Применение аудиовизуальных технологий при организации уроков музыки
статья по музыке

Активное развитие информационных технологий и огромного количества звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры породили проблему адекватного восприятия детьми и подростками звуковой и в частности музыкальной информации. Педагогические технологии с успехом описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Вместе с тем в сфере культурной подготовки подрастающего поколения возникают большие проблемы, которые связаны с тем, что на детей и подростков воздействует многократно возросший поток низкопробной музыкальной продукции. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение аудиовизуальных технологий при изучении творчества композиторов-импрессионистов на уроках музыки

Активное развитие информационных технологий и огромного количества звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры породили проблему адекватного восприятия детьми и подростками звуковой и в частности музыкальной информации. Педагогические технологии с успехом описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Вместе с тем в сфере культурной подготовки подрастающего поколения возникают большие проблемы, которые связаны с тем, что на детей и подростков воздействует многократно возросший поток низкопробной музыкальной продукции. Влияют также отрицательные установки, порожденные рекламой и индустрией развлечения, большое количество субкультур, которые имеют свои идеалы, являются носителями специфической звуковой среды, в которой порой преобладают мрачно-пессимистические и откровенно деструктивные элементы содержания и средств музыкальной выразительности. К сожалению многие из них тиражируются аудио- и видеотехникой. Данная ситуация накладывает серьезную ответственность на гуманитарную подготовку подрастающего поколения, на те основы, которые закладываются у детей в школьные годы. Их нарушения подрывают ценностные устои и параметры культурного самосознания молодежи, открывают доступ в приобщении личности к примитиву, который может сказаться на дальнейшем отношении данного человека к жизни.

В период школьного обучения важно приобщить ребят к образцам  высокохудожественного и ценностно значимого искусства, в общении с которым большое значение приобретают формы восприятия визуальной информации, насыщенной образами красоты и гармонического совершенства. Интересно, что в данном случае речь идет не только о восприятии произведений изобразительного искусства. Помощь могут оказать музыкальные произведения таких мастеров, например, как композиторы импрессионисты, и в частности Клод Дебюсси. Его произведения неоправданно мало используются на уроках музыки в школе.

Дело может быть не столько в малой осведомленности учителей, сколько в том, что еще недостаточно исследований о широте влияния визуального компонента результативность процесса обучения. Существует проблема целесообразного использования на уроках музыки визуальных, их видов, формы с учетом целей обучения, специфичных характеристик учебного материала и индивидуальных особенностей школьника.

Визуализация – термин, который стал общеизвестным благодаря К. Юнгу, проводившему всесторонние исследования человеческого сознания и психики. Визуализация – важное свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального ряда в своем сознании. Это один из способов, который повышает эффективность обучения школьников и развития их учебных способностей. Дж. Л. Уотсон считает, что наиболее правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом понимании границы понятия «визуализация» на много шире традиционно понимаемого понятия  наглядность». В создании внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность, но и другие средства, подключающие различные органы чувств и формирующие особый язык познания. При восприятии музыки происходит формирование так называемого «внутреннего глаза», т.е. видения, которое повышает восприимчивость ребенка, совершенствует его воображение, способность комбинировать мысли и образы. В связи с этим знакомство ребят с музыкой композиторов импрессионистов весьма интересно. Их сочинения имеют яркую, красочную звуковую палитру, поэтому они предстают перед слушателями как живописно-зримые, наполненные запоминающимися образами. Этим объясняется тот факт, что они способны привлекать внимание учащихся к этому интереснейшему течению искусства конца ХIХ-ХХ вв., а также активно стимулировать детскую творческую фантазию. К. Дебюсси утверждал, что именно красота природы способна пробуждатьхудожественную фантазию человека. Потребность передать в звуках состояние природы, ее образы вызвала поиски К. Дебюсси в области новых звуковых колоритов и красок, неповторимо оригинальных и свежих выразительных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. – М., 2008.

2. Кабалевский Д.Б. Программа по предмету «Музыка» для I—VIII классов. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение критических технологий-залог успешности уроков музыки

Критическое мышление- один из видов интеллектуальной деятельности,характеризующийся высоким уровнем восприятия,понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю.Формирование новог...

Технологическая карта организации урока музыки на основе интерактивной технологии

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «В музыкальном театре», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгля...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе становится актуальной п...