"Россия - наш общий храм"
классный час (7 класс)

Носач Светлана Анатольевна

На классном часу идёт разговор об Отечестве. Что же это такое Малая Родина, Отечество, Родина?

Без хлеба насущного жить невозможно (вспомним слова из  молитвы..), как невозможна жизнь без любви. 

Любви духовной, любви к Богу, к миру,  Им созданному, к земле родной. Именно такой "святой" любви не хватает нам сегодня, чтобы возродить свою страну, Наш общий ХРАМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_hram.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Классный час:  РОССИЯ – НАШ ОБЩИЙ ХРАМ.

 

Расставлены экспозиции, на которых с одной стороны храмы Руси, с другой – пейзажи русской  природы известных художников

Учащиеся класса рассажены по группам (3группы). Звучит музыка «Любовь святая» из музыки к драме Толстого «Царь Иоанн Федорович» Г.Свиридова.

Ведущий: Ребята, всмотревшись и вслушавшись в эти краски и звуки,  о чем каждый из вас вспомнил?  Что увидел? Что представил? Что почувствовал?

Дети: Похоже на природу в деревне  у бабушки. На наш двор, как в русской сказке и.т.д.

Ведущий: Каждый из вас вспомнил и узнал в этом свой уголок, который дорог ему в этой жизни. А что же это такое: дорогое место, близкие люди-все самое дорогое в жизни человека?

Дети:   Малая Родина. Отечество, Родина.

Ведущий:  Правильно. Сегодня мы будем говорить о нашем Отечестве. И классный час наш называется «Россия – наш общий храм». У каждого из вас на парте лежит схема, на которой написано слово Россия и от него как у солнышка разбросаны лучи. Знакомясь с определенной информацией и размышляя по определенным вопросам к концу нашего разговора каждый должен заполнить эту схему,  и против каждого лучика написать определение – какая она, Россия. А еще каждая группа, а у нас их 3 к концу классного часа должна  составить свой символ России из понятий, о которых мы будем говорить в форме каллиграммы или красками в форме рисунка.

Все эти картины рассказывают о России, а она всегда славилась необычайной красотой. А вот как об этой красоте говорит русский поэт Николай  Рачков.                    

                    Перышко с небес

                     А может – слово

                    Если умный, глянь да раскуси.

                    Сколько голубого - голубого,

                    Сколько золотого на Руси!

                    Сколько выгребали, вывозили,

                    Сколько вырубали – не сочтешь.

                    Ну а васильки все так же сини,

                   Глаз не отведешь – какая рожь.

                   И в лесу, и в поле сколько меда –

                   Захмелеет на ветру любой.

                   Свет, какой!

                   Да это у народа

                   Светится душа сама собой.

                   И хулят, и хают  только снова

                   Лезут к нам…. О Господи, спаси.

                   Сколько голубого-голубого,

                   Сколько золотого на Руси!

 

Какими чувствами пронизано стихотворение?

Какой предстает перед нами  Русь?

Дети: Светлой. Красивой.

Ведущий:  Какие строки говорят о красоте, о свете? Прочитайте их.

                   А какие цвета ярче всех на Руси?

                   А почему  именно эти цвета?

(ответы детей: синий и золотой и что значат эти цвета)

Ведущий: (обобщая ответы) Голубой цвет – цвет неба, он подчеркивает чистоту Руси, ее близость к Богу, светлое начало в ней, а золотой напоминает нам о ее богатстве и не только о богатстве земли, но и о богатстве русского духа… Посмотрите.. ничто так не украшает пейзаж любого уголка на Руси как Храм. Он не просто украшает природу, но сливается с ней как единое целое. Крупнейший французский поэт Шарль Бодлер сказал «Природа есть некий храм» и был абсолютно прав. Храм – это природа в миниатюре. Здесь есть все: и высокие правильной формы колонны, словно лесные деревья, пронизывающие пышными кронами небеса, и окна, как просветы в небо, и колокольня, словно ось, по которой божественная энергия спускается на землю, соединяя нас с царством Божьим. Храм, созданный руками человека, прекрасно гармонирует с природой и не только является ее частью, но и олицетворяет природу.

