел «Опрос»).

Задания группам даются:

- одинаковые. Третьеклассники на уроке по теме «Портрет в музыке» создавали музыкальные портреты знакомых людей и сказочных героев. Для создании я портретов используются всевозможные средства: музыкальные инструменты, вокальная, ритмическая и инструментальная импровизация, шумовые эффекты. На первых порах некоторым группам требуется помощь учителя, затем дети работают самостоятельно. В подобных случаях предоставляется возможность сравнить работу различных групп и подчеркнуть преимущества каждой.

Возможно соревнование между группами. Так, в четвёртом классе, изучая виды оркестров, группы соревнуются, стараясь быстрее и точнее собрать из набора карточек оркестры (народных инструментов и симфонический).

- различные. Прослушивая одно и то же музыкальное произведение, группы получают различные задания. Например, слушая увертюру к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», одна группа пятиклассников подбирает соответствующую цитату из сказки А. С. Пушкина (из нескольких предложенных); другая группа называет музыкальные инструменты; третья – придумывает пластический этюд и т. д.

В третьем классе   группы ребят сочиняли загадки на различные темы:

Тема – музыкальный инструмент. Длинная, но не змея; с дырочками, но не сыр; поёт, но не птица. Что это? (Свирель). Тема: музыкальный театр. Раз, два, три, четыре, пять. Ну попробуй отгадать. Им труднее рассказать – легче просто станцевать. Кто они? (Артисты балета).

 «Мозговой штурм»

Использовать технологию «музыкально-мозгового штурма» возможно тогда, когда предстоит слушать интонационно «неудобное» произведение, непривычное слуху школьников. Условием для успешного проведения мозгового штурма должна быть неоднозначность образного содержания произведения. Например, в программе Е.Д. Критской и Г. П. Сергеевой для шестого класса есть произведение Ч. Айвза «Космический пейзаж («Вопрос, оставшийся без ответа»). Смысл и образы этой музыки можно трактовать по-разному. Обязательно нужно познакомить детей с условиями и правилами работы. Главное условие – никакой критики, все члены команды равноправны. Для руководства работой в каждой группе выбирается руководитель, для фиксации идей – секретарь. Время начала и окончания работы записывается учителем на доске. Поначалу создаётся «банк идей» - любых, даже самых фантастических. Затем идеи обсуждаются, выбирается наиболее удачная, которая и выносится на суд публики. В случае с пьесой Ч. Айвза группам задаётся вопрос: каким образом композитор может выразить взаимоотношения высоконравственного героя и окружающих его суетливых, мелочных людей (варианты для других групп: любящий, но строгий отец и непослушные дети; Бог и грешные люди; поэт и толпа). В поисках ответа ученики опираются на основные средства музыкальной выразительности: ритм, темп, тембр, мелодия, интонация, динамика, лад, регистр. После оглашения всех ответов учитель предлагает послушать, как решил этот вопрос сам Ч. Айвз. Понятно, что, продумав лично проблему создания музыкального образа, ребята будут внимательнее прислушиваться к музыке.                                                                

Пример другого задания  для мозгового штурма: как органному мастеру добиться управления тысячей труб при помощи всего трёх клавиатур – двух ручных и одной ножной.

Метод фокальных объектов

Название происходит от глагола «фокусироваться». Мы концентрируем своё внимание на каком-либо объекте, который нужно изучить или сочинить. Затем произвольно называем ещё несколько объектов, определяем их признаки, соединяем эти признаки с названием основного объекта и описываем ситуацию, когда такое соединение возможно. Например, в пятом классе при изучении темы «Взаимодействие музыки и изобразительного искусства» можно предложить ребятам сочинить мелодию. Основной объект – мелодия. Произвольно называются объекты из области изобразительного искусства и их признаки: карандаш (острый, то есть выражающий в рисунке образ, адекватный острой мелодии), пейзаж (летний), скульптура (изящная). Затем обсуждается (и выражается вокально, или пластично, или хореографично), что такое острая мелодия (со скачками, исполняется стаккато); летняя мелодия (скорее всего, мажорная, лёгка) или изображающая дождь различного характера); изящная мелодия (не тяжеловесная). Следующий этап – попытка сымпровизировать описанную мелодию голосом или на музыкальном инструменте. Вряд ли в результате мы получим шедевр, но это и не является целью работы. Главное – дети учатся думать и говорить о музыке, расширяют словарный запас и развивают творческие способности.

