Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Цах Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5), а также авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. В данную  рабочую программу включены только разделы  предмета «Музыка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_5-8.doc262 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________

______________________

Протокол № _____

от «____»_________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР»

 __________

   

_____________________________

от «____»_________2018г.

«Утверждаю»

Директор

_______________________

Приказ №____

от «____»_________2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

  МУЗЫКА

Уровень обучения: основное общее образование

( 5-8 классы)

Принято на заседании                                                               Составитель:

педагогического совета                                                              Цах Ирина Вячеславовна,

 Протокол  № ___от _______г.                                                  учитель музыки

                                                                                         

2018 -2019 гг.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5), а также авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. В данную  рабочую программу включены только разделы  предмета «Музыка».

При разработке программы использовались следующие документы:

-  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями);

-  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений (уровень основное общее образование) учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю. Таким образом,  курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели) в год. Рекомендуемый общий объем учебного времени составляет 136 часов.

Основными формами организации учебного процесса являются групповые и коллективные, также возможны работа в парах и индивидуальная работа. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря следующим видам деятельности:

  • наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
  • воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
  • разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
  • игре на музыкальных инструментах;
  • импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  •    развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
  •    проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
  • импровизировать в пении, игре, пластике;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Выпускник научится:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
  • оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования. 

Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Выпускник научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться

  • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
  • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; 
  • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

II. Содержание учебного предмета «Музыка»  с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

1.

Музыка и литература (16ч)

Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Музыка как главное действующее лицо (на примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Творческие работы учащихся.

Виды деятельности:

-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.

-Проявлять отзывчивость

-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении

-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.

-Находить связи, владеть музыкальными терминами,

Форма урока:

-Урок ознакомления с новым материалом

-урок экскурсия в прошлое

- урок закрепления изученного

-урок применения знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

2.

Музыка и изобразительное искусство (18ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой,архитектурой). «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Композитор–поэт–художник; родство музыкальных и художественных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Виды искусства (временные, пространственно-временные). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Творческие работы учащихся. Урок -концерт

Виды деятельности:

-Размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.

-Творчески интерпретировать.

-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

-Делиться впечатлениями.

-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Форма урока:

-комбинированный урок

-урок-путешествие

-урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-видео-урок

-урок обобщения и систематизации знаний

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

Практическая часть ООП

Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт

2 ч

6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Творческие работы учащихся.

Виды деятельности:

-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.

-Проявлять отзывчивость

-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении

-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.

-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.

-Творчески интерпретировать

Форма урока:

-Урок ознакомления с новым материалом,

- урок закрепления изученного,

-урок применения знаний и умений,

-урок обобщения и систематизации знаний,

-комбинированный урок,

-интегрированный урок.

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Творческие работы учащихся. Урок- концерт.

Виды деятельности:

-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

-Делиться впечатлениями.

-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы

Форма урока:

-урок-путешествие,

-урок экскурсия в прошлое,

- урок-диалог,

-урок-репортаж

-урок-викторина

-видео-урок

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

Практическая часть ООП

Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

2 ч

7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

1.

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

(17 часов)

 «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Творческие работы учащихся.

Виды деятельности:

-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.

-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении

-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.

-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.

Форма урока:

Урок ознакомления с новым материалом,

-урок экскурсия в прошлое,

- урок закрепления изученного,

-урок применения знаний и умений,

-урок проверки и коррекции знаний и умений,

-комбинированный урок,

-интегрированный урок.

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

2.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (17ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь и развитие. Общие закономерности развития музыки. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.

Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

Виды деятельности:

-Творчески интерпретировать.

-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

-Делиться впечатлениями.

-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений

Форма урока:

-урок-путешествие,

-урок экскурсия в прошлое,

- урок-диалог,

-урок-викторина,

-видео-урок,

-урок обобщения и систематизации знаний.

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

Практическая часть ООП

Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

2 ч

8 класс (34 часа, 1 час в неделю)

        

№ п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

1.

Классика и современность (17ч)

Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления.

Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.

Творческие работы учащихся.

Виды деятельности:

-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и любой другой творческой деятельности человека.

-Проявлять отзывчивость.

-Исполнять песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении.

-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.

-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.

Форма урока:

-комбинированный урок,

-интегрированный урок,

-урок-спектакль,

-урок-путешествие,

-урок экскурсия в прошлое,

- урок-диалог,

-урок обобщения и систематизации знаний.

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

2.

Традиции и новаторство в музыке (17 ч)

Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах. Музыка  как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления.

Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

Виды деятельности:

-Творчески интерпретировать

-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

-Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Форма урока:

-комбинированный урок,

-интегрированный урок,

-урок-кроссворд,

-урок-викторина,

 -видео-урок.

Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

Практическая часть ООП

Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

2 ч

III. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»

УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

5 класс

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Музыка и литература (16ч)

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

1

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

1

4

Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

1

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

1

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

1

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Оперная мозаика.М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Творческие работы учашихся. Урок-концерт.

 

1

Музыка и изобразительное искусство (18ч)

17

Мир композитора

1

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

19

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1

20

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

1

21

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»

1

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

1

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  «Весть святого торжества».

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

26

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»                                  

1

27

Образы борьбы  и победы в искусстве.

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе...

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

1

34

Мир композитора. С веком наравне . Творческие работы учащихся.Урок-концерт.

1

 6 класс

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов

1

3

Два музыкальных посвящения

1

4

Портрет в музыке и живописи

1

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль»

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

8

Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

9

 Старинной песни мир

1

10

Народное искусство Древней Руси

1

11

Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»

1

12

«Перезвоны». Молитва.

1

13

«Небесное и земное» в музыке Баха.

1

14

Образы скорби и печали

1

15

«Фортуна правит миром»

1

16

Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт.

1

17

Джаз – искусство 20 века. 

1

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.)

18

Вечные темы искусства и жизни

1

19

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.

1

20

Ночной пейзаж. Ноктюрн.

1

21

Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года.

1

22

Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт.

1

23

Космический пейзаж.

Быть может вся природа – мозаика цветов.

1

24

Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш.

1

25

Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы.

1

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40.

1

27

Симфоническое развитие музыкальных образов.

 «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана»

1

28

Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

1

29

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы

1

30

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды.

1

31

Мир музыкального театра. Мюзикл.

1

32

Мир музыкального театра. Рок-опера.

1

33

Образы киномузыки.

1

34

Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

1

7 класс

                               

Тема урока

Кол-во часов

Особенности  драматургии сценической музыки (17 ч)

1

Классика и современность.

1

2

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

1

3

Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин».

1

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера

1

5

Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

1

6

 В музыкальном театре. Балет «Ярославна».

1

7

Героические образы в русской музыке.

1

8

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.

1

9

Опера «Порги и Бесс».

1

10

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

1

11

Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо

1

12

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

13

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение.

1

14

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы.

1

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт

1

16

Музыка  к драматическому  спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

1

17

Музыка  к драматическому  спектаклю. «Ромео и Джульетта».

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.)

18

Музыкальная  драматургия - развитие   музыки

1

19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

1

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

21

Транскрипция

1

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

1

23

Циклические формы инструментальной музыки.

1

24

Соната. Соната. Сонатная форма.

1

25

Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт.

1

26

Симфоническая музыка.Жанр симфонии.  Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.

1

27

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

1

28

Симфония № 5 П.Чайковского.

1

29

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

1

30

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1

31

Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром  В.А Моцарта

1

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

33

«Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».

1

34

 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие работы учащихся. Урок-концерт

1

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

        Раздел №1    Классика и современность (17 ч)

Искусство в жизни современного человека (3 ч)

1

1

Искусство вокруг нас.

1

2

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

1

3

Современные выдающиеся, композиторы, вокальные  исполнители и инструментальные коллективы.

1

Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

4

Искусство рассказывает о красоте земли.

1

5

Музыкальный фольклор.

1

6

Может ли современная музыка считаться классической?

1

7

Классическая музыка в современных обработках.

1

8

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

9

Портрет композитора в литературе и кино.

1

10

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Музыка как универсальный способ общения (7 ч)

11

Мир в зеркале искусства.

1

12

Роль искусства в сближении народов.

1

13

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

1

14

Стиль как отражение мироощущения композитора.

1

15

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

1

16

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творческие работы учащихся. Урок-концерт    

1

17

Музыкально – поэтическая символика огня.

1

Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке

(17 ч)

Красота в искусстве и жизни (11 ч)

1

18

Что есть красота.

1

19

Откровенье вечной красоты.

1

20

Застывшая музыка.

1

21

Есть ли у красоты свои законы.

1

22

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.

1

23

Преобразующая сила музыки как вида искусства.

1

24

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

1

25

Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

1

26

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

1

27

Романтизм в русской музыке.

1

28

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов

1

Прекрасное пробуждает доброе (6 ч)

29

Преобразующая сила искусства.

1

30

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

31

Оперы Н. Римского – Корсакова.

1

32

Произведения вокальной и инструментальной музыки

1

33

Песенное творчество современных авторов.

1

34

Обобщающий урок. Творческие работы учащихся. Урок-концерт

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана  Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана  Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории             ...

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5-7 класса

Рабочая программа по предмету «Музыка» для V—VII классов разработана исоставлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования (приказ Министерств...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)

Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под ре...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.

Рабочая программа по русскому языку. 5 часов в неделю. Цели и задачи. Содержание.Планируемые результаты....

Рабочие программы по английскому языку ( 2019-2020 уч.год) Предметная линия учебников «Английский в фокусе»

Рабочая программа по английскому языку  5 класс . Предметная линия " Английский в фокусе"...