                       Есть просто храм.

                       Есть храм науки.

                       А есть еще природы храм –

                       С лесами, тянущими руки

                       Навстречу солнцу и ветрам.

                       Он свет, в любое время суток

                       Открыт для нас, в жару и стынь

                       Входи сюда, будь сердцем чуток,

                       Не оскверняй ее святынь.

Ребята, а кто из вас был в храме?

А зачем вы туда идете?

А что вам нравится в храме?

-ответы детей-

Ведущий: Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страдающие и плачущие и утешаются, идут растерявшиеся и там получают наставления, идут провинившиеся и там получают прощение. А на Руси храмы всегда были сокровищницами святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храме – иконы, останки святых ( мощи), старинные рукописи. Храм на Руси  являлся главным хранителем православной культуры. Каждый  народ имеет свои дарования, определяющие  характер его стремлений, интересов и жизни, согласно которым народы создают и называют себя. Так по стремлению к силе и богатству, назвала себя «Великая Британия», «Ученая Германия», и Ia Bulle france назвала себя по любви к изяществу и красоте. Русский же народ, особо одаренный  религиозно, назвал себя по особой любви к святости – «Святая Русь»

«Святая Русь» не есть жизнь святого народа, история русского народа есть сказание о его взлетах и падениях, грехах и заблуждениях. Ну-ка, давайте вернемся к стихотворению. Ведь там есть слова об этих ошибках, найдите их.

Дети:  Сколько вырубали, вывозили.

Ведущий: Правильно, а о чем эти слова?

Дети: рассказывают о периоде атеизма в России.

Ведущий:  И все же основной чертой, определяющей и давшей право на  имя «Святая Русь» была и есть  верность к правде: человек «Святой Руси» грешит, но не лжет и потому знает к чему нужно возвращаться, когда согрешил и упал. «Святая Русь» именно есть русская, национальная жизнь, ее характер и настроение, внутренняя жизнь, а не внешняя, не формы жизни и потому отнюдь не надо представлять себе «Святую Русь» только непременно в одеждах того или иного периода. Нет! Она может быть во всех одеждах. И сегодня мы тоже живем на этой земле и должны помнить о ее святынях.

 А сейчас послушайте и подумайте: чем может и чем должно закончиться это стихотворение…

                       

 Кувалдами мою церквушку били,

                        Ограду разнесли на кирпичи.

                        … Как в полусне работали, любили,

                        Мечтали на печи про калачи

                        То скверный мат, то самогон, то бражка –

                        Вся жизнь пошла, как тот алтарь, на слом

                        Но мчались годы…

Как вы думаете, как может и как должен закончиться этот стих?

(ответы детей…)

А вот как его закончил поэт…

                Церковь как ромашка,

                Вновь расцвела в моем селе родном

                И тех уж нет, и этих очень мало

                Но как светла молитва, горяча,

                Когда из сердца выплеснется: «Мама»,

                Светлей икона,

                Трепетней свеча.

                Поймешь, что не возможно по-иному,

                Что в этом мире мы всегда в долгу

                И тянется душа опять к святому,

                К церквушке той,

                К ромашке на лугу.

Ведущий:  Выстояла, выжила и возрождается! Что же помогает пережить невзгоды нашему народу, стране, нам?

Дети: Вера, любовь, молитва…

Ведущий:  Назовите те понятия, которые всплывают в памяти, когда мы говорим «Святая Русь»

Дети:  икона, свеча, молитва и.т.д.

Ведущий: Поскольку мы не один классный час посвятили этой теме, то сейчас мы попробуем хоть частично рассказать об основных составляющих святости Руси.  

Звучит Стихира и на экране высвечиваются иконы святых, начинает 1 группа.

           Святые земли русской.

  1. Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. Священной личностью нашей страны, в памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский.

     Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осеняясь –

Меч в руке, уста с молитвой,

Побеждал великий князь

Сотни лет прошло

С той были,

Многие ушли, как дым…

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым.

Преподобный Сергий Радонежский был известен не только своей духовной жизнью, но и участием в политической жизни страны. Из жития преподобного Сергия, в миру - Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Когда будучи еще юным отроком, Варфоломей встретил  молящегося старца и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

Княгиня Ольга – одна из первых христианок нашей земли, а внук ее князь Владимир, прозванный Красным солнышком,  крестил Русь.

Илья Муромец не только былинный герой, он - русский святой, преподобный Илья Муром Чудотворец.

 Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, посвятившие свою жизнь просвещению славян.

Это лишь небольшая часть святых, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Русская православная церковь установила день памяти всех русский святых, и в честь этого праздника была написана «икона всех святых, в земле Русской просиявших».

По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В центральном радужном медальоне Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого  Иоанна Крестителя, и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий. Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева, заключенная в круг, освящает собор русских святых. В нижней части иконы – корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками – просветителями Русской земли. Сердцевиной царства является «Славный град Москва». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божьей Матери.

Высвечивается икона Владимирская Божья матерь.  Звучит «Богородице Дево радуйся» (продолжает 2 группа)

               

                 Не на троне – на ее руке,

                 Левой ручкой обнимая шею,

                 Взор во взор, щекой припав к щеке…

Икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, и образ остается неизменным.

                  Нет в мире ослепительнее чуда

                  Откровенья вечной красоты!

Икона – это целый мир светлый и чистый

               

                 Строгие лики… на фоне икон

                  Звонких кадильниц дым голубой

                  Дай мне растаять,

                  Боже великий,

                  Ладаном синим перед тобой.

Икона – это Слово в образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом без зла и неправды. К этому миру и тянется душа человека. Икона всякая чудотворна. Чудотворна  же потому, что через ней верующий  общается с Первообразным и приобретает благодать. На икону не смотрят, ее не «переживают», а на нее молятся.

   Далее 3 группа рассказывает о молитве.

На фоне «Вечерней музыки» В.А.Гаврилина…

              Как много было храмов на Руси!

               Всегда к церквушке приведет дорога

               Ты хлеб расти и травушку коси

               И не забудь, что все тебе – от Бога

               Насколько все же помыслы чисты

               Когда вкушаешь хлеб просвирки пресной

               Душа цветет от дивной красоты,

              От высоты и славы поднебесной.

               Все воскресим!

              Все восстановим вновь!

              По всей стране – от края и до края!

              Всем на земле, как хлеб, нужна любовь.

              А нам, чтобы любовь была святая.

Ведущий: А что это за святая любовь?

Дети: Любовь к миру, к Богу, к ближнему…

Ведущий:  Взоры и душа человека всегда с благоговением и благодарностью устремлялись к богу, к небесам. Вот почему любая дорога обязательно вела к храму. А с храмом связывались чистота помыслов, покаяние и очищение. Без хлеба насущного жить невозможно (вспомним слова из молитвы…), как невозможна и жизнь без любви. Любви духовной, любви к Богу, к миру, им созданному,  к ближним своим, к земле родной.

Именно такой «святой» любви не хватает нам сегодня, чтобы возродить свою страну. Наш общий ХРАМ.

Ну а теперь нам интересно посмотреть какие же символы «Святой Руси» вы смогли составить из слов и красок.

(дети демонстрируют свои работы)                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Интерактивная познавательная конкурсная программа для среднего школьного возраста "РОССИЯ - наш общий дом"

Целью проведения интерактивной познавательной конкурсной программы "РОССИЯ - наш общий дом" является проверка и закрепление знаний о России, государственных символах, воспитание патриотизма, чувства г...

Россия-наш общий дом

Презентация для внеклассного мероприятия " Быть патриотом в  России. Что это значит для тебя?"...

«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»

Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...

Патриотическое мероприятие «Россия – наш общий дом»

Исторически сложилось так, что Россия – Родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество России обусловлено крепкой ...

конспект урока по теме"Россия-наш общий дом"

Тема урока "Россия-наш общий дом"(конспект)...