Мотивационные особенности начинающих музыкантов-инструменталистов как фактор повышения профессионального мастерства.
статья по музыке

Исследовательская статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnye_osobennosti_nachinayushchih_muzykantov.docx25.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств»

Мотивационные особенности начинающих музыкантов-инструменталистов как фактор повышения профессионального мастерства.

(исследовательская статья)

Автор: преподаватель

теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДШИ»

Кузьмичева Лия Владимировна.

г. Нижнекамск

2018г.

Решение проблемы мотивации к музыкальной деятельности начинающих музыкантов непосредственно повышает уровень становления их профессионального мастерства. А от мастерства музыканта зависит, какого качества будут воспринимать слушатели музыкальные произведения, что повлияет на их интеллектуальный уровень, повысит музыкальную культуру России в целом.

В деятельность музыканта-исполнителя В.И.Петрушин включает коммуникативные способности, самосознание, самоконтроль. В частности, он отмечает, что коммуникативные способности особенно важны, если начинающий музыкант включается в коллективную музыкальную деятельность играя в оркестре или участвуя в хоровом исполнении. Чтобы достичь хорошей слаженности в ансамбле, музыканту необходимо всё время слушать свою партию как бы со стороны, то есть с позиции своих партнеров. Если музыкант не владеет позицией стороннего наблюдателя, то его исполнение будет грешить многочисленными ошибками, корень которых лежит в отсутствии умения слушать себя со стороны.

Самопознание часто проявляется и в моменты раздумий о своей деятельности. Музыкант может вспомнить о своём неудачном выступлении и снова пережить ощущения неловкости и смущения представляя себе аудиторию, перед которой он выступал. Когда он чувствует, что его поведение не соответствует нормам поведения, которые от него ожидают другие, он испытывает чувство вины (а это одна из форм самонаказания), а иногда и страх, и стремление избежать неудачу.

Важным моментом деятельности музыканта-исполнителя, как считает В.И.Петрушин, является самоконтроль. Он приводит следующие примеры. Часто многие педагоги напоминают своим ученикам о том, чтобы они более внимательно слушали самих себя. Но нередко можно наблюдать, что многие начинающие музыканты не умеют хорошо слышать и слушать ошибки в собственном исполнении. Способность к самокритике и самоконтролю во время игры самым тесным образом связана со сформированностью у музыканта «Я-концепции».

Для определения уровня мотивации к избеганию неудач была использована методика Т.Элерса, которая позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем. Испытуемым предлагался список из 30 строк, по 3 слова в строке. В каждой строке выбирается только одно из 3-х слов, как наиболее точно характеризующее.

Анализируя процентное распределение уровней данной мотивации по методике Т.Элерса, можно говорить о принадлежности большинства музыкантов-40% (10) испытуемых - к среднему показателю защиты, 28% (7) имеют низкий уровень мотивации, и противоположному, крайнему показателю – высокому и очень высокому – соответствуют 20%(5) и 12%(3) испытуемых.

Мотивация к избеганию неудач тесно взаимосвязана со стремлением к достижениям, а также с успехами и провалами в жизнедеятельности людей. Но отличительная особенность данной мотивации, прежде всего в том, что качество выполняемой деятельности будет тем ниже, чем выше становится уровень мотивации к избеганию неудач и защите (высокий и очень высокий уровни). И наоборот, в случае умеренного или же низкого процентного показателя качество деятельности у испытуемых повысится. Подавляющее число испытуемых имеют низкий и средний уровни мотивации. Этот факт позволяет нам предположить наличие у данных музыкантов способности к проявлению решительности при возникновении неопределенных ситуаций, умения не теряться в ситуации соревнования, а также способности демонстрировать большое упорство при столкновениях с препятствиями. И, как следствие, данное большинство испытуемых отличает высокая мотивация к успеху, а потому опасность попадания в неприятные случаи и ситуации снижается, т.е. проявляется крайне редко. С другой стороны, для испытуемых с высокими показателями мотивации, которые составляют одну треть от общего количества музыкантов, характерна усиленная установка на защитное поведение. Это говорит о страхе перед неудачами, которые могут угрожать их престижу, выставить «в не лучшем свете» (в данном случае мы говорим о именно об экстремальных ситуациях, концертных выступлениях, т.е. тех необходимых условиях, при которых возможно проявление данной мотивации в музыкальной деятельности). Несомненно, что отличительной чертой музыкантов с высокими показателями становится также наличие того опыта неудачных выступлений, при которых испытуемые не достигли желаемого результата, вследствие чего устанавливается тенденция предпочитать малый, или наоборот чрезмерно большой риск. Можно с уверенностью предположить, что в отличие от них, у испытуемых со средним и низким уровнем мотивации опыт профессиональной деятельности состоит из достижений безопасных результатов при раскованном поведении, и поэтому они склонны к предпочтению адекватной степени риска – этот факт, безусловно, приводит к ослаблению установки на защиту. Необходимо заметить, что, используя в данных суждениях само понятие «страх», мы подразумеваем, скорее, неуверенность музыкантов в своих профессиональных силах и возможностях, например, боязно забыть нотный текст и т.п. ошибки. В большей степени это присуще испытуемым с высокими показателями мотивации, в частности молодым исполнителям, но тут сама по себе память, как писал известный музыкант Г.М.Коган, не при чем, так как исполнители «волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются».

 Кроме этого, отличие музыкантов с высокими показателями от испытуемых с противоположным уровнем заключается также и в повышенном страхе перед тем, к каким последствиям приведет возможная ошибка и как они будут выглядеть перед зрителями, то есть в данном случае появляется боязнь произвести неблагоприятное впечатление, к которому исполнитель так стремится. В результате справедливо предположить, что 20% и 12% музыкантов защитная установка как следствие высоких показателей мотивации может проявляться в самых разных формах поведения. Вполне возможна ситуация, когда данные музыканты, чрезмерно опасаясь сбоев в своей игре, сознательно ориентируются на выбор достаточно несложных для них произведений, попросту понижая планку своего профессионализма – достаточно обидная ситуация, потому что зачастую исполнитель, являясь в принципе вполне одаренным музыкантом, не раскрывает максимум своего потенциала и возможности. По сути, такое защитное поведение у данных испытуемых заключается в обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами, которое является причиной провала исполнительской памяти. «Сверхконтроль» над давно выработанными исполнительскими навыками, над автоматически налаженными психическими процессами (по мнению Л.А.Беренбойма) приносит вред, понижает качество исполнения, если совершается перед выступлением или на экзамене. Поэтому можно предложить, что у испытуемых с низким и средним показателями небольшая установка на защиту позволяет им чувствовать уверенность, что произведение выучено надежно. Такое чувство помогает адаптироваться данному проценту музыкантов к эмоциогенной обстановке зрительного зала, к техническим и и выразительным средствам, которые необходимы для воплощения художественного образа исполняемой музыки, к неожиданностям, подстерегающим их во время выступления, вследствие чего данные музыканты в слабой ориентировке на избегание неудач способны высоко оценивать собственную интерпретацию  сочинения, наиболее творчески относясь к выбору исполнительского варианта, то есть они в меньшей степени поддаются тревоге, тогда как испытуемые с высокими показателями мотивации весьма тревожны и в своей защитной установке довольно часто преувеличивают значение предстоящего выступления. Вероятно, им кажется, что концерт, к которому они так долго и тщательно готовятся, чуть ли не самое важное событие в жизни. А нагнетание излишней тревоги за исход выступления, как следствие повышенного стремления избежать неудачи, не дает появиться тому чувству творческого подъема и окрыленности, которое так необходимо для успеха и достижений в профессиональной деятельности музыкантов.

Таким образом, определяющая характеристика полученных данных мотивации заключается в следующем: музыканты, демонстрирующие высокие показатели к защитному поведению, стремятся сводить риски к минимуму в исполнении музыкальных программ. Такое стремление – это прямой показатель неуверенности испытуемых в своих исполнительских профессионально важных качествах, отсутствие у них необходимого уровня надежности и артистизма. А желание перестраховаться обуславливает упрощенные исполнительские варианты (снижение темпа и др.) и интерпретации произведений. По сути, принципиальное различие между данными испытуемыми состоит как раз в том, что у одних музыкантов главное в исполнительстве – не сделать ошибку, не показаться профессионалом, а для других – музыкантов с низкими (а также средними) показателями – эмоционально раскрыться в музыкальных образах. И эта разница – достижения качества в состоянии тревоги либо же в состоянии вдохновения – определяет возможность трудности для других достигать успехов в профессии, что указывает на прямую взаимосвязь данной мотивации с мотивацией успешности, их взаимообусловленности.

Решение данной проблемы на высоком профессиональном уровне поможет начинающим музыкантам достичь успехов в профессиональной деятельности, что будет непосредственно отражаться на качестве российской музыкальной культуры в целом.

Литература.

1. Коган Г.М. - Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968

2. Петрушин В.И. -  Музыкальная психология. — Академический проект, 2006

3. Петрушин В.И. -  Музыкальная психотерапия. — изд. «Владос», 1999

4. Пряжников Н. С. — Мотивация трудовой деятельности.- 6 изд. М.2008

5. http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-professionalnyh-kachestv-studentov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Повышение профессионального мастерства преподавателя СПО как фактор обеспечения качества образования

Роль педагога в наше время велика как никогда: современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие этого, на сегодняшний де...

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (методический семинар по наставничеству)

Материал к методическому семинару по наставничеству для педагогов, реализующих образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Семинар посвящен рассмотрению проб...