Другим вариантом предложенного задания может быть сочинение ритма – как правило, ритмическая импровизация даётся детям легче.

ИТОГОВЫЕ УРОКИ

«Привлекательная цель»

В конце каждой четверти в средней школе вполне возможно провести повторение музыкального материала, изученного за четверть (полугодие, год). Но гораздо интереснее будет не просто снова прослушивать музыку, пусть и очень красивую, а, к примеру, подбирать мелодии звонков для нового мобильного телефона. В процессе обсуждения можно задавать вопросы о характере, содержании, современности музыкального произведения и составить своеобразный хит-парад из пройденных музыкальных произведений.

«Лови ошибку» (групповой вариант)

В средней школе можно, разделив класс на группы, выдать каждой группе список фрагментов музыкальных произведений для слушания с указанием авторов и названий. При этом в списке допускается несколько ошибок. Группы должны состоять из сильных и слабых учеников. Можно распределить роли в группе, назначив наиболее сильного учащегося «экспертом», который контролирует работу группы и озвучивает ответ (ответ может быть «тихим» - см. выше). Таким образом, более слабые ученики принимают посильное участие в работе и запоминают музыкальный материал.

Игра «В определение».

Каждая группа получает карточку с заданным словом. Нужно рассказать о нём так, чтобы все поняли, о чём идёт речь. Нельзя называть своё слово и жестикулировать – таковы условия игры. В данной игре можно выяснить, насколько глубоко поняли учащиеся пройденный материал.

Игра «Группировка слов»

Проводится индивидуально или в группах. Учащимся даётся список слов. Из них нужно составить как можно больше групп по различным признакам. Например, даны слова: скрипка, ноктюрн, гитара, симфония, вокализ, песня, виолончель, арфа, кантата, балалайка.

Группы:

1. Все перечисленные слова – (всё звучит). 2. Скрипка, гитара, виолончель, арфа, балалайка – (струнные инструменты). 3. Скрипка, виолончель – (струнные смычковые). 4. Арфа, гитара, балалайка – (струнные щипковые).  5. Вокализ, песня, кантата – (вокальные произведения).  6. Симфония, вокализ, ноктюрн – (исполняются без слов).  7. Песня, кантата – (исполняются со словами).  8. Скрипка, виолончель – (изготавливал А. Страдивари). Перечислены не все возможные варианты группировки слов.

В заключение хочется сказать, что приведённые примеры – всего лишь маленькая капля в море возможных находок и открытий. Чем больше  интересных приёмов и технологий окажется в копилке учителя музыки,  тем интереснее нам станет работать, а дети с удовольствием будут приходить на наши уроки.


[1] http://bank.orenipk.ru/Text/t10_225.htm/

[2] www.pedlib.ru

[3] Анатолий Гин. Приёмы педагогической техники. М., «Вита-пресс», 2005.

[4] А. Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, «Академия развития», 1996.

[5] «Учителям о ТРИЗ», вып. 1 – 6, СПб, 1995 – 2008 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Презентация на тему "Современные педагогические технологии на уроке музыки"

В своей работе я посторалась показать те педагогические технологии которые  которые наиболее часто  используются на уроках музыки и которые я сама постоянно использую на своих уроках....

Современные педагогические технологии на уроках музыки

теоретическая часть к семинару для образовательных учреждений...

Современные педагогические технологии на уроках музыки

. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве....